Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.
Под имуществом в Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.
|
|
Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, Реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.
В случаях, установленных настоящим Кодексом, налоговая декларация может представляться на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку.
Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.
|
|
Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика. Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются также на порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой налогов и сборов, поступающих в эти фонды, разрабатывают формы и порядок заполнения налоговых деклараций.
Статья 80 Налогового кодекса определяет, что основным налоговым отчетным документом является налоговая декларация и дает определение данного понятия (п. 1).
П. 2 статьи определяет порядок и срок представления каждым налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган.
П.п. 3-7 определяют правила оформления налоговой декларации.
П. 8 данной статьи разграничивает понятия налоговой и таможенной декларации.
Ст. 80 Налогового кодекса устанавливает лишь общие требования, предъявляемые к налоговой декларации как документу налоговой отчетности. Более подробная детализация в отношении сведений по конкретным видам налогов, отражаемых в налоговой декларации, будет предусмотрена в части второй Кодекса.
Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ в ст. 80 НК дополнительно включен п. 9, распространяющий правила гл. 13 НК на налоги, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды, предоставляя их органам право самостоятельно разрабатывать формы и порядок заполнения деклараций.
1. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации не отражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
2. Если предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.
3. Если предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки.
4. Если предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с настоящим пунктом при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
|
|
Статья 81 Налогового кодекса обязывает налогоплательщика внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию при обнаружении в поданной им декларации отсутствия каких-либо сведений или неполноты их отражения, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
Данная статья определяет порядок и сроки внесения подобных изменений и дополнений, а также основания возникновения ответственности за несвоевременное их внесение.
До введения в действие части первой Налогового кодекса порядок внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию четко регламентировался только в п. 63 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", в соответствии с которой налогоплательщик имеет право самостоятельно до проверки налоговых органов внести исправления в ранее представленные налоговые расчеты (декларации). По суммам налога, дополнительно подлежащим уплате в бюджет, налогоплательщик представляет в соответствующие налоговые инспекции дополнительные налоговые расчеты (декларации) отдельно за каждый налоговый период, в котором производятся уточнения. В этих налоговых расчетах по соответствующим строкам указывается только сумма выявленной разницы по сравнению с ранее представленными расчетами.
В соответствии со ст. 81 НК все дополнения и изменения вносятся в налоговую декларацию на основании соответствующего заявления о дополнениях и изменениях, подаваемого в налоговый орган. Важным моментом в этом случае является дата подачи заявления, от которой зависит возможность применения финансовых санкций.
|
|
В зависимости от даты подачи заявления возможны три ситуации:
- заявление подано до истечения срока подачи декларации. В данном случае декларация считается поданной в срок, и финансовые санкции не применяются;
- заявление подано по истечении срока подачи декларации, но до срока уплаты налога. В данном случае санкции не применяются, если заявление подано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом занижения суммы налога либо о назначении выездной налоговой проверки;
- заявление подано по истечении срока подачи декларации и срока уплаты налога; санкции не применяются, если заявление подано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом занижения суммы налога либо о назначении выездной налоговой проверки, а налог и пеня уплачены. В прежней редакции НК в последнем случае устанавливалось, что санкции не применяются, если заявление подано до момента вручения налогоплательщику акта налоговой проверки, что создавало довольно противоречивую ситуацию, поскольку налогоплательщик получал в данном случае законодательно установленную возможность фактически безнаказанно длительное время не платить налоги, не боясь установленных в Кодексе штрафных санкций. Ведь в случае прихода налогового инспектора и обнаружения им фактов укрывательства от налогов важно до получения акта проверки уплатить в бюджет лишь те недоплаченные налоги, которые этот инспектор обнаружил, да плюс незначительные пени. Те суммы неуплаты, которые налоговая проверка не установила, можно продолжать не платить и нарушать налоговое законодательство дальше, а раньше чем через год, исходя из положений Кодекса, инспектор к данному налогоплательщику больше не придет.
Новая редакция п. 4 ст. 81, введенная Федеральным законом от 9 июля 1999 г., исключила такую возможность.
Следует также обратить внимание на явную небрежность законодателя: п.п. 2, 3 и 4 комментируемой статьи содержат фразу: "предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи заявление", в то время как п. 1 не содержит даже упоминания о таком заявлении. Естественно, поскольку представленная налоговая декларация находится в налоговом органе, лично внести в нее изменения и дополнения налогоплательщик не в состоянии, и ему необходимо подать соответствующее заявление, однако при нынешней формулировке статьи следует отразить это в п. 1.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков налогов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья 82 Кодекса определяет формы проведения налогового контроля и ограничивает круг лиц, имеющих право на проведение налогового контроля, должностными лицами налоговых органов, таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов в пределах их компетенции. Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов наделяются при проведении налогового контроля в отношении "своих" налогов полномочиями налоговых органов.
Налоговый контроль заключается не только в проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений.
Главной задачей налогового контроля является обеспечение экономической (финансовой) безопасности государства, поэтому его основными методами должны быть прогноз, предупреждение, пресечение и восстановление, и уже затем - применение карательных санкций для частной и общей превенции возможных в будущем правонарушений.
В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса основной формой налогового контроля является налоговая проверка. При этом наряду с ней используются и другие формы, перечисленные в п. 1 статьи и других статьях гл. 14 НК.
В прежней редакции ст. 82 состояла из одной части, практически совпадающей по содержанию с ее нынешним п. 1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ дополнительно ввел в коментируемую статью нормы, содержащиеся в п.п. 2-4.
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.
Особенности учета иностранных организаций устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.
При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.
Постановка на учет в налоговых органах физического лица по Месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:
1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества;
2) для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества.
3) для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества;
Заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 5 и пунктом 7 настоящей статьи, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет.
В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом. Налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий направо занятия частной практикой, учет и регистрацию, недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.
Статья 83 Налогового кодекса определяет место постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах, а также возникающие при этом обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.
Налогоплательщики - организации и физические лица - подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации и месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. При этом Налоговый кодекс под местом нахождения имущества в целях осуществления налогового учета налогоплательщиков признает:
- для недвижимого имущества (за исключением транспортных средств, являющихся объектами недвижимости в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ) - место фактического нахождения имущества;
- для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения организации или место жительства физического лица - собственника имущества;
- для остальных транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации этих средств, а при отсутствии таковых - место нахождения организации или место жительства физического лица - собственника имущества.
В соответствии с положениями Налогового кодекса приказом Госналогслужбы РФ (Министерства РФ по налогам и сборам) от 7 сентября 1998 г. № БФ-3-19/231 были утверждены Положение об Управлении организации учета налогоплательщиков Государственной налоговой службы РФ и Типовое положение о структурном подразделении организации учета налогоплательщиков государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации.
Следует отметить, что постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах является обязательной и не зависит от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (согласно п. 1 ст. 38 НК таким обстоятельством является наличие у лица объекта налогообложения).
Таким образом, независимо от того, возникнут ли у вновь образованной организации (в т.ч. некоммерческой) или у лица, зарегистрировавшегося в качестве индивидуального предпринимателя или получившего документ, подтверждающий право осуществления деятельности, объекты налогообложения, они обязаны встать на учет в налоговом органе.
В соответствии с абз. 2 п. 1 данной статьи иностранные организации подлежат постановке на учет в российских налоговых органах только при наличии в России обособленных подразделений - филиалов, постоянных представительств (см. ст. 55 Гражданского кодекса РФ), недвижимого имущества или транспортных средств. В вопросах постановки на учет в налоговых органах иностранных организаций в части, не противоречащей НК, следует руководствоваться Инструкцией Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 г. № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" и Инструкцией Госналогслужбы РФ от 15 сентября 1995 г. № 38 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в РФ".
Данное положение закрепляется дополнительно включенным в п. 1 ст. 83 абз. 4, предоставляющим Министерству РФ по налогам и сборам право устанавливать особенности учета иностранных организаций.
Российские же организации обязаны вставать на учет не только по месту своего нахождения, но и по месту обособленных подразделений (при их наличии).
Данное правило согласовывается с положением ст. 19 Налогового кодекса, согласно которому филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения таких филиалов и обособленных подразделений (см. статью и комментарий к ней). При этом в соответствии с п. 2 ст. 23 Кодекса организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в срок не позднее 1 месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации (см. статью и комментарий к ней).
За нарушение срока и уклонение от постановки на учет в налоговом органе предусмотрена налоговая ответственность (см. комментарии к ст.ст. 116 и 117 НК).
Также Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ в п. 1 ст. 83 дополнительно включен абз. 4, предоставляющий Министерству РФ по налогам и сборам право устанавливать особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Следует отметить, что ни налоговое, ни иное законодательство не содержит понятия "крупнейшие налогоплательщики", что может породить массу вопросов и трудностей.
Форма заявления о постановке на учет устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. При подаче заявления организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации создание организации.
При подаче заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.
При постановке на учет в состав сведений о налогоплательщиках - физических лицах включаются также их персональные данные:
фамилия, имя, отчество;
дата и место рождения;
пол;
адрес места жительства;
данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство.
Новые формы заявлений о постановке на учет утверждаются до начала года, с которого они начинают применяться.
Особенности порядка постановки на учет иностранных организаций в зависимости от видов получения доходов определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство, форма которого устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах. Об изменении места жительства индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента такого изменения.
Если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения или место жительства, то снятие с учета налогоплательщика производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или места жительства. Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения или места жительства в 10-дневный срок с момента такого изменения.
В случае ликвидации или реорганизации организации, принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.
Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. На основе данных учета Министерство Российской Федерации по налогам и сборам ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Организации - налоговые агенты, не учтенные в качестве налогоплательщиков, встают на учет в налоговых органах по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном настоящей главой для организаций-налогоплательщиков.
Постановка на учет в органах государственных внебюджетных фондов производится в порядке, предусмотренном настоящей статьей. При этом форма заявления о постановке на учет разрабатывается органами государственных внебюджетных фондов по согласованию с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Статья 84 Налогового кодекса определяет порядок и сроки постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах, перечень необходимой для этого документации, а также возникающие при этом обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.
В целях унификации учета и повышения эффективности налогового контроля над деятельностью налогоплательщиков при первичной постановке на налоговый учет каждому из них присваивается единый по всем видам налогов и сборов (в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации) и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Приказом Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/309 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" установлена форма заявления о постановке на учет.
Новые формы заявлений о постановке на учет утверждаются до начала года, с которого они начинают применяться.
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи налоговый орган обязан в течение пяти дней с момента подачи заявления и всех необходимых документов, перечень которых приведен в п. 1 данной статьи, осуществить постановку на учет, а также выдать соответствующее свидетельство о постановке на учет по форме, установленной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (в настоящее время - приказом от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/309).
Если после постановки на учет в учредительные документы налогоплательщика в установленном порядке вносятся изменения, у налогоплательщика появляется разрешение заниматься лицензируемыми видами деятельности, изменяется его место нахождения или место жительства и вообще изменяются обстоятельства, которые имеют или могут иметь определенное значение для налогообложения, налогоплательщик обязан информировать налоговые органы о появлении новых данных или об изменении существующего положения.
При изменении места нахождения (места жительства) налогоплательщика в прежней редакции п. 4 ст. 84 НК предусматривалась процедура переучета, т.е. снятия с учета в прежнем налоговом органе и постановки на учет в другом налоговом органе, по месту нового места нахождения налогоплательщика. При этом обязанность не только по снятию налогоплательщика с учета, но и по постановке его на учет в другом налоговом органе возлагалась на налоговый орган, где он стоял на учете. В связи с внесением изменений в НК Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ теперь эта обязанность налогового органа отсутствует, он обязан лишь бесплатно снять налогоплательщика с учета в течение 5 дней, а постановку на учет в другом налоговом органе налогоплательщик осуществляет самостоятельно.
Также новой в ст. 84 является обязанность налогоплательщика информировать налоговый орган об изменениях в уставных и учредительных документах, и о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности в десятидневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах (!). Данная формулировка некорректна, поскольку получение лицензии никак не связано с изменениями в учредительных документах и, соответственно, о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности информировать налоговый орган налогоплательщик может по своему усмотрению. В следующей редакции Налогового кодекса законодателю следует исправить эту техническую недоработку.
Формы заявлений об изменении места нахождения (места жительства) и о снятии с учета установлены приказом Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/309.
Процедура постановки на учет налогоплательщика завершается присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) (при этом в случае постановки на учет по месту нахождения филиалов, представительств, недвижимого имущества и транспортных средств ИНН повторно не присваивается).
В соответствии с п. 8 ст. 84 Налогового кодекса Министерство Российской Федерации по налогам и сборам ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, который должно установить Правительство РФ. Кроме того, сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных номерах включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы.
В соответствии с приказом Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/309 с 1 января 1999 г. считается утратившим силу приказ Госналогслужбы РФ от 13 июня 1996 г. № ВА-3-12/49 "Об утверждении Инструкции о порядке учета налогоплательщиков". Этим же приказом установлено, что информационные письма о постановке на учет организации, физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, физических лиц, занимающихся частной практикой, выданные налоговыми органами в соответствии с положениями Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, сохраняют свое действие в течение 1999 г. В течение 1999 г. все ранее выданные информационные письма о постановке на учет налогоплательщиков должны быть замены на соответствующие свидетельства, оформленные как документы строгой отчетности.
Пункт 9 комментируемой статьи обязывает налоговые органы сохранять залоговую тайну с момента постановки налогоплательщика на учет.
Пункт 10 устанавливает для организаций - налоговых агентов, не учтенных в качестве налогоплательщиков, те же правила постановки на учет налоговых органах по месту своего нахождения, которые предусмотрены настоящей главой для организаций-налогоплательщиков.
Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ в ст. 84 дополнительно включен п. 11, распространяющий общий порядок постановки на/чет в налоговых органах на постановку на учет в органах государственных внебюджетных фондов.
Стати 85. Обязанности органов, осуществляющих регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физических лиц, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имушества и сделок с ним.
Органы, осуществляющие регистрацию организаций, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации.
Органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лиц, обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратим свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрами, его изъятия либо истечения срока действия.
В такси же порядке органы, выдающие лицензии, свидетельства или иые подобные документы частным нотариусам, частным детективу и частным охранникам, обязаны сообщать налоговым
органам о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы.
Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.
Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.
Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.
В целях эффективного осуществления налогового контроля постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям и не являющихся частными нотариусами, детективами или охранниками (обязанными осуществлять постановку на налоговый учет самостоятельно), осуществляется налоговым органом по месту жительства этих физических лиц на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 Налогового кодекса и осуществляющими регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним. Подробно порядок и сроки постановки налогоплательщика на налоговый учет и снятия с учета определены в ст.ст. 83 и 84 Кодекса.
Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.
Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
Статья 86 устанавливает обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. В частности, банки не могут открывать счета организациям, индивидуальным предпринимателям, а также частным нотариусам, детективам или охранникам без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. При этом банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета указанных субъектов в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.
Ранее указанные обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков, были предусмотрены ст. 4 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" банки обязаны открывать иные, кроме расчетных и текущих, счета (валютные, ссудные, депозитные и другие) только при предъявлении налогоплательщиками документа (справки), удостоверяющего уведомление налогового органа о намерении открыть в банке соответствующие (кроме расчетного и текущего) счета. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 7 Вводного закона нормативные правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до 1 января 1999 г., действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с ней. Поэтому п. 1 Указа Президента РФ, который в данной части противоречит Налоговому кодексу, с 1 января 1999 г. применяться не должен.
Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ в ст. 86 НК дополнительно включен п. 2, устанавливающий обязанность банков выдать налоговому органу по мотивированному запросу в течение 5 дней после его получения справку по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством РФ. Таким образом, банк не обязан предоставлять такую информацию в отношении иных физических лиц.
Более того, банки могут свободно открывать счета физическим лицам и, как правило, не заинтересованы в выяснении вопроса, являются ли их новые клиенты индивидуальными предпринимателями в понимании ст. 11 НК. Таким образом, появляется возможность обойти требования ст.86.
Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику влечет налоговую ответственность, предусмотренную ст. 132 Кодекса, - штраф в размере 10000 руб.
Нарушение налогоплательщиком порядка открытия счета (без своевременного информирования налогового органа) влечет налоговую ответственность, предусмотренную ст. 118 Кодекса, - штраф в размере 5000 руб.
Нарушение банком обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 86, влечет налоговую ответственность, предусмотренную ст. 134 Кодекса, -штраф в размере 20000 руб.
Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК (см. статью и комментарий к ней) нормы п. 1 ст. 86 не распространяются на открытие депозитных и ссудных счетов.
Налоговому контролю подлежат расходы физического лица, являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, приобретающего в собственность имущество, указанное в настоящей статье (далее - налоговый контроль за расходами физического лица). Целью налогового контроля за расходами физического лица является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам.
К имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся следующие объекты:
1) недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;
2) механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
3) акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
4) культурные ценности; 5)золото в слитках.
Налоговый контроль за расходами физического лица производится должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, указанного в настоящей статье, регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущество.
Статья 861 дополнительно включена в НК Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ и вводится в действие с 1 января 2000 г.
Данная статья, как и ст.ст. 862 и 863 НК, фактически дублирует основные положения утратившего силу Федерального закона "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам".
Направлены эти статьи на создание системы контроля соответствия крупных расходов физических лиц продекларированным ими доходам.
При этом, однако, возможности налоговых органов по определению доходов (и, соответственно, подлежащих уплате налогов) на основании косвенных признаков ограничены положениями подп. 7 п. 1 ст. 31 НК, позволяющего осуществлять подобные действия только в случаях: отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения; непредставления налоговому органу в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов; отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка (при этом следует учитывать, что физические лица ведут учет в произвольной форме), приведшего к невозможности исчислить налоги.
П. 2 ст. 861 устанавливает исчерпывающий перечень видов имущества, расходы на приобретение которого физическими лицами могут контролироваться налоговыми органами.
П. 3 данной статьи предусматривает механизм осуществления налогового контроля за расходами физического лица посредством потения информации от организаций или уполномоченных лиц осуществляющих регистрацию имущества, указанного в статье, регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущество. Следует отметить, что не все виды имущества (сделки с ними), перечисленные в п. 2 статьи, подлежат регистрации или нотариальному удостоверению (в частности, это относится к определенным ценным бумагам, сделкам с культурными ценностями), а также существуют не попавшие в список ценные бумаги, которые можно использовать для капиталовложений.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан не позднее 15 дней после регистрации сделок купли - продажи недвижимости направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках. Орган, осуществляющий регистрацию механических транспортных средств, обязан не позднее 15 дней после регистрации направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных транспортных средствах, не относящихся к недвижимому имуществу.
Лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами, обязаны не позднее 15 дней после регистрации сделок купли-продажи ценных бумаг, указанных в статье 2 настоящего Кодекса, направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках по купле-продаже ценных бумаг. Нотариус обязан не позднее 15 дней после удостоверения сделки купли-продажи культурных ценностей направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об этой сделке.
Уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках, обязаны не позднее 15 дней после регистрации сделки купли-продажи золота в слитках направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированной сделке.
Форма извещения, которым организации или уполномоченные лица, указанные в пунктах 1-5 настоящей статьи, сообщают налоговым органам о совершенных сделках, а также перечень документов, прилагаемых к такому извещению, утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Непредставление организацией или уполномоченным лицом информации, указанной в настоящей статье, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
Статья 862 дополнительно включена в НК Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ и вводится в действие с 1 января 2000 г.
Данная статья возлагает на лиц, регистрирующих перечисленное в п. 2 ст. 861 НК имущество или сделки с ним либо удостоверяющих такие сделки, в течение 15 дней после совершения ими соответствующих действий направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированной сделке.
П. 7 статьи рассматривает непредставление указанной информации как налоговое правонарушение и предусматривает ответственность за него в соответствии с п. 1 ст. 126 НК - штраф в размере 50 руб. - смешно, правда?
В случае, если произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его декларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период, налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества. Физические лица при получении письменного требования налогового органа, основанного на имеющихся у него сведениях, обязаны представить в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа.
Лицо, представляющее специальную декларацию, вправе приложить к ней копии документов, заверенные в установленном законом порядке, подтверждающих указанные в ней сведения. По требованию налоговых органов составителем специальной декларации или его представителем должны быть представлены для ознакомления подлинники документов, копии которых были приложены к указанной декларации. Форма специальной декларации разрабатывается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Статья 863 дополнительно включена в НК Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ и вводится в действие с 1 января 2000 г.
Данная статья устанавливает конкретный порядок осуществления налогового контроля за расходами физического лица.
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 1 данной статьи при обнаружении превышения произведенных физическим лицом расходов, подлежащих контролю в соответствии со ст. 863 НК, над его доходами, продекларированными в предыдущем налоговом периоде, либо при отсутствии информации о доходах этого лица за предыдущий налоговый период, налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить этому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества..
При этом остается открытым вопрос о том, каким образом налоговые органы будут определять несоответствие расходов доходам. Так, например, в соответствии с буквой ст. 863, налоговые органы не могут учитывать доходы нескольких предыдущих налоговых периодов.
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований настоящей статьи.
Статья 87 Налогового кодекса устанавливает виды проверок, проводимых налоговыми органами. Также устанавливается максимальный временной период (три календарных года) деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен налоговой проверкой.
В статье дается исчерпывающий перечень условий, при наличии которых возможно проведение повторных выездных налоговых проверок.
В отличие от прежней редакции ст. 87 НК, предусматривавшей возможность проведения выездных налоговых проверок только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, новая Редакция, введенная Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ, предоставляет налоговым (а ст. 871 - и таможенным) органам право проводить любые налоговые проверки в отношении любых налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.(Данное положение нашло подтверждение и в п. 8 ст. 101 Кодекса
При встречных проверках первичные документы и учетные данные проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) сопоставляются с соответствующими документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы средства и материальные ценности, причем данные, указанные в актах встречных проверок, должны быть подтверждены подписями руководителя и главного бухгалтера организации, в которой производится встречная проверка.
Следует иметь в виду, что при проведении встречной проверки должны запрашиваться только те документы, которые имеют непосредственное отнощение к проверке налогоплательщика (плательщика сбора). Параллельная проверка самой организации, в которой проводится встречная проверка, допустима только с соблюдением требований ст. 89 Налогового кодекса.
Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с ч. 1 ст. 87 и ст. 87' НК право на проведение налоговых проверок принадлежит исключительно налоговым и таможенным органам. Таким образом, органы налоговой полиции не вправе осуществлять проверки налогоплательщиков даже "при наличии достаточных оснований", как это было предусмотрено п. 3 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции". В соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 36 НК налоговая полиция полномочна участвовать в налоговых проверках только по запросу налоговых органов.
Таможенные органы проводят камеральные и выездные проверки в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 87-89 настоящего Кодекса.
Новая статья 87' НК, введенная Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ, предоставляет таможенным органом право в пределах своей компетенции проводить любые налоговые проверки в отношении любых налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с правилами, предусмотренными ст.ст. 87 - 89 Налогового кодекса.
Таким образом, посвященные этому вопросу нормы Таможенного кодекса РФ применяются лишь в части, не противоречащей указанным статьям.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Статья 88 Налогового кодекса устанавливает порядок, место и срок проведения камеральной налоговой проверки. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, в течение трех (в прежней редакции было "двух") месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, если законодательством РФ о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Проверке в основном подвергаются правильность заполнения соответствующих граф и строк деклараций и отчетов, правомерность использования тех или иных льгот, а также осуществляется арифметическая сверка отчетных показателей. При проведении проверок налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Однако следует подчеркнуть, что истребование и изучение первичных документов должно осуществляться только в рамках выездной проверки.
При учете налогов по результатам проведения камеральных проверок налоговые органы должны руководствоваться Инструкцией № 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей" (утв. приказом Госналогслужбы РФ от 15 апреля 1994 г.).
В соответствии с ч. 2 ст. 88 НК камеральная налоговая проверка производится в двухмесячный срок со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. По истечении этого срока налоговые органы не вправе осуществлять камеральную проверку. Налоговый контроль после этого может осуществляться только в рамках выездной проверки с соблюдением правил и требований, установленных ст. 89 Налогового кодекса и иными законодательными актами.
При этом ч. 2 комментируемой статьи допускает установление законодательством о налогах и сборах и иных сроков проведения камеральных проверок.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 настоящего Кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика, плательщика сбора - организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 настоящего Кодекса.
При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
Выездная налоговая проверка, в отличие от камеральной, проводится только на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.
Решение о проведении выездной налоговой проверки в соответствии с Порядком назначения выездных налоговых проверок (утв. приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 31.03.99 № ГБ-3-16/67 выносится в форме постановления. Тем же приказом утверждены его форма и обязательные реквизиты.
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ внес существенные изменения в правила проведения выездных налоговых проверок. Первоначальной редакцией ст. 89 НК было установлено, что выездная проверка одного и того же налогоплательщика:
- могла проводиться не чаще одного раза в год;
- не могла продолжаться более двух месяцев (в исключительных случаях по решению вышестоящего налогового органа -до трех месяцев);
- сроки проведения выездной налоговой проверки не зависели от наличия у проверяемой организации филиалов и представительств.
Новая редакция ст. 89 предоставила налоговым (и таможенным - см. ст. 87') органам значительно более широкие права в отношении проведения выездной налоговой проверки:
- выездная налоговая проверка одного и того же налогоплательщика может проводиться несколько раз в течение одного календарного года, причем даже по одним и тем же налогам (но только не за один и тот же налоговый период - см. ст. 87 НК и комментарий к ней);
- для организаций, имеющих обособленные подразделения, продолжительность налоговой проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого обособленного подразделения. Более того, обособленные подразделения теперь могут проверяться независимо от проверки центральной организации, и такие проверки не являются проверками центральной организации. Также новая формулировка ч. 2 ст. 89 НК разъяснила, что срок проведения выездной налоговой проверки включает в себя только время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого.
Статья 89 определяет права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) при проведении выездной налоговой проверки.
Проведению документальной проверки предшествует соответствующая подготовка, т.е. изучение имеющихся материалов предыдущей проверки, поступивших сигналов о нарушении налогового законодательства и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние плательщика. На основании этой информации, как правило, разрабатывается программа проведения проверки, предусматривающая перечень основных вопросов, на которых следует сосредоточить внимание, а также конкретный период, за который должна быть проведена проверка. Программа выездной налоговой проверки утверждается руководителем налогового органа или его заместителем.
Должностные лица налоговых органов осуществляют выездные налоговые проверки и обследования на основании письменного поручения руководителя Госналогинспекции на право проведения проверки конкретного налогоплательщика при предъявлении служебного удостоверения и, при необходимости, соответствующей формы допуска.
В соответствии со ст. 11 Закона о Государственной налоговой службе налоговые инспекции производят выездные налоговые проверки предприятий и организаций не реже одного раза в два года.
В ходе проверки должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (см. комментарий к ст. 31 Кодекса), производить осмотр (обследование) помещений, производить выемку документов, назначать экспертизу, привлекать специалистов, переводчиков, вызывать понятых, а также осуществлять иные действия в порядке, предусмотренном в гл. 14 НК.
Осуществляющие проверку должностные лица вп