ак Вы уже знаете, тактильная форма ощущений шляется наиболее древней для человека. Это ощу пения, которые мы получаем через кожу: горя-
чее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. Они помогают нам узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида чувствительности.
Серия игр «Отпечатки наших рук»
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»
|
|
Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребе-нок в точности воспроизводит ваши слона, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он
научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?» Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить, что лучше сделать, чтобы их изменить. Может, подвигать руками?
— Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя
зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки,
санки и др.),
— выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
— пройтись ладошками по проложенным трассам, остав
ляя на них свои следы,
— создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками
кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узо
ры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с
объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождин
ки, травки, дерево, ежик и пр.),
— пройтись по поверхности песка отдельно каждым паль
цем поочередно правой и левой рукой, после — одновремен
но (сначала только указательным, потом — средним, затем —
безымянным, большим, и наконец — мизинчиком).
|
|
— Далее можно группировать пальцы по два, по три, по
четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадоч
ные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
— Поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пиа
нино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы,
но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для
сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать
то же упражнение на поверхности стола.
Эти незатейливые упражнения на самом деле имеют колоссальное значение для развития психики ребенка. Во-первых,
такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Серия игр «Что же спрятано в песке?»
Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от теска, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.
Всем известна пляжная игра «Мина». Рука одного играю-щего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего — «сапера» — откопать «мину», не дотрагиваясь до нее.
«Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками.
Взрослый вместо руки может закопать любую игрушку ■ важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытает-ся догадаться, что же было закопано.
• Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек и наощупь узнавать: что или кто это (вариация игры (Чудесный мешочек»), и т.п.
Любую из игр можно предлагать ребенку в форме сказки. Например:
«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.
Это было не по вкусу Дракону, жившему по-соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...
Чтобы Принцесса никогда больше не могла дарить радость людям, Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной.
Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй!..»
Наверное, дорогие друзья, многие из Вас в детстве делали «секретики». Каждый из Вас, наверняка, до сих пор помнит свои стеклышки, фантики, блестки, цветочки и пр. А ведь «засекречивать» можно буквы, цифры, геометрические фигуры.
Итак, наш малыш получил первый опыт успешного взаимодействия с песком. А теперь можно уже начинать учиться. Безусловно, наши игры не заменят Вам и ребенку учебники, но помогут подготовить ребенка к школе, создадут базу для более органичного усвоения учебного материала. В этом поможет следующая серия наших игр.
«Песочная грамота» (игры, направленные на развитие фонематического
слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение
чтению и письму)
ачнем с игр-сказок о звуках, а потом познакомимся с основами письма.
Серия игр «Путешествия к звукам» Путешествие в страну «А»
Есть прекрасная страна — Где принцессу зовут А,
|
|
(взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеена буква А)
В море плещутся А-кулы,
(в песочнице создается море и помещаются акулята из коллекции «Киндер-сюрприза», на них тоже наклеена буква А)
А-исты в садах живут,
(в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы, на них также наклеена буква А)
А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут,
(в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А)
Чтобы здесь нам поиграть, Надо много слов назвать. ■ Привести сюда друзей, В чьих названьях — А. — Смелей!
(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А)
Для того чтобы начать игру, взрослому придется немножко подготовиться:
— отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5—
10 штук),
— наклеить на них букву А,
— подготовленные к игре фигурки расставить рядом с пе
сочницей,
— если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисовать, вырезать, вылепить,
— приготовить деревянную или пластмассовую букву А
или карточку с ее изображением.
Взрослый проговаривает стихотворение-инструкцию и одновременно вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса — положительная мотивация сформирована... И тут Вы даете задание, требующее самостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее 3-х слов, в которых есть звук А. Важно помнить о последовательности предъявления слов, содержащих звук, который Вы отрабатываете. Первыми предъявляются слова, содержащие звук в начале слова, потом — в конце, потом — в середине. Причем мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится нечетко. Ребенку могут помочь Ваши вопросы. Например:
«Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон и...?»
«Кто может жить в этой стране? Мама, папа, бабушка и...?»
«Посмотри на другие фигурки, назови их. В каких именах и названиях ты услышал звук А?»
|
|
«Как ты думаешь, что любит есть принцесса? Кашу, варенье, малину и...?»
Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил Ключ от страны принцессы А и является ее Почетным гостем (при этом вручается приготовленная Вами буква или ее изображение на карточке). Он может играть
с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.
Маленький комментарий. Эта простая игра поможет нам решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них — развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильного звукопроизношения и правописания. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями и как можно дольше не расставаться. Подбираемый Вами материал и формы его подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем мы усложним ребенку задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инструкций. Так мы познакомим ребенка со множеством звуков.
Как Вы обратили внимание, пока мы не вводили понятие «буква», хотя и использовали их в играх. Таким образом, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое восприятие, мы готовим ребенка к обучению чтению. Не оперируя пока понятием, он уже узнает буквы. И начинает, на первых порах неосознанно, соотносить звуки и их графическое изображение. Это один из элементов опережающего обучения грамоте.
Важно помнить, что у каждого ребенка свой темп усвоения материала. Одному нужно подольше задержаться в одной стране. Другой, схватывая все на лету, ждет новых игр, приключений, знакомств. Пожалуйста, давайте познакомимся!..