Объём спроса и предложения можно рассчитать аналитическим и графическим способом.
Так, эти понятия можно выразить определенной функциональной зависимостью в виде построения кривых, например
кривая спроса:
Qс= x - 60 y,
кривая предложения как
Qп = y +40 x
Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать её изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.
В таком случае, можно говорить о равновесной цене, представляющей равное значение цены со стороны производителя и со стороны потребителя, готового приобрести за нее.
Под внутренним спросом понимается спрос внутри страны, региона, предприятия, а внешний спрос - спрос со стороны зарубежных потребителей, сторонних организаций. Известно, что импорт - объём завозимых товаров страну, а экспорт - объём вывозимых товаров из страны. Поэтому объём импорта определятся разницей между величиной внутреннего спроса (Свнутр.) и внутреннего предложения (Пвнутр.). Возможно два случая:
а) в случае когда Свнутр. < Пвнутр. - требуется экспортировать для получения дохода и возмещения затрат
б) в случае когда Свнутр. > Пвнутр. - требуется импортировать в страну объём товаров, не обеспеченного внутренними производителями для удовлетворения нужд.
При этом, необходимо учитывать что цена может находиться как в прямой, так и косвенной зависимости или может отсутствовать какая-либо зависимость от величины спроса и/или предложения. В этом случае, могут возникать потери как со стороны производителей, выпускающих и реализующих продукцию на рынке, так и со стороны потребителей, приобретающих и потребляющих эту продукцию. В случае увеличения цены потери могут нести потребители, как переплачивающие за продукцию, либо производители, доход которых может снижаться. Поэтому при прогнозном расчёте этих потерь происходит их распределение между всеми участниками в следующем порядке (формула 1):
Потери потребителей:
Qс2 · (Рс2 - Рс1) + [(Рс2 - Рс1) · (Qс1 - Qс2)]/2,
где Q с1 и Q с2 - объём спроса до и после вновь реализованных мероприятий на рынке;
Р с1 и Р с2 - цена при уровне спроса до и после вновь реализованных мероприятий на рынке.
Потери производителей:
Qп2 × (Рп1 - Рп2) + [(Рп1 - Рп2) × (Qп1 - Qп2)]/2,
где Q п1 и Q п2 - объём спроса и предложения до (после) вновь реализованных мероприятий;
Р п1 и Р п2 - цена предложения до и после вновь реализованных мероприятий на рынке.
Безвозвратные потери - это потери представляющие совокупные потери производителей и потребителей