Тема интеллигенции в литературе 20-х годов (олеша, Федин)

К.Федин «Города и годы». В произведении обратное развитие действия, многогеройность, но есть два главных героя: Андрей Старцев и Курт Ван. В Старцеве побеждает творческое начало, в отличие от Курта. Последний убивает Старцева за измену революции. Старцев интеллигент, метафора его жизни – «Собака, которая разбивает себе лапы, но не может пройти в дверь». Старцев был в плену, ему нравится Германия (место, где можно набрать впечатлений). Со временем отношение к революции у Старцева меняется. Он выбирает путь конформизма, предательства. Старцев рассуждает но не действует.

Ю.Олеша «Зависть». Мышление героя ассоциативное, это отдельные фрагменты, поток сознания. Текст модернистский, герои могут быть сгруппированы. Бабичев делал революцию и ему в жизни удалось найти себя. Он не знает сомнений, он оптимист. Макаров приемный сын Бабичева, он человек нового поколения, комсомолец, футболист. Он физически безупречен. В размышлениях Макарова слабость, лирика, мечтательность, но он хочет истребить это в себе, т.к. время требует сухих, рациональных героев. Среди героев есть еще брат Андрея Бабичева – Иван. Он за лирическое и частное (Хранит сны дочки). Николай Кавалеров самый глубокий персонаж, он способен мыслить, но он не нужен, у него нет перспектив. Центральный конфликт: человек и эпоха. Время выбирает Андрея Бабичева.

Юрий Олеша. Ром. «Зависть»(1927)

Интел-и с временем не по пути – это заявлено как беда времени. Персонажи раздел. на 2 группы: 1) новые люди 2) люди с устаревшими ценностями.

1: Андрей Бабичев, Володя Макаров.

А.Б.: участв. в Гр. войне, на теле много шрамов, был героем. Организов. предприятие под назв. «Четвертак» - место быстрого питания. За четвертак можно перекусить (бутерброды с колбасой). На 1 взгляд герой кажется положит., но в его портрете оч. много телесности. Текст начин-ся с того, что радуясь, А.Б. поет в клозете – это снижает героя.

В.М.: приемный сын А.Б. – футболист, комсомолец, ч-к с внутрен. пробл.: он стесняется в себе всего частного, лирического – своих чувств к Вале, смущен, краснеет. Внешне похож на барашка.

2: Иван Бабичев, Николай Кавалеров

И.Б. – брат А.Б., хочет создать машину под назв. «Офелия», к-я должна разрушить «Четвертак». Себя назыв. Пошляком. Часто появл-ся с подушкой Вали (дочери).

Н.К. – поэт, пьяница. И.Б. приютил его. Валя его не любит, сам он не работ., но авторские симпатии на его стороне (часто выступ. в роли повествователя).

В тексте не дается ответа на?, как нужно относ-ся к разн. соц. группам. Констатир-ся пробл.: почему в общ-ве, к-е претенд. быть идеал., несвоевременным, постыдным оказ-ся все духовное, лирическое?

К-н Федин «Города и годы» (1924)

Осенью 1919 г. Андрей Старцов приезжает из мордовского г. Семидола в Петроград. Он мобилизован в армию и прибыл по месту службы. Но вместо отправки на фронт его оставляют писарем при штабе. К нему приезжает Рита, она беременна. В это же время в Москве в Германский совет солдатских депутатов является ч-к, назыв. себя ефрейтором Конрадом Штейном. Он хочет вернуться на родину. Проверяя документы Ш., служащий интерес-ся, не знает ли тот некоего фон цур Мюлен-Шенау. Почувствовав неладное, мнимый К. Ш. незаметно скрывается. Он пробирается в Петроград и, найдя там своего старого знакомого А.С., просит помочь вернуться в Герм. Встреча с ним заставл. Андрея подумать: «Если бы можно было начать жить сначала… Раскатать клубок, дойти по нитке до проклятого часа и поступить по-другому».

В 1914 А.С. был в Герм., в Нюрнберге. Дружил с худ-ком Куртом Ваном, к-й вынужден был отдавать свои картины в коллекцию маркграфу фон цур Мюлен-Шенау – тот платил хорошо, с усл. не выставлять нигде свои работы. IМВ: А.С. сослали в нем. Городок. С нач. войны он ощущал себя «соринкой среди громадных масс двигавшихся машиноподобно неизбежностей». В бюргерском Бишофсберге его охватила тоска.

Мари Урбах – соседка фон цур Мюлен-Шенау, он влюбился в неё, хотел жениться.

Во время войны мать Мари Урбах состояла патронессой питательного пункта на вокзале. Мари помогала матери. После двух лет войны она почувствовала, что ей стало скучно. Познакомилась с А.С., полюбили др. др.

Маркграф=Конрад Штейн (помог это сделть А.С.).

После всех перипетий понимает, что не мож. больше оставаться в революц. России и хочет уехать в Герм., к Мари. Андрей обращается за помощью к Курту Вану, честно рассказ. ему всю историю с маркграфом и поддельными док-тами. Проникнувшись ненавистью к бывшему другу, К.В. убивает его.

Андрей в отчаянии, он понимает, что жизнь так и не приняла его. Незадолго до смерти А.пишет М. о том, что всю свою жизнь старался, чтобы все в мире происходило вокруг него, но его всегда отмывало, относило в сторону. А люди, к-е хотели только есть и пить, всегда находились в центре круга. «Моя вина в том, что я не проволочный», — завершает он свое письмо.

Революц. воля олицетворена здесь в образе «железного» большевика, к-й вершит над героем романа, растерянным и бездействующим интеллигентом, исторический суд.

Соц. реш-е у Фадеева – отриц. отнош-е к интеллиг, у Федина – диалектическое – есть в ней свои ++.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: