Мелкой моторики рук)

ак Вы уже знаете, тактильная форма ощущений шляется наиболее древней для человека. Это ощу пения, которые мы получаем через кожу: горя-

чее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. Они помогают нам узнать, насколько удоб­но мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движе­нии. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связа­ны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида чувствительности.

Серия игр «Отпечатки наших рук»

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по оче­реди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней сто­роной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и при­слушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощу­щениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) пес­ка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребе-нок в точности воспроизводит ваши слона, передавая свои ощу­щения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он


научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. По­старайтесь не навязывать ему своего мнения.

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно дер­жать так руки. А тебе?» Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить, что лучше сделать, чтобы их изменить. Мо­жет, подвигать руками?

— Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя
зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки,
санки и др.),

— выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

— пройтись ладошками по проложенным трассам, остав­
ляя на них свои следы,

— создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками
кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узо­
ры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с
объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождин­
ки, травки, дерево, ежик и пр.),

— пройтись по поверхности песка отдельно каждым паль­
цем поочередно правой и левой рукой, после — одновремен­
но (сначала только указательным, потом — средним, затем —
безымянным, большим, и наконец — мизинчиком).

— Далее можно группировать пальцы по два, по три, по
четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадоч­
ные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?

— Поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пиа­
нино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы,
но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для
сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать
то же упражнение на поверхности стола.

Эти незатейливые упражнения на самом деле имеют колос­сальное значение для развития психики ребенка. Во-первых,


такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоцио­нальное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится по­нимать себя и других. Так закладывается база для дальнейше­го формирования навыков позитивной коммуникации.

Серия игр «Что же спрятано в песке?»

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменя­ется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от теска, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

Всем известна пляжная игра «Мина». Рука одного играю-щего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего — «сапера» — откопать «мину», не дотрагиваясь до нее.

«Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помо­гать себе тонкими палочками.

Взрослый вместо руки может закопать любую игрушку ■ важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе рас­копок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытает-ся догадаться, что же было закопано.

• Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек и наощупь узнавать: что или кто это (вариация игры (Чудесный мешочек»), и т.п.

Любую из игр можно предлагать ребенку в форме сказки. Например:


«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.

Это было не по вкусу Дракону, жившему по-соседству. За­думал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...

Чтобы Принцесса никогда больше не могла дарить радость людям, Дракон заколдовал ее в невиданное существо и зато­чил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной.

Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказоч­ной страны? Попробуй!..»

Наверное, дорогие друзья, многие из Вас в детстве делали «секретики». Каждый из Вас, наверняка, до сих пор помнит свои стеклышки, фантики, блестки, цветочки и пр. А ведь «засекре­чивать» можно буквы, цифры, геометрические фигуры.

Итак, наш малыш получил первый опыт успешного взаи­модействия с песком. А теперь можно уже начинать учиться. Безусловно, наши игры не заменят Вам и ребенку учебники, но помогут подготовить ребенка к школе, создадут базу для более органичного усвоения учебного материала. В этом по­может следующая серия наших игр.


«Песочная грамота» (игры, направленные на развитие фонематического

слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение
чтению и письму)

ачнем с игр-сказок о звуках, а потом познакомимся с основами письма.

Серия игр «Путешествия к звукам» Путешествие в страну «А»

Есть прекрасная страна — Где принцессу зовут А,

(взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрач­ным скотчем приклеена буква А)

В море плещутся А-кулы,

(в песочнице создается море и помещаются акулята из коллек­ции «Киндер-сюрприза», на них тоже наклеена буква А)

А-исты в садах живут,

(в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы, на них также наклеена буква А)

А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут,

(в песочнице появляются растения, на которых изображена бук­ва А)

Чтобы здесь нам поиграть, Надо много слов назвать. ■ Привести сюда друзей, В чьих названьях — А. — Смелей!

(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает ин­тонационный акцент на звук А)


Для того чтобы начать игру, взрослому придется немнож­ко подготовиться:

— отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5—
10 штук),

— наклеить на них букву А,

— подготовленные к игре фигурки расставить рядом с пе­
сочницей,

— если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисо­вать, вырезать, вылепить,

— приготовить деревянную или пластмассовую букву А
или карточку с ее изображением.

Взрослый проговаривает стихотворение-инструкцию и од­новременно вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится не­посредственным участником процесса — положительная моти­вация сформирована... И тут Вы даете задание, требующее са­мостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не ме­нее 3-х слов, в которых есть звук А. Важно помнить о последова­тельности предъявления слов, содержащих звук, который Вы отрабатываете. Первыми предъявляются слова, содержащие звук в начале слова, потом — в конце, потом — в середине. Причем мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится нечетко. Ребенку могут помочь Ваши вопросы. Например:

«Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон и...?»

«Кто может жить в этой стране? Мама, папа, бабушка и...?»

«Посмотри на другие фигурки, назови их. В каких именах и названиях ты услышал звук А?»

«Как ты думаешь, что любит есть принцесса? Кашу, варе­нье, малину и...?»

Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил Ключ от страны принцессы А и являет­ся ее Почетным гостем (при этом вручается приготовленная Вами буква или ее изображение на карточке). Он может играть


с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу дру­гих героев.

Маленький комментарий. Эта простая игра поможет нам решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них — развитие фонематического слуха, то есть уме­ния слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правиль­ного звукопроизношения и правописания. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным су­ществом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями и как можно дольше не расставаться. Подбираемый Вами материал и формы его по­дачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем мы усложним ребен­ку задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты ин­струкций. Так мы познакомим ребенка со множеством звуков.

Как Вы обратили внимание, пока мы не вводили понятие «буква», хотя и использовали их в играх. Таким образом, опира­ясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое вос­приятие, мы готовим ребенка к обучению чтению. Не оперируя пока понятием, он уже узнает буквы. И начинает, на первых по­рах неосознанно, соотносить звуки и их графическое изображе­ние. Это один из элементов опережающего обучения грамоте.

Важно помнить, что у каждого ребенка свой темп усвоения материала. Одному нужно подольше задержаться в одной стра­не. Другой, схватывая все на лету, ждет новых игр, приключе­ний, знакомств. Пожалуйста, давайте познакомимся!..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: