Государственная внешнеторговая политика, ограничивающая свободную торговлю, прежде всего должна оказывать воздействие на уровень благосостояния людей.
Покажем сначала последствия введения тарифа на импортные товары для благосостояния потребителей. Рассмотрим рынок картофеля в России (см. рис. 3.1, где Dd, - кривая спроса на картофель, а Sd - кривая внутреннего предложения).
Рисунок 3.1
Предположим, что мировая цена на картофель Рw ниже внутренней цены равновесия, поэтому России будет выгодно импортировать этот продукт. Если первоначально в России существует режим свободной торговли, то цена на картофель на её внутреннем рынке не будет отличаться от мировой цены. По этой цене национальные производители могут обеспечить предложение картофеля только в размере Qs, тогда как величина спроса оказывается значительно больше и составляет. Разница между спросом и предложением при внутренней цене, равной мировой, покрывается импортом картофеля, объём которого в этом случае будет равен(Qd- Qs). Приобретая картофель по относительно низкой мировой цене, потребители получают выигрыш, размер которого может быть измерен как площадь между кривой спроса и линией мировой цены.
|
|
Предположим теперь, что правительство России в целях защиты национальных производителей от иностранной конкуренции устанавливает специфический таможенный тариф размером Т за 1 т импортируемого картофеля. Цена импортного картофеля на внутреннем рынке возрастет на величину Т и составит Рw + Т. В этих условиях потребители, которые раньше приобретали импортный продукт, несут потери, так как при неизменном уровне доходов вынуждены покупать этого продукта меньше и платить за него дороже. Импорт сокращается, и поскольку часть спроса на картофель оказывается неудовлетворенной, потребители предъявляют повышенный спрос на отечественную продукцию.
Однако введение таможенного тарифа приводит к росту цены не только импортируемого продукта. Ведь именно низкий уровень мировой цены делал российских производителей картофеля недостаточно конкурентоспособными, и они были заинтересованы во введении тарифа для того, чтобы цена на картофель стала выше, а их собственная продукция - более конкурентоспособной. Однако расширение производства и сбыта сопряжено с ростом издержек, и оно будет выгодно российским производителям лишь в том случае, если вырастет цена и на их продукцию.
Таким образом, наряду с подорожанием импортного картофеля, происходит рост цен и на картофель отечественного производства. Через некоторое время равновесная (с учётом импорта) цена на внутреннем рынке устанавливается на новом более высоком уровне: Pd = Рw + Т. В результате, введение тарифа и последующее повышение цен приводит к тому, что отечественное производство картофеля возрастает с Qs до Qs’, внутреннее потребление снижается с Qd, до Qd’, а импорт сокращается до величины (Qd’-Qs’).
|
|
От введения таможенного тарифа в первую очередь страдают потребители, так как они вынуждены платить дороже за весь картофель (отечественный и импортный) и, следовательно, потреблять его меньше. Чистые потери потребителей от введения тарифа образуют область (а + b + с + d ).