Таможенный тариф на импорт и благосостояние потребителей

Государственная внешнеторговая политика, ограничивающая свободную торговлю, прежде всего должна оказывать воздействие на уровень благосостояния людей.

Покажем сначала последствия введения тарифа на импортные товары для благосостояния потребителей. Рассмотрим рынок картофеля в России (см. рис. 3.1, где Dd, - кривая спроса на картофель, а Sd - кривая внутреннего предложения).

Рисунок 3.1

Предположим, что мировая цена на картофель Рw ниже внутренней цены равновесия, поэтому России будет выгодно импортировать этот продукт. Если первоначально в России существует режим свободной торговли, то цена на картофель на её внутреннем рынке не будет отличаться от мировой цены. По этой цене национальные производители могут обеспечить предложение картофеля только в размере Qs, тогда как величина спроса оказывается значительно больше и составляет. Разница между спросом и предложением при внутренней цене, равной мировой, покрывается импортом картофеля, объём которого в этом случае будет равен(Qd- Qs). Приобретая картофель по относительно низкой мировой цене, потребители получают выигрыш, размер которого может быть измерен как площадь между кривой спроса и линией мировой цены.

Предположим теперь, что правительство России в целях защиты национальных производителей от иностранной конкуренции устанавливает специфический таможенный тариф размером Т за 1 т импортируемого картофеля. Цена импортного картофеля на внутреннем рынке возрастет на величину Т и составит Рw + Т. В этих условиях потребители, которые раньше приобретали импортный продукт, несут потери, так как при неизменном уровне доходов вынуждены покупать этого продукта меньше и платить за него дороже. Импорт сокращается, и поскольку часть спроса на картофель оказывается неудовлетворенной, потребители предъявляют повышенный спрос на отечественную продукцию.

Однако введение таможенного тарифа приводит к росту цены не только импортируемого продукта. Ведь именно низкий уровень мировой цены делал российских производителей картофеля недостаточно конкурентоспособными, и они были заинтересованы во введении тарифа для того, чтобы цена на картофель стала выше, а их собственная продукция - более конкурентоспособной. Однако расширение производства и сбыта сопряжено с ростом издержек, и оно будет выгодно российским производителям лишь в том случае, если вырастет цена и на их продукцию.

Таким образом, наряду с подорожанием импортного картофеля, происходит рост цен и на картофель отечественного производства. Через некоторое время равновесная (с учётом импорта) цена на внутреннем рынке устанавливается на новом более высоком уровне: Pd = Рw + Т. В результате, введение тарифа и последующее повышение цен приводит к тому, что отечественное производство картофеля возрастает с Qs до Qs’, внутреннее потребление снижается с Qd, до Qd’, а импорт сокращается до величины (Qd’-Qs’).

От введения таможенного тарифа в первую очередь страдают потребители, так как они вынуждены платить дороже за весь картофель (отечественный и импортный) и, следовательно, потреблять его меньше. Чистые потери потребителей от введения тарифа образуют область (а + b + с + d ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: