Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом

Структура дефекта при ДЦП предусматривает раннюю диагно­стику и раннее начало систематической лечебно-педагогической ра­боты с такими детьми. В основе системы лежат раннее выявление, еще в родильном доме или детской поликлинике, среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специаль­ной помощи.

В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Ми­нистерств здравоохранения, образования и социальной защиты: поли­клиники, неврологические отделения и психоневрологические боль­ницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребен­ка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные ре­абилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, по и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются только в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.

Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят лечением ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на консультацию в специализированную неврологическую, поликлинику. Комплексное лечение в амбулаторных условиях является достаточно эффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушени­ях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологиче­ских отделениях или психоневрологических больницах) или санато­рии. Дети, для которых все виды лечебно-педагогической помощи оказываются неэффективными, а также тс, родители которых по ка­ким-либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, берутся государством под временную или по­стоянную опеку. Они направляются в дома ребенка (Минздрав), а за­тем в интернаты Министерства социальной защиты.

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных детских садах, где осуществляются коррекционное обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Важным яв­ляется максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

Закрепление достигнутых результатов у детей школьного возраста наиболее полно осуществляется в специализированных школах-ин­тернатах. Проживающие в крупных городах 60-70 % детей с цере­бральным параличом обучаются в школах-интернатах, которые ставят своей задачей не только сочетание учебно-воспитательного и лечеб­ного процессов, но и проведение трудового обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации.

Коррекционно-педагогическая работа, осуществляемая с детьми школьного возраста, состоит в последовательном развитии познава­тельной деятельности и коррекции ее нарутиении, коррекции высших корковых функций, воспитании устойчивых форм поведения и де­ятельности. В школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, ЗПР и олигофренией в степени дебильности.

В подготовительном классе школ-интернатов выявляется истинное состояние интеллекта, проводится подготовка к дальнейшему обуче­нию в школе по адаптированной двенадцатилетней массовой или вспомогательной программе.

Тяжелые дети, не передвигающиеся и не обслуживающие себя са­мостоятельно, обучаются на дому по обычной, вспомогательной или индивидуальной программе. Дети с тяжелыми речевыми нарушени­ями обучаются в речевых школах. Некоторые дети с олигофренией в сте­пени дебильности обучаются во вспомогательных школах.

В школах-интернатах осуществляется единый, целостный подход к личности ребенка со стороны педагогического и медицинского пер­сонала. От педагогов требуются большой такт, знание индивидуаль­ных особенностей детей, умение предугадать их возможные реакции на критические замечания. Все это необходимо, чтобы постепенно вы­рабатывать у ребенка объективное отношение к своим возможностям.

Дети, проживающие в маленьких городах или сельской местности, лишены в настоящее время возможности обучения в специализиро­ванных учреждениях. Они учатся либо в обычных массовых школах, либо на дому, что значительно снижает качество усвоения знании, ли­шает возможности приобретения необходимых трудовых навыков.

Трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии. Профориен­тация детей с церебральным параличом проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка. В школах-интернатах работают различные трудовые ма­стерские: швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизвод­ству и машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.

После окончания школы подростки продолжают профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных за­ведениях, для поступления в которые они имеют определенные льго­ты. Существует также сеть специализированных профтехучилищ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: