Раздел 4. Реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Формирование и выполнение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – территориальные программы) во всех субъектах Российской Федерации в 2014 году осуществлялось в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 932 (далее – соответственно Программа, постановление Правительства Российской Федерации № 932).

Программа устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования осуществлялось финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации отдельных категорий граждан, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая лекарственное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также медицинской реабилитации, проводимой в медицинских организациях.

В 2014 году структура тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования включает все статьи расходов, за исключением расходов государственных и муниципальных медицинских организаций, связанных с капитальным ремонтом, разработкой проектно-сметной документации для его проведения и приобретением оборудования стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации
№ 932 органами государственной власти 83 субъектов Российской Федерации и города Байконура разработаны и утверждены территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее – территориальные программы государственных гарантий), включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Утвержденная стоимость территориальных программ обязательного медицинского страхования на 2014 год составила 1 372,8 млрд. рублей. Фактическая стоимость территориальных программ обязательного медицинского страхования сложилась в размере 1 326,8 млрд. рублей, что составляет 96,6% от утвержденной стоимости.

Расходы на территориальные программы государственных гарантий в 2014 году составили 1 826,4 млрд рублей, что выше соответствующих расходов 2013 года (1 646,1 млрд рублей) на 11,0 %.

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов, передаваемых в систему обязательного медицинского страхования) в 2014 году составили 499,6 млрд рублей (в 2013 году – 478,2 млрд рублей), средства обязательного медицинского страхования – 1 326,8 млрд рублей (в 2013 году – 1 167,9 млрд рублей).

В 2014 году субвенции, предоставляемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, распределялись в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования».

Субвенция из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в 2014 году составила 1 173,9 млрд. рублей (на 19 % выше уровня 2013 года – 985,4 млрд. рублей).

Размер субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования исчислялся исходя из численности застрахованного по обязательному медицинскому страхованию населения соответствующего субъекта Российской Федерации, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования, установленного в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи, и коэффициента дифференциации, учитывающего региональные особенности субъекта Российской Федерации.

В 2014 году в 61 субъекте Российской Федерации сохранялся дефицит финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий за счет бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, который составил 119,0 млрд рублей (32,9 % потребности
в бюджетных ассигнованиях бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитанной в соответствии с установленными на 2014 год нормативами).

Территориальные программы государственных гарантий в 2014 году являлись бездефицитными в 22 субъектах Российской Федерации: в республиках Коми, Татарстан, Саха (Якутия), в Камчатском и Хабаровском краях, в Астраханской, Калужской, Ленинградской, Московской, Магаданской, Нижегородской, Сахалинской, Свердловской, Тульской, Тюменской и Ярославской областях, в городах Москве и Санкт-Петербурге, в Ненецком, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах.

Максимальный размер дефицита финансового обеспечения территориальной программы отмечен в Республике Дагестан
(78,4 % потребности в бюджетных ассигнованиях бюджета субъекта Российской Федерации, рассчитанной в соответствии с установленными на 2014 год нормативами). Существенный дефицит финансового обеспечения территориальных программ сохраняется в Республике Марий-Эл (69,4 %), в Забайкальском крае (65,0 %), в Республике Калмыкия (64,6 %), в Брянской области (63,4 %), в Республике Карелия (61,4 %), в Чеченской Республике (60,3 %).

В 2014 году в среднем по Российской Федерации фактический объем скорой медицинской помощи сложился в размере 0,288 вызовов на 1 застрахованное лицо, что составляет 90,6% от установленного Программой, при этом фактическая стоимость 1 вызова скорой медицинской помощи составила 1 987,4 рублей или на 31,8% выше установленного Программой норматива финансовых затрат.

Фактический объем медицинской помощи с профилактической и иными целями составил 3,143 посещения на 1 застрахованное лицо, что на 38,5% выше норматива, установленного Программой. Стоимость 1 посещения с профилактической и иными целями сложилась в размере 354,7 рублей, что на 11,4% выше установленного Программой норматива.

Фактический объем медицинской помощи в неотложной форме сложился в размере 0,224 посещения на 1 застрахованное лицо, что составляет всего лишь 48,7% от установленного Программой норматива. Стоимость 1 посещения в неотложной форме составила 423,0 рубля, что на 3,8% выше установленного Программой норматива.

Фактический объем медицинской помощи в связи с заболеванием сложился в размере 1,859 обращений на 1 застрахованное лицо, что составляет 96,8% от установленного Программой норматива. Стоимость 1 обращения в связи с заболеванием составила 1 070,1 рублей, что на 14,7 % выше установленного Программой норматива.

Фактический объем медицинской помощи стационарных условиях составил 0,188 случаев госпитализации на 1 застрахованное лицо, что на 6,8 % выше установленного Программой норматива. Стоимость 1 случая госпитализации составила 20 526,88 рублей, что на 7,0% выше установленного Программой норматива.

Средняя длительность лечения в стационарных условиях составила 9,6 дней.

Объем медицинской реабилитации в стационарных условиях составил 0,029 койко-дней на 1 застрахованное лицо или 96,7% от установленного Программой норматива. Стоимость 1 койко-дня медицинской реабилитации сложилась в размере 1 489,9 рублей, что на 15,2 % выше установленного Программой норматива.

Объем медицинской помощи в условиях дневного стационара составил 0,529 пациенто-дней на 1 застрахованное лицо или 96,2% от установленного Программой норматива. Стоимость 1 пациенто-дня сложилась в размере 704,2 рубля, что на 42,6% ниже установленного Программой норматива.

Согласно Программе средний подушевой норматив финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году установлен в размере 6 962,5 рубля на одно застрахованное лицо. При этом для субъектов Российской Федерации установлены единые нормативы подушевого финансирования на одного застрахованного, которые корректируются с учетом коэффициента дифференциации. В среднем по Российской Федерации фактический подушевой норматив составил 7 866,6 рублей, что на 13,0% превышает установленный Программой, в сопоставимых показателях – на 5,7% выше установленного Программой с учетом скорой медицинской помощи.

В структуре расходов медицинских организаций на оплату медицинской помощи расходы на заработную плату составили 86,3%, при этом расходы на медикаменты и перевязочные средства составляют лишь 1% от общих расходов.

В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 января 2013 г., меры
по привлечению частного капитала и развитию механизмов государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры здравоохранения определены как приоритетные в области модернизации здравоохранения.

Соответствующие целевые ориентиры закреплены в государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294.

В 2014 году создан и начал свою работу Координационный совет Минздрава России по государственно-частному партнерству (далее – Координационный совет), в состав которого вошли представители органов власти, научных, экспертных и пациентских организаций.

Координационным советом определены ключевые направления развития
и условия внедрения механизмов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, которые нашли отражение в разработанном Министерством проекте стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период.

Минздравом России проведен анализ регионального законодательства о государственно-частном партнерстве, программных документов субъектов Российской Федерации по развитию механизмов государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья, а также правоприменительной практики взаимодействия субъектов Российской Федерации и бизнеса, по результатам которого Минздравом России инициативно разработан проект Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по применению механизмов государственно-частного взаимодействия в сфере охраны здоровья. Указанные методические рекомендации одобрены на заседании Координационного совета 10 марта 2015 г. и направлены Минздравом России в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разработана и внедрена форма мониторинга реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации инвестиционных проектов по развитию находящейся в региональной собственности инфраструктуры здравоохранения с привлечением внебюджетных источников финансирования на принципах государственно-частного партнерства.

По результатам проведенного Минздравом России мониторинга можно констатировать, что более трети субъектов Российской Федерации ведут работу по подготовке и реализации инфраструктурных пилотных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья.

В 2014 году Минздравом России во взаимодействии с подведомственными Министерству учреждениями проработаны возможные механизмы привлечения частных инвестиций в модернизацию объектов здравоохранения федеральной собственности. Предварительные предложения по привлечению инвестиций на принципах государственно-частного партнерства представили 57 подведомственных Минздраву России федеральных государственных учреждений.

Минздравом России подготовлен первый на федеральном уровне пилотный проект с использованием механизма концессии в сфере здравоохранения – создание на базе имущественного комплекса федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирский НИИ травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна», находящегося в использовании Министерства здравоохранения Российской Федерации, конкурентоспособных производств в сфере травматологии, ортопедии и нейрохирургии. На основании предложений Минздрава России Правительством Российской Федерации принято решение о заключении соответствующего концессионного соглашения (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 марта 2015 г. № 454-р).

Общий объем привлеченного финансирования (частных инвестиций) составит порядка 700 млн руб. Налоговые поступления в бюджеты различных уровней составят 2,629 млрд руб., дополнительный доход в виде концессионной платы составит 23,6 млн руб.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 марта 2015 г. № 454-р Минздравом России организована работа по подготовке проекта конкурсной документации, проекта концессионного соглашения и формированию конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Минздрав России планирует обеспечить проведение необходимых процедур и заключить концессионное соглашение до конца 2015 г.

Также Минздравом России отобран пилотный проект с использованием механизма инвестиционного соглашения на базе недвижимого имущества, находящегося в пользовании у государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Проект поддержан в целом на заседании Координационного совета 10 марта 2015 года.

В рамках последовательно проводимой федеральными органами исполнительной власти работы по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере государственно-частного партнерства Минздрав России в 2014 году принимал участие в подготовке предложений:

по внесению изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в части совершенствования управления медицинскими организациями государственной или муниципальной систем здравоохранения;

по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла», определяющих возможность заключения контракта жизненного цикла в отношении выполнения работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере охраны здоровья (в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения), включая закупку медицинского оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов капитального строительства (при необходимости);

по внесению изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 10 августа 2007 г. № 505 «О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества» и от 3 апреля 2008 г. № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» (в части совершенствования нормативно-правовой базы в сфере привлечения инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества).

по окончательной редакции внесенного Правительством Российской Федерации проекта федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (рекомендован Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам собственности ко второму чтению).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: