Общее недоразвитие речи и ЗПР

Если разграничение детей с ОНР и умственной отсталостью встречает некоторые трудности, то дифференциацию ОНР и ЗПР во многих слу­чаях не удается осуществить. У детей с ЗПР, так же как и при ОНР, отмечаются слабость произвольного внимания и недостатки в развитии наглядного и словесно-логического мышления. Речевая функция также обладает некоторыми сходными харак­теристиками. При тяжелых формах речевой недостаточности, возни­кающих при церебрально-органической патологии, затрагивающей не только речевые зоны, обнаруживаются выраженные нарушения памя­ти и мышления (Е. М. Мастюкова, 1998), подобно тому, как это отме­чается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Подтвержде­ние этому получено при сравнительном исследовании детей с ОНР и ЗПР младшего школьного возраста, проведенном Т. А. Фотековой (1993).

Следует добавить, что дети с речевой патологией, так же как и де­ти с задержкой психического развития, в зарубежной литературе относятся к единой группе — детей с трудностями обучения. В то же время тщательное обследование состояния различных сторон речевого развития и познавательной сферы с учетом клинического анализа позволяет установить структуру отклоняющегося развития, его ведущий фактор и выбрать направленно-рациональные спосо­бы коррекцпонпых воздействий. Есть основания считать, что во мно­гих случаях даже ранее успешное преодоление речевых дефектов не является достаточным условием для преодоления недостатков в развитии познавательной функции. Дифференциальной диагности­ке речевой и интеллектуальной недостаточности могут помочь до­полнительные методы, например элсктроэнцефалографнческое ис­следование (у детей с ЗПР преимущественно страдают лобные доли, а у детей с ОНР изменения чаще затрагивают височно-теменно-затылочные зоны), а также анализ динамики психического развития ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: