Опыт создания повествовательного текста на иконической основе, очень
Скоро выработалась система детерминативов - формальных значков условного
Типа для передачи грамматических значений.
Миры иконических и условных знаков не просто сосуществуют - они
Находятся в постоянном взаимодействии, в непрерывном взаимопереходе и
Взаимоотталкивании. Процесс их взаимного перехода - один из существенных
Аспектов культурного освоения мира (11) человеком при помощи знаков.
Особенно ярко он проявляется в искусстве. На основе двух видов знаков вырастают две разновидности искусств:
Изобразительные и словесные. Разделение это очевидною, казалось бы, ни в
Каких дальнейших пояснениях не нуждается. Однако стоит приглядеться к
Художественным текстам и вдуматься в историю искусств, как делается
Ясно, что словесные искусства, поэзия, а позже и художественная проза,
Стремятся из материала условных знаков построить словесный образ,
|
|
Иконическая природа которого наглядно обнаруживается хотя бы в том, что
Чисто формальные уровни выражения словесного знака: фонетика,
Грамматика, даже графика - в поэзии становятся содержательными. Из
Материала условных знаков поэт создает текст, который является знаком
изобразительным. Одновременно происходит и противоположный процесс:
Рисунком, который по самой своей знаковой природе не создан для того,
Чтобы служить средством повествования, человек неизменно стремится
Рассказывать. Тяготение графики и живописи к повествованию составляет
Одну из самых парадоксальных и одновременно постоянно действующих
Тенденций изобразительных искусств. В крайних случаях знак в живописи
Может приобретать свойственную слову кон-венциональность в отношении
Выражения и содержания.
Таковы аллегории в живописи классицизма. Зрителю надо знать (знание это он черпает из вне живописи лежащего культурного кода), что означают маки, змея, держащая хвост в зубах, орел, сидящий на книге законов, белая туника и багряный плащ на портрете Екатерины II кисти Левицкого. В истории живописи древнего Египта был жанр настенных
Росписей, воспроизводящих жизнь фараона. Живопись осуществлялась в
Строго ритуализованных формах. В случае, если фараоном была женщина,