От ларца до табакерки: хранилище сокровищ

Шкатулки, табакерки, ларцы и ларчики – все милые коробочки, в которых так приятно хранить не только разные мелочи, но и драгоценности, оказывается, имеют глубокие исторические и символические корни. А историй и легенд о них – великое множество.

Если разбираться в определениях, «ларец – это дорогой, изукрашенный ящик для хранения разных вещей, главным образом драгоценностей», а «шкатулка – небольшой ящик для мелких, обычно ценных вещей» (словарь Ушакова). Шкатулка, таким образом, меньшего размера и хранятся в ней, соответственно, более мелкие предметы. Но и то, и другое может содержать в себе драгоценности. Шкатулка – это производное от шкатула (szkatula), слова заимствованного из польского языка. А уже в польский язык шкатула попала из латыни (scatula – коробка). Золотые коробочки использовались в древнегреческих Микенах в XVI веке до н.э., и даже еще раньше – в Древнем Египте. Там существовало великое множество разных коробочек и шкатулочек для притираний, ароматических масел, благовоний, косметики, золотых пеналов для письменных принадлежностей (были даже ученические пеналы юных фараонов, совсем как в современных школах), шкатулок для драгоценностей и ритуальных предметов. Особо много их было в царских захоронениях, например, фараона Тутанхамона – ведь нужно было куда-то складывать всю драгоценную утварь, которая понадобится в загробном мире. В захоронениях сарматских цариц первого века до нашей эры, найденных в Крыму, были обнаружены китайские лаковые шкатулочки, в которых женщины хранили флакончики с ароматными маслами, притираниями, туалетные ложечки из золота и серебра – своего рода аппликаторы для косметики, щипчики для корректировки бровей, бронзовые зеркала, украшения, футлярчики с иголками, застежки для одежды. Словом, все то же самое, что и сейчас.

Как и современные женщины, драгоценности хранила в своем ларце польская принцесса Ядвига Ягеллонка из династии Ягеллонов, дочь Сигизмунда I. Этот чудесный серебряный позолоченный ларец работы нюрнбергских мастеров был сделан в XVI веке, в эпоху Возрождения. Вся его поверхность усыпана алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами, жемчугом и другими камнями, а размеров ларец приличных: около полуметра в длину и примерно тридцати сантиметров в высоту. Крышка, как у классических ларцов, четырехскатная, украшена розетками и крестами из разноцветных камней да маленькими камеями. На самом верху – фигурки двух ангелочков, тянущих в противоположные стороны две ветви одного дерева, с которых свисают гроздья галтованных сапфиров и рубинов с жемчужинами. Ножки ларца – в виде геральдических животных. Это сокровище было частью приданого принцессы Ядвиги, которое по наследству досталось Софии Шарлотте Вольфенбюттельской, жене царевича Алексея Петровича, сына Петра I. Так ларец попал в петербургский Эрмитаж.

Ценности, которые обычно люди столько веков хранят в ларцах и шкатулках, придали им загадочный и магический ореол. Шкатулки становятся героями преданий, сказок, повестей и романов. Самая известная и самая любимая русская шкатулка – это, несомненно, малахитовая шкатулка из уральских сказов Бажова. Павел Петрович Бажов, который ее придумал, считал малахит камнем, в котором «радость земли собрана», поэтому он выбрал его главным героем своих сказов. А малахитовая шкатулка стала собирательным образом, символом вместилища драгоценных женских уборов, по-настоящему прекрасных, волшебных, в которых любая женщина становится красавицей. Сказочные ларцы у разных народов содержат магические предметы или, на худой конец, сокровища, то есть все весьма ценное и красивое. Но есть и древнегреческий миф о Пандоре и ее ларце. Прекрасную Пандору создали боги; каждый вложил в нее частичку своих достоинств, а Зевс дал ей в приданое ларец, наказав не открывать его. Пандора стала женой брата Прометея, и уже на земле из любопытства открыла ларец, а оттуда вылетели на свободу заключенные в нем Зевсом горести, несчастья, болезни и прочие страшные беды. Так Зевс отомстил Прометею за то, что тот с помощью огня сделал жизнь людей слишком легкой.

Такое двойственное отношение к ларцу, который может содержать и большую ценность, и опасные предметы, таится в восприятии его символа женского начала, к которому отношение одновременно и почтительное, и отрицательное. Ларец с зерном был атрибутом Деметры (ее имя переводится как «мать зерна»); по Библии Ковчег Завета, который впервые Моисей установил в первом святилище Бога, является именно ларцом. Над ним проявляется женская ипостась Яхве – Шехина. А кто не помнит «яйцо в утке, утка – в зайце, заяц – в ларце»? Именно в ларце находится смерть Кащея в русских сказках, а вернее будет сказать, что в ларце – его жизнь! – вот как относились люди к простым, вроде бы, коробочкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: