Физкультминутки (ФМ) для улучшения мозгового кровообращения

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

ВИДЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.

Учитель: Володина Т.В.

Г.

Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте - все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях.

Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идёт процесс его психического развития. Двигательная активность ребёнка не только способствует возрастанию мышечной силы, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребёнка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идёт со значительным превышением, т. е. создаётся некоторый её избыток. Именно поэтому прирост мышечной массы - это предпосылка к выполнению ещё больших по объёму и интенсивности нагрузок.

Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение негативно сказывается на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движений приводит к нарушению осанки, к ослаблению функций дыхания и кровообращения.

Снижение естественной двигательной активности у детей ведёт к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимаемых нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется организм в целом, что ведёт к более частым заболеваниям.

Возраст от 6 до 14 лет - период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации.

Неуравновешенность возбудительно - тормозных процессов центральной нервной системы обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. Глаз, как орган, заканчивает своё структурно - функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, т. е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения находится в стадии интенсивного развития.

С учётом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока (если тот длится не менее 40 минут). Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.

Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Время начала физкультминутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки, является 15-я - 20-я минута урока. В первом классе рекомендуется проводить по две физкультминутки на каждом уроке. Во 2-ом - 4-м классах рекомендуется проводить по одной физкультминутке, начиная со 2-ого или 3-его урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Длительность физкультминуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Однако психика ребёнка, особенно в раннем возрасте, устроена не так, что малыша практически не возможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно; он делает не оттого, что «надо» и «полезно», а оттого, что ему это нравится.

Требования к проведению физкультминуток:

-Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.

-Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнения упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

-Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости.

Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные ситуации. Это вызывает искренний смех у детей. Непринуждённая весёлая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором.

По функциональному характеру существует следующие виды физкультминуток:

  • Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения;
  • Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук;
  • Физкультминутки для снятия напряжения с мышц туловища;
  • Физкультминутки для снятия утомления с мелких мышц кисти

Физкультминутки (ФМ) для улучшения мозгового кровообращения

1). Исходное положение - сидя на стуле.

1-голову наклонить вправо;

2-исходное положение;

3-голову наклонить влево;

4-исходное положение.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный,

2). Исходное положение - стоя, руки на поясе.

1-поворот головы направо;

2-исходное положение;
3-поворот головы налево;

4-исходное положение.

Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

3) «Ленивые восьмёрки» - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания.

Нарисовать в воздухе в горизонтальной поверхности цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой рукой. Затем сразу обеими руками.

4) «Пароход»

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, чуть согнуты – пароход, большие пальцы подняты вверх – труба.

5) «Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «щепотке», соприкасаются кончиками. Дуем на них. Пальчики принимают форму шара. И в обратном направлении.

2. Физкультминутки (ФМ) для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1) Исходное положение - стоя, руки на поясе.

1-правую руку вперёд, левую вверх;

2-переменить положение рук.
Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Темп средний.

2) Исходное положение - сидя или стоя, кисти тыльной стороной на поясе.

1 -2 - свести локти вперёд, голову наклонить вперёд;

3-4-локти назад, прогнуться.

Повторить 5-6 раз. Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

3) Исходное положение - сидя, руки вверх.

1-сжать кисти в кулак;

2-разжать кисти.

Повторить 6-8 раз.

Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4)Исходное положение- основная стойка: руки на пояс,

1- руки в стороны;

2- руки вверх, хлопок над головой;

3- руки в стороны;

4 – исходное положение.

Повторить 2-3 раза.

5) И.п. – стойка: ноги врозь, руки внизу.

1 – руки вверх;

2 –3 наклоны вперед, хлопки по коленям;

4 – вернуться в и.п.

Повторить 2-3 раза.

6) 1 – Мы руки поднимаем,

2 – Мы руки опускаем,

3-4 -Качаем головой.

1-2 – Мы хлопаем руками,

3-4 - Мы топаем ногами.

На месте ты не стой.

Повторить 3-4 раза.

7) Цветы.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают.

Головой качают.

(Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на парту).

8) Бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьётся.

Сидя за партой опустить голову вниз. Голова на коленях, спину расслабить. 1 – руки через стороны вверх – вдох; 2 – и.п. – выдох.

1- плавное движение руки вверх, смотреть на пальцы;

2 – руки вниз;

3- приседание;

4 – и.п.

После слов: «Солнце утром...» маховые движения руками, кружение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: