2. Не отталкивайте пострадавшего, даже если он отталкивает Вас.
Продолжайте оказывать ему поддержку и выражать свою любовь.
Если была своевременно оказана психологическая помощь, негативные реакции ослабевают. Возможно также самоугасание этих реакций. Их проявление в первый месяц после трагического события является нормой.
Но если они сохраняются далее или впервые появляются только через полгода, можно констатировать наличие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
Случаи, когда обращение к профессионалам (психотерапевтам, психологам) необходимо:
• Симптомы ПТСР продолжают проявляться спустя продолжительное время после психотравмирующего события и при этом не ослабевают.
• Изменилось отношение к работе.
• Продолжаются ночные кошмары или бессонница.
• Трудно контролировать свои чувства. Бывают внезапные вспышки гнева. Многое злит, раздражает.
• Нет человека, с которым можно бы было поделиться своими переживаниями.
• Отношения в семье сильно ухудшились.
|
|
• Отношения с товарищами по работе, соседями, знакомыми сильно ухудшились.
• Окружающие говорят: «Он сильно изменился».
• Стали чаще происходить несчастные случаи.
• Появились вредные привычки.
•Тянет больше курить, выпивать, принимать «успокаивающие» средства.
• Появились проблемы со здоровьем, которых раньше не было.
ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ
У детей также может быть ПТСР в результате катастрофы, сексуального насилия, смерти родителей и прочих трагических событий.
ПРИЗНАКИ
• беспокойство
• агрессия
• страхи (в том числе и страх находиться в одиночестве)
Реакции, свойственные ребенку младшего возраста:
• ПОЯВЛЕНИЕ СИМПТОМОВ ЗАБОЛЕВАНИЙ
• МОЛЧАЛИВОСТЬ, ЗАМКНУТОСТЬ
• ПЛАКСИВОСТЬ
•ЧУВСТВО ВИНЫ
• ПУГЛИВОСТЬ
•ОГОРЧЕНИЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ ЛЮБИМЫХ ИГРУШЕК
1. Разговаривая с ребенком, сообщайте ему только достоверную информацию.
2. Говорите с ребенком о Ваших чувствах.
3. Ребенку важно знать, что он не один. Не забывайте говорить ему об этом.
4. Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Телесный контакт позволит ему почувствовать Вашу любовь.
5. Не жалейте времени, чтобы побеседовать, поиграть с ребенком, уложить его спать.
6. Наблюдайте за ребенком (очень важно заметить у него негативные проявления). Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства.
7. Способствуйте занятиям, которые помогают снять напряжение (игры с водой, песком, глиной, лепка из пластилина, рисование).
Помните!