Однако "письмо" как текст отчетливо членится на дискретные единицы -
знаки. При помощи специ-альных языковых механизмов знаки соединяются в
цепочки - синтагмы разных уровней. Текст строится как вневременная
структура на уровне языка и во временной протяженности - на уровне речи.
Картина (для простоты задачи берем ее не как факт искусства, а лишь как нехудожественное иконическое сообщение, например, рекламный рисунок) неделится на дискретные единицы. Знаковость возникает здесь в результатенекоторых правил проекции объекта на плоскость. Если мы хотим увеличитьсообщение по объему информации, то в первом случае мы прибавляем новыезнаки и группы знаков, увеличивая величину текста. Во втором случае мы можем дорисовать что-либо на той же поверхности - мы усложняем или трансфор-мируем текст, но не увеличиваем его количественно.
Таким образом, хотя в обоих случаях перед нами - явно семиотическая
ситуация, отношение между такими фундаментальными понятиями, как знак итекст, различно. В первом случае знак есть нечто первичное,
|
|
существующее до текста. Текст складывается из зна-ков. Во втором случае первичен текст. Знак или отож-дествляется с текстом, или выделяется в результате вторичной операции - аналогии с языковым сообще-нием. Таким образом, в определенном отношении, зна-ковая система без знаков (оперирующая величинами более высокого порядка - текстами) - представляет собой не парадокс, а реальность, один из двух возмож-ных типов семиозиса.
Однако, если в нехудожественной коммуникации дискретные и недискретные
Сообщения противопостав-лены как две полярные тенденции передачи
Сообщений, то в искусстве мы наблюдаем их сложное струк-турное
взаимодействие: так, в поэзии словесный текст, составленный из
отдельных слов-знаков, начинает вести себя как неразделимый иконический знак-текст, а изобразительные искусства проявляют тенденцию к чуждой им повествовательности. Особенно ярко эта тенденция проявляется в кинематографе.
Если выше мы присоединились к определению сущности кинематографа как
Рассказа с помощью картин, то сейчас следует внести уточнение: кино по
Самой своей сути - синтез двух повествовательных тенденций -
изобразительной ("движущаяся живопись" и словесной. Слово представляет
Собой не факультативный, дополнительный признак киноповествования а