Государственный и негосударственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль – это одна из форм государственного управления, заключающаяся в деятельности органов власти по выявлению, предупреждению и пресечению:
1) злоупотреблений в управлении государственными денежными средствами и материальными ресурсами;
2) нарушений финансово-хозяйственного, в т.ч. бюджетного законодательства;
3) недостатков в организации систем управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, а также предприятий и организаций с государственным участием.
Виды государственного контроля:
1) общегосударственный контроль (осуществляемый органами общей компетенции, а также специальными органами, такими как министерство финансов, ФНС, Федеральное Казначейство, Счетная Палата, ФТС и др.);
2) внутриведомственный контроль (контроль министерств и ведомств за предприятиями и организациями, которые входят в эту систему);
3) внутрихозяйственный контроль (контроль, осуществляемый внутри хозяйствующего субъекта или его структурных подразделений, службами самого предприятия).
|
|
Негосударственный финансовый контроль включает в себя аудиторский и внутренний контроль.
Аудит – это предпринимательская деятельность аудиторов и аудиторских фирм, направленная на независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации, а также на оказание других аудиторских услуг. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской финансовой отчетности организации и соответствие совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим на территории РФ.
Внутренний контроль – это осуществление финансово-контрольных функций финансовыми службами самого предприятия.
В зависимости от времени проведения выделяют следующие виды финансового контроля:
1) предварительный (осуществляется до начала хозяйственной операции),
2) текущий (осуществляется в процессе хозяйственной деятельности),
3) последующий (осуществляется после совершения финансово-хозяйственной операции).
В зависимости от метода контроль делится на:
1) фактический (заключается в проверке наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств, расчетов в натуре и др., один из основных методов - инвентаризация);
2) документальный (производится путем изучения и анализа, а также сопоставления данных первичных документов, учетных записей, а также финансовой отчетности).