Дыхательные упражнения

В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и наконец стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого — психолога, педагога, родителей) для контроля за полнотой дыхательных движений.

После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению стато-кинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала. Универсальным является обучение четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох — задержка — выдох — задержка». Вначале каждый из них может составлять 2—3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек. Как уже отмечалось, вначале необходимой бывает фиксация психологом рук ребенка, что значительно облегчает обучение. Психолог должен также вслух отсчитывать указанные временные интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнений ребенком.

Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмаль-ное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних), состоящее из следующих четырех этапов:

1. Вдох:

— распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму

вниз, выдвигая живот вперед;

— наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку

с помощью межреберных мышц;

— приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом вер

хушки легких.

2. Пауза.

3. Выдох:

— приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;

— опустить ребра, используя группу межреберных мышц;

- опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4. Пауза.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох ртом или носом. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. При выполнении упражнения в положении сидя или стоя — не нагибаться вперед. Все упражнения выполняются по 3—5раз.

1. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос,

следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась

вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафраг

ма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяет

ся. На 2—5 сек. задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтяги

ванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и

выдыхать — плавно, избегая толчков.

2. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сде

лать выдох и, когда появится желание вдохнуть, с закрытым ртом

сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем пауза (задержать

грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох,

медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза.

3. После выдоха начать дыхание через нос, следя, правильно ли

работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота, спокойны ли

плечи. Выдержав паузу, начать постепенный, плавный выдох через

узкое отверстие, образованное губами. При этом должно возникнуть

ощущение, будто струя воздуха является продолжением воздушного

потока, идущего от диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы не

было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. При ощуще

нии напряжения следует, расслабившись, медленно покачать головой

вправо — влево, вперед — назад, по кругу.

4. «Шарик». Повышение эффективности выполнения дыхательных

упражнений достигается благодаря использованию образного пред

ставления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей.

Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика,

расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдуваю

щегося в ритме дыхания). Ребенку также предлагается вокализировать

на выдохе, пропевая, отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з

переходит в с, о в у, ш в щ, и т.п.).

5. «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью пре

рывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич ин

дейца, свист птицы.

6. Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и

медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на

свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком.

Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу

воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упраж

нение; еще больше увеличить расстояние и т.д. Обратите внимание

ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все бо

лее напряженными.

После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движением. Они выполняются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз удерживается поза.

7. Исходное положение (И.п.) — лежа на спине. По инструкции

ребенок медленно поднимает одну руку (правую, левую); ногу; затем

две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом по

ложении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабля

ется во время паузы. Затем ребенок выполняет упражнение лежа на

животе.

8. И.п. — сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая (!). Подни

мать руки вверх над головой со вдохом и опускать вниз, на пол перед собой, с выдохом, немного сгибаясь при этом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет другой возможности.

9. И.п. то же, либо встать на колени и сесть на пятки, ноги вместе.

Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты

в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. Со вдохом пово

рачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом — вниз. Вари

ант: руки вытянуты вперед и большие пальцы поворачиваются в такт

дыханию налево и направо.

10. И.п. то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на

уровне плеч, ладони смотрят вниз. Со вдохом поднять левую кисть

вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в луче-

запястном суставе). С выдохом левая кисть идет вниз, правая — вверх.

11. И.п. то же. Дыхание: только через левую, а потом только через

правую ноздрю. При этом правую ноздрю закрывают большим паль

цем правой руки, а левую — мизинцем правой руки. Дыхание медлен

ное, глубокое. Как утверждают специалисты в области восточных оз

доровительных практик, в первом случае активизируется работа пра

вого полушария головного мозга, что способствует успокоению и ре

лаксации. Дыхание же через правую ноздрю активизирует работу

левого полушария головного мозга, повышая рациональный (позна

вательный) потенциал.

12. И.п. — встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони

обращены вперед. На быстром вдохе руки притягиваются к подмыш

кам ладонями вверх. На медленном выдохе — опускаются вдоль тела

ладонями вниз. Такой тип дыхания оказывает мощное мобилизующее

действие, быстро снимает психоэмоциональное напряжение.

13. И.п. то же. На медленном вдохе руки плавно разводятся в сто

роны и поднимаются вверх (или в стороны и к груди) — «притягива

ющее движение». На выдохе — «отталкивающее движение» — опуска

ются вдоль тела ладонями вниз. Это упражнение гармонично сочета

ется с представлением о втягивании в себя солнечного света и тепла,

распространении его сверху вниз по всему телу.

14. И.п. — встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно

поднять расслабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело

(не отрывать пятки от пола); задержать дыхание. На выдохе — посте

пенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задер

жать дыхание. Вернуться в И.п.

15. И.п. — встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки,

большие пальцы внутри ладоней, кулаки прижаты к низу живота. на

медленном вдохе — поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на мыски (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Зафиксировать эту позу, задержать дыхание. На выдохе — вернуться в И.п., не спеша выполняя движения в обратном порядке.

16. Ребенок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе — опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе — опускается). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (на 8, на 12).В процессе последующей коррекции отработанные и закрепленные (автоматизированные) дыхательные упражнения сочетаются с любым из описываемых ниже заданий, что требует дополнительного внимания со стороны специалиста.

Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара

Глаза

89. После массажа век и области вокруг глаз 3—5 раз повернуть глазные яблоки влево и вправо, вверх и вниз, по кругу. На несколько секунд широко открыть глаза, затем — сильно зажмурить. Это снимает напряжение и улучшает кровообращение в области глаз, улучшает зрение.

При выполнении упражнений голова всегда фиксирована. Слежение глазами идет за предметом, расположенным 1) на расстоянии вытянутой руки, 2) на расстоянии локтя и, наконец, 3) около переносицы. Последовательно лежа, сидя и стоя в медленном темпе (от 3 до 7 сек.) с фиксацией в крайних положениях. При этом удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению.

При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. Вначале он следит за предметом, перемещаемым психологом, затем — за своей рукой, которую передвигает взрослый. Наконец, передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой руке, потом в левой, а затем обеими руками вместе. В грубых случаях несформированности глазодвигательных функций необходимо выполнять описываемые упражнения с сопротивлением движению рук ребенка со стороны взрослого.

Психолог обязательно следит за плавностью движения взгляда и его стабильным удержанием на предмете. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их до тех пор, пока движение и удержание взгляда на предмете не станут устойчивыми.

90. Ребенок смотрит прямо перед собой. Начинается отработка

движений глаз по четырем основным направлениям — вверх, вниз,

направо, налево — и четырем вспомогательным: по диагоналям, к

себе (сведение глаз к центру) и от себя.

91. Руки (опущенные, поднятые в стороны или вверх) сжаты в

кулаки, большой палец вытянут. Движения глаз сочетаются с одно

временным поворотом рук в ту же сторону, что и глаза, затем — в

противоположную. То же со ступнями ног в положении лежа и сидя.

92. Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому

контуру круга, овала, треугольника, квадрата, восьмерки, знака бес

конечности, синусоиды и т.д.: на расстоянии вытянутой руки, на

расстоянии локтя и около переносицы.

93. Психолог рисует в воздухе перед ребенком различные верти

кальные, горизонтальные и кривые линии, фигуры, которые он дол

жен отследить, опознать, нарисовать в воздухе (вместе с психологом

и самостоятельно), на бумаге, назвать.

После того как эти упражнения усвоены, можно совместить их с дыхательными упражнениями: движение — на фазе глубокого вдоха; удержание взгляда в крайнем верхнем (нижнем, правом, левом) положении, у переносицы — на фазе задержки. Возврат в И.п. — на пассивном выдохе. Успешным является результат, при котором каждое движение глаз согласуется с равными фазами дыхания.

94. Рисование в воздухе перед собой знака бесконечности оо

(центр знака — напротив переносицы). Сначала психолог плавно пе

редвигает одну руку ребенка, начиная из центра вверх, обводя три

раза воображаемый знак бесконечности. Ребенок должен вниматель

но следить за кончиками пальцев своей руки, не мигая, не отводя

взгляда и не задерживая дыхания. Затем то же — другой рукой и дву

мя руками, сцепленными в замок. Далее можно варьировать размеры

знака и то расстояние, на котором он рисуется.

95. «Слоник». Голова кладется на вытянутую вперед и в сторону

руку — «хобот». Стоя на слегка согнутых в коленях ногах, наклоняя

туловище вслед за движением руки (работает все тело) и фиксируя

взгляд на кончиках пальцев, ребенок рисует «хоботом» в воздухе

большой знак бесконечности. Затем этот же знак рисуется другой ру

кой и двумя сцепленными руками (голова прямо).

Речевой аппарат

Работа над расширением сенсомоторного репертуара речевого аппарата всегда начинается с массажных упражнений (глава 2) и подробно описана в логопедической литературе, поэтому мы перечислим лишь некоторые из соответствующих упражнений:

• открывание и закрывание рта, удержание губ в улыбке с зак

рытым ртом и обнаженными зубами; вытягивание губ вперед

(влево — вправо) трубочкой; чередование положений губ: в

улыбке — трубочкой — спокойное; разнообразные движения

(вперед — назад, вправо — влево, круговые) нижней челюс

тью и сложенными в «трубочку» губами;

• язык широкий, узкий, «трубочкой», «катушкой»; движения

языком — «жало змеи», «часики», «качели»; чередование всех

этих положений и движений;

• движения языка по внешней и внутренней поверхности верх

них и нижних зубов; в глубь рта — к передним нижним резцам;

облизывание губ в разных направлениях; имитация щелканья

и цоканья.

Следующий блок упражнений (каждое выполняется 3—6 раз), заимствованный из актерской практики, помогает бороться с вялостью речевого аппарата («кашей во рту») и, кроме того, расширяет репертуар соответствующих кинестетических (артикуляционных) и кинетических возможностей.

Тренировка нижней челюсти

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

96. И.п. — голову держать прямо. Подбородок в обычном удобном

положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на

расстояние ширины двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у

нижних резцов; губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажают

ся. Все внимание сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два»

фиксируем открытое положение рта; «три» — рот закрыт.

97. И.п. — то же. На счет «один» челюсть опускается; на счет «два»

челюсть двигается вправо (рот раскрыт); на счет «три» челюсть воз

вращается на место; на счет «четыре» челюсть двигается влево; на счет

«пять» челюсть снова опускается; на счет «шесть» челюсть выдвигает

ся вперед; на счет «семь» челюсть возвращается в И.п. Делать упраж

нение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

Пространственные и «квазипространственные» представления

Освоение телесного пространства

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.

Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его успехов. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено-солома»), которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны, верх и низ, и это неизбежно и неизменно.

Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов и т.п. Можно прикрепить значок у сердца. Таким образом вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава).

Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например, «вверх», «вперед», «назад», «вправо» и «влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; вниз — приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т.п. Вначале ребенок выполняет движения вместе с психологом, который и поясняет (означивает) каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым выполняется упражнение.

Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, из внешнего во внутренний план. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем — только взором.

Формирование операционального обеспечения

30. Ходьба и прыжки:

а) с поворотом на 90° и 180° в обе стороны;

б) через предмет (вправо — влево, вперед — назад), лежащий на

полу (малый мяч, гимнастическая палка, стул), стоя к нему лицом,

боком, спиной;

в) прыжки с поворотом на 180° на двух ногах через гимнастичес

кую палку: с продвижением на разные расстояния от какого-то ори

ентира, линии; с продвижением вперед, но с промежуточным дви

жением (один прыжок вперед — через линию, другой — параллельно

линии и т.д.).

31. Ребенок и психолог встают рядом лицом к зеркалу и с прого-

вариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же дей

ствия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на

груди», «под подбородком», «между ногами» и т.д.

32. «Выше — ниже». Стоя перед зеркалом, они вместе анализиру

ют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с

точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находим,

показываем и называем то, что «выше всего» (голова, макушка); что

«ниже всего» (ноги, стопы); «выше, чем...»; «ниже, чем...». После ос

воения данного этапа повторяем это без зеркала, а затем — с закры

тыми глазами.

Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук — плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; соб-ственно тела — шея, плечи, грудь, спина, живот; ног — бедро, коле-но, голень, стопа) относительно друг друга.

33. «Спереди — сзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спе

реди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т.д.). Аналогично — сза

ди (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по

инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) по

верхности своего тела и называет соответствующие его части.

34. «Дальше — ближе». Ребенку предлагается назвать у себя (от

носительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе,

чем...», «дальше, чем...», «ближе, чем..., но дальше, чем...».

35. «Право — лево». Следует заметить, что для ребенка вовсе не

является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. на

ходятся с той же стороны, что и рука. К пониманию этого его надо

привести путем специальных упражнений по соотнесению частей

тела с правой и левой руками. Это лучше делать по следующей схеме:соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем — с левой рукой, после этого — в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.».

36. «Путаница». Психолог намеренно показывает не те движения

или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить

ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения

становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взросло

му, ребенку) и контролирует их выполнение.

«Квазипространственные»

(логико-грамматические) речевые конструкции

Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т.п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т.д.

75. «Положи ручку...» Дайте ребенку два разных предмета, напри

мер, ручку и пенал и предложите положить ручку в, на, под, над, перед,

за, слева, справа от пенала.

76. «Где лежит карандаш?» Положите карандаш на тетрадь и

предложите ребенку определить его положение относительно тетради

(«Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол...»). Так поиграйте,

перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над,

пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка

составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внима

ние на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти

предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).

Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз просите просто называть соответствующий предлог.

Формирование операционального обеспечения

Формирование «квазипространственных» представлений невозможно без усвоения сравнительных словесных конструкций.

89. «Синонимы и антонимы». На наглядном материале и в игре с

мячом закрепите такие пространственные понятия, как «высокий —

длинный», «большой — огромный», «близкий — далекий», «маленький —

крохотный», «высокий — низкий», «широкий — узкий», «тонкий —

толстый», «рядом — далеко — близко», «впереди — сзади» и т.п.

90. «Закончи предложение, ответь на вопросы». Предложите ре

бенку закончить предложения типа: «Перед тем как прийти домой...»,

«Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Пер

вым стоял...»

Ребенок отвечает на вопросы типа: «Что выше, человек или дом?», «Что длится меньше, чем год, но больше, чем неделя?», «Когда день длиннее, зимой или летом?»

Формирование операционального обеспечения

Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (от 5 сек. до 5 мин.), причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рисованием, рассказыванием стихотворения, повторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физических упражнений и т.д.).

202. «Запомни точно».

а) Приготовьте лист бумаги с 15—20 геометрическими фигура

ми, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги,

квадраты, треугольники, звезды, снежинки и т.п.). Попросите ребен

ка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые

фигуры и т.п. Затем найти их на другом бланке.

б) Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми

(сверху — вниз, справа — налево) фигурками, цифрами или бук

вами (более сложным будет смешанный вариант). Попросите ребенка

запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (циф

ры, буквы), а затем — найти и/или нарисовать их.

Время запоминания — 15—20 сек. Количество запоминаемых эле-ментов — от 5 до 10.

203. «Запомни и нарисуй». Для этого задания необходимо заранее

подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги

(рис. 26), а также лист бумаги и карандаш.

Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запом-нить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в

219. «Пиктограммы». Ребенку читается текст. Для того чтобы егог

запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобра-^

зить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроиз».

вести рассказ.

220. «Придумай, как запомнить слова». Объясните ребенку, что

для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать

такой прием, как классификация, то есть объединение в группы по

хожих чем-то предметов.

Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип:

— роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, то

мат, сосна, яблоко;

— машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор,:

солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

221. «Стенограф». Для этого задания потребуются соответствую

щие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой

рассказ в течение 1—2 мин. В это время он должен обозначать:

а) «события» (действия) карточками с картинками, подбирая и

выкладывая их, следуя за ходом рассказа;

б) каждое предложение чертой (например, «Падал снег»), а за

тем указывать количество предложений в рассказе;

в) каждое слово одним штрихом и затем указывать количество

слов в рассказе.

222. «Цепочка ассоциаций». Необходимо запомнить 30—40 не свя

занных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея,

книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого надо применить метод искусст

венных ассоциаций, который издавна использовался носителями фе

номенальной памяти. «Представьте себе дом, по которому ходит пу

шистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где

на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и

вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и

т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь,

Формирование операционального обеспечения что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала.

223. Необходимо научить ребенка таким широкоизвестным мнемотехникам, как «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (очередность цветов радуги)», «Сегодня мы видим Землю много южнее склона Урала и Нептун с Плутоном» (порядок расположения планет Солнечной системы) и т.д.

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОООБРАЗУЮЩЕЙ

ФУНКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

И ПРОИЗВОЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ (3-й ФБМ)

Оптимизация и абилитация функциональной роли лобных отделов мозга

Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов

Упражнения на формирование внимания строятся по следующему принципу: задается условный сигнал (хлопок, свисток, колокольчик и т.д.) и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее отреагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях важно поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования, мотивировать ребенка к выполнению задания. Например: «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный и т.д.?» Именно поэтому более эффективно проводить эти упражнения с группой детей.

1. «Стоп-упражнения». Ребенок свободно двигается под музыку,

делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он дол

жен замереть и держать позу, пока психолог не предложит ему про

должать движение. По этому же принципу построены известные уп

ражнения «Море волнуется», «Замри-отомри» и др.

2. «Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, сви

сток, колокольчик и т.п.) все останавливаются, делают три хлопка и

поворачиваются кругом, затем продолжают движение.

Крайне важны в обсуждаемом контексте упражнения на переключение, на преодоление стереотипа. Детям задаются два-три условных сигнала, на которые они, быстро переключаясь, должны ответить соответствующим действием.

3. «Условный сигнал». Выполняя какое-либо действие (двигаясь,

рисуя, участвуя в беседе и т.д.) и услышав условный сигнал, дети

должны (на каждом занятии выбирается что-то одно): посмотреть по

8. «Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют не

сколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) ука

зывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица,

зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка,

должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Причем названные животные больше уже не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт.

9. «Канон». Дети стоят друг за другом таким образом, что руки лежат на плечах стоящего впереди. Услышав первый хлопок или любой из условных сигналов, первый ребенок поднимает вверх (влево, вправо) правую руку, услышав второй сигнал, руку поднимает стоящий за ним и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, они начинают в прямом или обратном порядке (это оговаривается заранее) поднимать левую руку и т.д.

. Роль инициации. Наказание и поощрение

Огромное значение имеет соблюдение инициальных «обрядов». Инициация (посвящение) является языком, с помощью которого происходит присвоение ребенком своей новой роли, отражение им появления какого-то нового качества себя: «С сегодняшнего дня я не такой, каким был вчера, теперь я...». Инициация также объединяет членов группы, повышая их восприимчивость и способствуя соблюдению правил и иерархии.

Именно поэтому важно в процессе коррекционного курса фиксировать завершение одного этапа и начало следующего. Неизбежное условие любой инициации— прохождение ребенком определенных «испытаний», экзаменов, содержание которых вы можете варьировать в зависимости от его возраста и возможностей.

Инициация в начале занятий может проходить в форме детско-родительского занятия, по завершении которого ребенок может сказать: «Видишь, мама, я теперь не такой, как все, у меня важное дело!»

Завершением одного этапа и переходом к следующему может быть проведение заключительной эстафеты, включающей пройденный материал. Тем самым психолог подводит черту и констатирует факт перехода к следующему уровню, сообщая ребенку о новых, более сложных и интересных заданиях, с которыми он уже способен справиться.

Каждый пройденный этап, а также достижения каждого ребенка должны быть обязательно отмечены психологом (родителями) внешними маркерами (значок, фанты, отличительная повязка и т.д.) и присвоением определенной роли («ведущий», «помощник» и т.д.).

Наказание и поощрение

Необходимым условием любого коррекционного процесса является система наказаний и поощрений. При этом важно соблюдать «общественный договор»: обещанное наказание или поощрение в непреложном порядке должно состояться. «Сила честности» — взаимная игра, законы которой неотвратимы и для взрослого, и для ребенка.

Частично примеры наказаний были описаны выше (выбывание из игры, «скамья запасных» и т.д.). Другим способом наказания является лишение ребенка возможности участвовать в наиболее значимых для него моментах групповой жизни. Каждому психологу из собственного опыта работы известны такие популярные моменты групповых занятий (у кого-то это игра на экзотической дудочке, у кого-то — батут, компьютер или описанная выше игра «Царство животных»).

В качестве поощрений можно предложить детям различные призы, сюрпризы (конфеты, печенье, сок, маленькие игрушки, книги, просмотр мультфильма и т.п.), а также некоторые правила-привилегии для наиболее отличившегося ребенка, признание которых непреложно для всех.

В каждом помещении, где проводятся занятия, есть игрушки, инвентарь, игры, имеющие для детей особую привлекательность. Они могут выступать в качестве поощрительных призов. В конце занятия наиболее отличившийся ребенок получает право самостоятельно выбрать игру, в которую будут играть все лети, или музыку, под которую они будут танцевать.

Причем этим выдающимся может быть не объективно самый успешный, а, напротив, самый неконтактный и неловкий ребенок. Важно помнить одно из центральных этологических правил: сама по себе постановка ребенка «в центр», приписывание ему роли командира, лидера автоматически повышают степень его доминантности, а следовательно, уровня его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

5—10 лет

Занятие 1

«Бездушный шарик». Ребенок ложится на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать их нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок может представить, что в животе у него находится цветной шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Взрослый кладет свою руку на живот ребенка и помогает при обучении дыханию. Дети дышат по команде «вдох — выдох» (5 раз).

Занятие 2

Ребенок ложится на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом с задержкой дыхания под счет: «Вдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два), выдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два)». Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5—8 раз.

Занятие 3

Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела), делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывание счета: «Вдох (4 хлопка), держим (2 хлопка), выдох (4 хлопка), держим (2 хлопка)». Упражнение выполняется 5—8 раз.

Можно предложить ребенку самостоятельно отстукивать ритм ладонями об пол. В таком случае необходимо следить за тем, чтобы он не ускорял и не замедлял темп. Также обращайте внимание на то, чтобы тело ребенка было расслабленным.

Занятие 4

Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела), делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания. Произносите вслух только слова «Вдох», «Держим», «Выдох», «Держим», а счет прохлопывайте: «Вдох (3 хлопка), держим (3 хлопка),

выдох (3 хлопка), держим (3 хлопка)». Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5—8 раз.

Следите за тем, чтобы тело ребенка было полностью расслабленно!

Занятие 5

Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела), делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывайия. Вместо слов «Вдох», «Держим», «Выдох», вы хлопаете два раза, а счет прохлопываете как раньше: двойной хлопок — 3 хлопка — двойной хлопок — 3 хлопка — двойной хлопок — 3 хлопка. Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5—8 раз.

Следите за тем, чтобы тело ребенка было полностью расслабленно!

Занятие 6

Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: «Поднимаем (3 хлопка), держим (3 хлопка), опускаем (3 хлопка), держим (3 хлопка)». Во время вдоха ребенок поднимает правую руку и правую ногу и удерживает их в воздухе на время задержки дыхания. Во время выдоха опускает их. На следующем вдохе ребенок поднимает левую руку и левую ногу и также удерживает их на время задержки дыхания. На выдохе опускает руку и ногу. Упражнение выполняется 5—8 раз.

Команды сначала необходимо проговаривать вслух. Можно даже подсказывать ребенку, какую руку и ногу надо поднимать. Также нужно следить за тем, чтобы руки и ноги, которые не работают в данный момент, лежали спокойно и расслабленно.

Занятие 7

Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: двойной хлопок — 4 хлопка — двойной хлопок — 4 хлопка — двойной хлопок — 4 хлопка — двойной хлопок — 4 хлопка. Единица счета — одна секунда. Во время вдоха ребенок поднимает правую руку и правую ногу. На время задержки удерживает их в воздухе. Во время выдоха опускает их. На следующем вдохе ребенок поднимает левую руку и левую ногу и удерживает их в воздухе на время задержки дыхания. На выдохе опускает их. Упражнение выполняется 5—8 раз.

Внимательно следите за следующими моментами:

— вдох производится носом, а выдох — ртом,

— живот на вдохе надувается, а на выдохе опускается,

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет

— ребенок точно следует ритму, разделяя одинарные хлопки,

обозначающие счет, и двойные, обозначающие переход к дру

гому режиму (вдох, удержание, выдох, удержание),

— ребенок точно соблюдает последовательность смены правых

, руки, ноги и левых руки, ноги,

— «нерабочие» руки и ноги остаются расслабленными.

Занятие 8

Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: «Руку поднимаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), руку опускаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), ногу поднимаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), ногу опускаем (5 хлопков), держим (4 хлопка)». Единица счета — одна секунда.

Во время вдоха ребенок поднимает правую руку, на время задержки дыхания удерживает ее в воздухе. Во время выдоха опускает правую руку и во время задержки дыхания лежит спокойно. На следующем вдохе ребенок поднимает правую ногу и удерживает ее в воздухе на время задержки дыхания. На выдохе опускает правую ногу. То же с левой рукой и ногой (всего 4 вдоха-выдоха). Упражнение выполняется 2—3 раза.

Занятие 9

Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: двойной хлопок — 6 хлопков — двойной хлопок — 5 хлопков — двойной хлопок — 6 хлопков — двойной хлопок — 5 хлопков. Единица счета — одна секунда.

Во время вдоха ребенок поднимает правую руку и левую ногу. Удерживает их в воздухе на время задержки дыхания. Во время выдоха опускает их. На следующем вдохе ребенок поднимает левую руку и правую ногу. На выдохе опускает их. Упражнение выполняется 5—8 раз.

Занятие 10

Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: «Руку поднимаем (7 хлопков), держим (5 хлопков), руку опускаем на бедро (7 хлопков), держим (5 хлопков), ногу поднимаем (7 хлопков), держим (5 хлопков), ногу опускаем на другую ногу (7 хлопков), держим (5 хлопков), руку поднимаем (7 хлопков), держим (5 хлопков), опускаем на пол (7 хлопков), держим (5 хлопков), поднимаем ногу (7 хлопков), держим (5 хлопков), опускаем на пол (7 хлопков), держим (5 хлопков)».

Во время вдоха ребенок поднимает только правую руку и на время задержки дыхания удерживает ее в воздухе. Во время выдоха опускает правую руку на левое бедро, задерживает дыхание, лежа спокойно. На следующем вдохе ребенок поднимает правую ногу и удерживает ее в воздухе на время задержки дыхания. На выдохе опускает на левую ногу и лежит спокойно (правая рука на левом бедре, правая нога на левой ноге). На вдохе поднимает правую руку с бедра и удерживает ее в воздухе. На выдохе кладет правую руку ровно (параллель-но телу). Во время задержки дыхания лежит спокойно. На вдохе поднимает правую ногу и удерживает ее на время задержки. На выдохе кладет правую ногу параллельно с левой ногой (ровно). То же с левой рукой и ногой (всего 8 вдохов-выдохов). Упражнение выполняется 2—3 раза. Единица счета равна одной секунде.

Занятие 11

Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков. Во время вдоха ребенок поднимает только правую руку и на время задержки дыхания удерживает ее в воздухе. Во время выдоха опускает правую руку на левое бедро и лежит спокойно, задержав дыхание. На следующем вдохе ребенок поднимает левую ногу и на время задержки дыхания удерживает ее в воз-духе. На выдохе опускает на правую ногу. Во время задержки дыхания лежит (правая рука на левом бедре, левая нога на правой ноге). На вдохе поднимает правую руку с бедра и удерживает ее в воздухе. На выдохе кладет правую руку ровно (параллельно телу). На вдохе поднимает левую ногу и удерживает ее на время задержки дыхания. На выдохе кладет левую ногу параллельно правой ноге (ровно). То же с левой рукой и правой ногой (всего 8 вдохов-выдохов). Упражнение выполняется 3—4 раза. Единица счета равна одной секунде.

Старайтесь отслеживать правильную последовательность движений, глубину вдоха, удержание темпа.

Занятие 12

Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: 9 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 9 хлопков — пауза — 5 хлопков.

Во время выдоха ребенок поднимает правую руку и правую ногу. На время задержки удерживает их в воздухе. Во время вдоха опускает

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—Шлет 331

их. На следующем выдохе ребенок поднимает левую руку и левую ногу. Удерживает их в воздухе на время задержки. На вдохе опускает их. Упражнение выполняется 5—8 раз. Единица счета равна одной секунде.

Занятие 13

Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: 10 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 10 хлопков — пауза — 5 хлопков.

Во время выдоха ребенок поднимает правую руку и левую ногу и удерживает их в воздухе на время задержки дыхания. Во время вдоха опускает их. На следующем выдохе ребенок поднимает левую руку и правую ногу. На вдохе опускает их. Упражнение выполняется 5—8 раз. Единица счета равна одной секунде.

Занятие 14

Ребенок садится, прислонившись спиной к стене. На вдохе он поднимает правую руку вверх, удерживает позу, задерживая дыхание на выдохе — опускает правую руку вниз, а левую поднимает вверх, удерживает позу, задерживая дыхание, затем на вдохе — меняет руки местами и т.д. Упражнение выполняется 5—8 раз. Отсчет: вдох, выдох — 10 хлопков, задержка дыхания — 5 хлопков.

Занятие 15

Ребенок садится на пятки, спина прямая, руки расставлены в стороны — правая рука согнута в локте, а левая рука прямая, — при этом обе руки смотрят влево. На вдохе руки описывают полукруг че-рез верх и на задержке дыхания останавливаются в позе — обе руки смотрят вправо: правая рука прямая, а левая согнута в локте. На вы-дохе: руки описывают полукруг через низ и останавливаются в первоначальной позе и т.д. Упражнение выполняется 5—8 раз. Отсчет: вдох, выдох — 10 хлопков, задержка — 5 хлопков.

Занятие 16

Ребенок садится на пятки, спина прямая, прямые руки расставлены в стороны. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев. Один палец смотрит вниз, а другой вверх. Со вдохом пальцы меняются местами, с выдохом — опять меняются местами и т.д. На задержке — удержание позы. Упражнение выполняется 5—8 раз. Отсчет: вдох, выдох — 10 хлопков, задержка дыхания — 5 хлопков.

Занятие 17

Ребенок стоит, спина прямая, прямые руки вытянуты вперед, одна ладонь смотрит вниз, а другая вверх. На вдохе ладони переворачиваются одна вверх, а другая вниз; на выдохе — опять переворачиваются и т.д. На задержке дыхания — удержание позы. Упражнение выполняется 5—8 раз. Отсчет: вдох, выдох — 10 хлопков, задержка — 5 хлопков.

Занятие 18

Ребенок стоит с опущенными руками и головой, на вдохе мед

ленно поднимает расслабленные руки и голову вверх, постепенна

«растягивая» все тело (не отрывая пятки от пола); задерживает дыхан

ние. На выдохе — постепенно расслабляя тело, опускает руки и голо*»

ву, сгибается в пояснице; задерживает дыхание.

Занятие 19

Ребенок стоит, спина прямая, руки прямые смотрят влево. На вдохе руки описывают полукруг через верх и останавливаются в позе — обе руки прямые смотрят вправо. Дыхание при этом задерживается. На выдохе руки описывают полукруг через низ и останавливаются в первоначальной позе и т.д. Упражнение выполняется 5—8 раз. Отсчет: вдох, выдох — 10 хлопков, задержка дыхания — 5 хлопков.

Занятие 20

Ребенок стоит, спина прямая, прямые руки расставлены в стороны. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев. Один палец смотрит вниз, а другой вверх. На вдохе пальцы меняются местами, на выдохе — опять меняются местами и т.д. На задержке дыхания — удержание позы. Упражнение выполняется 5—8 раз. Отсчет: вдох, выдох — 10 хлопков, задержка дыхания — 5 хлопков.

Слуховой гнозис

5—6 лет

Занятие 1

«Большие уши». Дети в течение двух минут сидят с закрытыми глазами и прислушиваются. Затем они рассказывают, что услышали.

«Что за шум?-1» Дети сидят с закрытыми глазами, а психолог производит три разных звука. Дети угадывают, что это были за звуки (какие), и называют их.

Занятие 2

«Что за шум?-2» То же упражнение, что и на занятии 1, но дети угадывают уже 4—5 звуков

«Найди звук-1». Дети сидят с закрытыми глазами, а психолог издает звук (можно с помощью «шумящей коробочки»). Затем он предъявляет детям разные звуки, среди которых надо узнать первый и описать его. Звуки должны сильно отличаться друг от друга.

Занятие 3

«Что за шум?-3» То же упражнение, что и на занятии 1, но дети должны сказать, какой звук был сначала, а какой в конце.

«Найди звук» (см. занятие 2).

Занятие 4

«Жмурки с колокольчиком». Ведущему ребенку завязывают глаза, остальным детям раздают колокольчики. Задача ведущего поймать кого-нибудь из ребят, которые бегают по комнате и звенят колокольчиками. Пойманный ребенок становится ведущим.

«Найди звук-2». Дети сидят с закрытыми глазами, а психолог издает звук (с помощью «шумящих коробочек»). Затем дети находят этот звук из предлагаемых им разных звуков и дают ему имя. Звуки должны быть похожи.

Занятие 5

«Работа с кассетой». Обсуждение звуков природы, записанных на кассету.

Занятие 6

«Повтори ритм-1». Дети сидят с закрытыми глазами. Ведущий задает какой-либо ритм. Дети его повторяют сначала всем телом (раскачиваются), затем топая ногами, потом хлопая себя по различным частям тела и, наконец, хлопая в ладоши.

Занятие 7

«Повтори ритм-2». Ритм усложняется. Параллельно ребенку объясняется, что такое короткий (быстрый) звук, а что такое длинный (медленный).

Занятие 8

«Повтори ритм-3». Ритм усложняется: вводятся понятия тихий звук (слабый) и громкий звук (сильный).

Занятие 9

«Угадай, что за ритм». Дети сидят с закрытыми глазами. Психолог отстукивает какой-либо ритм. Дети показывают на пальцах, сколько было ударов, потом повторяют ритм одной рукой, другой рукой, обеими руками вместе.

Занятие 10

«Поймай звук-1». Дети сидят с закрытыми глазами. Психолог издает звук. Задача ребенка — показать и сказать, где раздался звук (вверху—внизу), и угадать, какой это был звук (назвать его).

«Угадай, что за ритм» (см. занятие 9).

Занятие 11

«Поймай звук-2». Проводится так же, как на занятии 10, но добавляются параметры, по которым определяется местоположение звука: вверху—внизу, впереди—сзади.

«Угадай, что за ритм» (см. занятие 9).

Занятие 12

«Поймай звук-3». Проводится так же, как на занятии 10, но добавляются параметры, по которым определяется местоположение звука: вверху—внизу, впереди—сзади, справа—слева.

«Угадай, что за ритм» (см. занятие 9).

14 — 4794

Занятие 13

«Продолжи ритм». Дети сидят в кругу. Ведущий задает ритм. Сидящий слева ребенок воспроизводит его, затем это делает следую-щий, и так далее по кругу.

«Перешифровки». Ребенок слушает ритм. Затем он должен на доске зарисовать его структуру.

Занятие 14

«Испорченный телефон». Дети стоят в колонне или сидят в кругу. Один отстукивает ритм по телу соседа, тот, в свою очередь, передает ритм соседу и так по кругу. Последний отстукивает ритм ладонями.

«Перешифровки» (см. занятие 13).

Занятие 15

«Ритм-ответ-1». Дети разбиваются на пары. Один ребенок отстукивает ритм — другой его повторяет (хлопками по своему телу, по телу партнера, по предметам, с помощью музыкальных инструментов).

Занятие 16

«Ритм-перевертыш». Дети разбиваются на пары. Один ребенок отстукивает ритм — другой отвечает ему обратным ритмом (хлопками по своему телу, по телу партнера, по предметам, с помощью музыкальных инструментов).

«Перешифровки» (см. занятие 13).

Занятие 17

«Ритм-ответ-2». Психолог задает ритм. Дети повторяют его правой рукой, а левой отстукивают обратный ритм. Затем наоборот (ритм — левой рукой, а обратный ритм — правой рукой).

«Перешифровки» (см. занятие 13).

Занятие 18

«Динамический ритм-1». Дети двигаются по кругу под ритм, задаваемый психологом, прохлопывая его в ладоши, по телу, топая, прыгая и т.д.

«Перешифровки» (см. занятие 13).

Занятие 19

«Динамический ритм-2». Проводится так же, как на занятии 18, но ритмический узор усложняется.

«Перешифровки» (см. занятие 13).

Занятие 20

«Совместный ритм». Детям раздаются разные музыкальные инструменты. Психолог задает определенный ритм. По команде дети начинают с помощью своего музыкального инструмента воспроизводить заданный ритм. По следующей команде они останавливаются.

7—8 лет

Занятие 1

«Большие уши». Дети сидят с закрытыми глазами и в течение двух минут прислушиваются. Затем они рассказывают, что услышали.

«Что за шум?» Дети сидят с закрытыми глазами, а психолог издает четыре разных звука. Дети угадывают, что это были за звуки (какие), и говорят, в каком порядке они следовали.

Занятия 2—3

«Что за шум?» (см. занятие 1)

«Найди звук». Дети сидят с закрытыми глазами, а психолог издает звук (можно с помощью «шумящей коробочки»). Затем он предъявляет детям разные звуки, среди которых надо узнать первый звук и описать его. Звуки должны сильно отличаться друг от друга.

Занятие 4

«Найди звук» (см. занятие 2).

«Работа с кассетой». Обсуждение звуков природы, записанных на кассету.

Занятие 5

«Повтори ритм-1». Дети сидят с закрытыми глазами. Ведущий задает ритм. Дети его повторяют сначала всем телом (раскачиваются,

прыгают), затем топая ногами, потом хлопая себя по различным частям тела и, наконец, хлопая в ладоши. Параллельно ребенку объясняется, что такое короткий (быстрый) звук, а что такое длинный (медленный).

Занятие 6

«Повтори ритм-2». Ритм усложняется за счет введения быстрых и медленных элементов.

Занятие 7

«Повтори ритм-3». Ритм усложняется: вводятся понятия «тихий (слабый) звук» и «громкий (сильный) звук».

Занятие 8

«Угадай, что за ритм». Дети сидят с закрытыми глазами. Психолог отстукивает ритм. Дети показывают на пальцах, сколько было ударов, потом повторяют ритм одной рукой, другой рукой, обеими руками вместе.

Занятие 9

«Поймай звук-1». Дети сидят с закрытыми глазами. Психолог издает звук. Задача ребенка — показать и сказать, где раздался звук (вверху—внизу, впереди—сзади), и угадать, какой это был звук (назвать его).

«Угадай, что за ритм» (см. занятие 8).

Занятие 10

«Поймай звук-2». Дети сидят с закрытыми глазами. Психолог издает звук в какой-то точке пространства. Задача ребенка — показать и сказать, где раздался звук (вверху—внизу, впереди—сзади, справа-слева), и угадать, какой это был звук (назвать его). Вводится два звука одновременно.

«Угадай, что за ритм» (см. занятие 8).

Занятие 11

«Продолжи ритм». Дети сидят в кругу. Ведущий задает ритм. Сидящий слева ребенок повторяет его (отстукивает такой же ритм), за ним это делает следующий и так далее по кругу. ч

«Перешифровки-1». Ребенок слушает ритм. Затем он должен на доске зарисовать его структуру.

Занятие 12

«Скрещенные руки». Дети сидят в кругу, руки перекрещены с руками сидящих рядом. Ритм отстукивается по кругу следующим образом: одна рука стучит один раз, следующая за ней — два раза, затем снова один раз и так далее (руки на коленях или на ковре).

«Перешифровки-1» (см. занятие 11).

Занятие 13

«Подстройся под ритм». Дети сидят в кругу. Психолог начинает отстукивать ритм, через некоторое время к нему присоединяется один ребенок, затем следующий ребенок и так далее, пока не присоединятся все. Задача — синхронно отстукивать ритм, чтобы получилась общая мелодия.

«Перешифровки-1» (см. занятие 11).

Занятие 14

«Испорченный телефон». Дети стоят в колонне или сидят в кругу. Один отстукивает ритм по телу соседа, он, в свою очередь, передает ритм соседу и так по кругу. Последний отстукивает ритм ладонями.

«Перешифровки-1» (см. занятие 11).

Занятие 15

«Ритм-ответ». Дети разбиваются на пары. Один ребенок отстукивает ритм — другой его повторяет (хлопками по своему телу, по телу партнера, по предметам, с помощью музыкальных инструментов).

«Ритм-перевертыш». Дети разбиваются на пары. Один ребенок отстукивает ритм — другой отвечает ему обратным ритмом (хлопками по своему телу, по телу партнера, по предметам, с помощью музыкальных инструментов).

«Перешифровки-2». Ребенок видит узор (ряд с повторяющимися элементами). Затем он должен отстучать ритм узора, предварительно договорившись о том, как будет отображаться каждый элемент узора.

Занятие 16

«Шум». Один ребенок отстукивает ритм, другой ему мешает (звуком, другим ритмом, движением). Задача — удержать ритм, не сбиться.

Занятие 17

«Динамический ритм-1». Дети двигаются по кругу под ритм, задаваемый психологом, прохлопывая его в ладоши, по телу, топая, прыгая и т.д.

«Перешифровки-2» (см. занятие 15).

Занятие 18

«Динамический ритм-2». То же, что на занятии 17, но ритмический узор усложняется.

«Перешифровки-2» (см. занятие 15).

Занятие 19

«Совместный ритм». Детям раздаются разные музыкальные инструменты. Психолог задает определенный ритм. По команде дети начинают воспроизводить с помощью своего музыкального инструмента заданный ритм, по следующей команде останавливаются.

Занятие 20

«Оркестр». Происходит то же, что и в упражнении «Совместный ритм», только каждому ребенку задается свой собственный ритм. Все дети одновременно воспроизводят каждый свой ритм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: