Черный день ралли

Солнечное утро 11 января 1991 года, не предвещало ничего дурного. Проведя ночь в опустевшем кемпинге — спортсмены стартовали сутками раньше,— группы сопровождения подтянулись в аэропорт Агадеза. Тут уже стоял большой лайнер, отправлявший неудачников в Европу. Те, кому предстояло продолжать путь, слонялись по летному полю, пытаясь отыскать хоть какую-нибудь тень. Местные торговцы использовал и последний шанс в реализации своих сувениров — до следующего «Дакара» такого наплыва потенциальных покупателей уже не будет. Однако удача улыбалась им нечасто. Большая часть участников в Африке уже не впервые, так что грубоватые поделки народных умельцев не очаровывали их новизной. Потягиваются после сна пилоты нашего «Фоккера». Но вот дан сигнал на посадку. Прощай, Агадез, единственный очаг цивилизации на всей пустынной трассе!

Неожиданности начались вскоре после полудня. На борту эпсоновского «Фоккера» появилось коротенькое сообщение, что на 99-м километре от старта горит автомобиль № 203 Ситроен»(Икс — Тарэн). Через несколько минут, уже от руки, было добавлено, что горит автомобиль № 202 Ситроен (Вальдегаард—Галлахер). И все. Ни слова о причинах, о том, целы ли экипажи. Обстановка начала потихоньку наэлектризовываться. Наконец, потихоньку стали подтягиваться лидеры. Ватанен выглядел отнюдь не бодро. Всегдашняя улыбка на его лице отсутствовала. У одного из мотоциклов задняя покрышка была размолочена в лохмотья. Гонщик тут же завалился спать, а механик долго демонстрировал диковинку прессе.

На том же информационном самолете появились коротенькие — один вопрос, один ответ — интервью с финишировавшими. Судя по похожим проклятьям в адрес трассы, организаторы решили на этот раз выполнить свои обещания. В стане «Ситроена» родятся первые предположения относительно причины возгорания автомобилей. Трасса изобиловала неровностями, что заставляло подвеску работать в напряженнейшем режиме. От перегрузки взорвались газонаполненные амортизаторы. Масло из них попало на раскаленную турбину и вспыхнуло. Все это произошло мгновенно, система пожаротушения не справилась со своей задачей. Экипажи не пострадали. Но, как сказал мне потом Вальдегаард, пластиковый кузов горит слишком быстро. Версию с амортизаторами «Ситроен» позже принял как официальную.

Но это все было потом. А пока лагерь замер в напряженном ожидании. Вдруг, с четвертым абсолютным результатом, меньше, чем через час после Ватанена, финиширует... грузовик «Перлини». Еще через сорок минут, с 11-м результатом — другой. Камазовцы готовятся через час-полтора встречать своих. Но 509-й гольцовский, вздымая пыль на финише, отмечается через 10 минут. 13-й результат в абсолютном зачете на этапе! Вскоре появляются две «Татры», за ними — еще два КамАЗа. В общем, в течение первых трех часов после Ватанена среди полусотни финишировавших числятся десять грузовиков. Результат более чем странный. Но вскоре все становится ясно. Эти самые кочки, резко снизившие скорость легковых машин и выведшие из строя тех, кто попытался скорость не снижать, оказались почти незаметными для грузовиков. Тут-то и развернулись во всей своей красе и мощи скоростные гиганты. Хотя надо отметить, что и на грузовиках быстро ехали те, кто умеет это делать и кому позволяли машины. В общем, к ужину советская делегация готовилась в приподнятом настроении: все финишировали, лидирующая группа — с отличными результатами, машины в норме, предпоследний марафонский участок позади, репутация КамАЗов растет на глазах.
...Первым эту страшную весть принес Йоэл Таммека. Пилот финского самолета, сопровождавшего одну из команд, рассказал ему, что услышал в эфире переговоры организаторов, из которых понял, что погиб кто-то из участников гонки. Смерть — всегда трагедия. Тем более когда погибает парень, с которым ты вчера ужинал за одним столом или он вытаскивал тебя из зыбучих песков. За всю историю «Париж — Дакара» число жертв приближается к трем десяткам. На самых идеально организованных соревнованиях не удается полностью исключить вероятность аварий. Но на этот раз речь шла не о несчастном случае. Водитель одного из «мерседесов» был застрелен. И снова никаких подробностей.
Через несколько минут на борту «Эпсона» появилась краткая официальная информация, что в маленькой деревеньке убит водитель экипажа № 558 Шарль Кабан. В 21.00 у столовой состоится выступление Жильбера Сабина.
№ 558 «Мерседес» из команды Груана, обслуживающей «Ситроен». А штурманом у него едет Жоэль Гийомарк — он был минувшей весной в Набережных Челнах с Груаном. Вдруг и его зацепило? Пока же удалось выяснить, что Кабан — тот самый смешливый бородач, которому на днях исполнилось 34 года. В Клермон-Ферране его ждет жена с маленьким ребенком.

онференция началась с часовым опозданием, но и она не внесла ясности. Грузовик был обстрелян неизвестными в одной из деревень. Мотивы не ясны. Водитель погиб на месте, остальные члены экипажа не пострадали. Сейчас 558-й и те, кто ехал за ним, следуют колонной в лагерь под охраной местных военных. Встал вопрос о продолжении ралли. На организаторов посыпались упреки в необеспечении безопасности. Тут же высказывались опасения за судьбу... вообще всех участников гонки. Дело в том, что график ралли приводил всех 15 января в проиракски настроенную Мавританию накануне операции по освобождению Кувейта. Появился риск стать заложниками.

Принятие окончательного решения было отложено на утро, когда подойдет колонна грузовиков. Колонна пришла ночью. Утром все подходили к 558-му. Изрешеченная пулями кабина, потеки крови из-под дверей. Жоэль рассказал, что стрельба началась одновременно с разных сторон одиночными выстрелами и очередями. Шарль был ранен почти сразу. Пуля попала в сонную артерию, кровь хлынула струей. Грузовик продолжал нестись вперед, поскольку нога водителя оставалась на педали акселератора. Может быть, в этом было везение — удалось проскочить зону обстрела. «Мы пробили какой-то забор, я затормозил ручником, и машина остановилась в шаге от дома. Мы ничего не могли понять. Я крикнул механику, чтобы он выходил из кабины и сразу поднимал руки вверх, чтобы хоть как-то определиться в ситуации. А я пытался остановить кровь»,— рассказывал Г ийомарк. Затем он включил радиомаяк, предназначенный для обнаружения потерявшихся в пустыне. Прилетел вертолет организатора, подошли другие грузовики. Стрелявших найти не удалось. Этот рассказ и вид окровавленного «Мерседеса» производил гнетущее впечатление. Снялась с гонки целая команда, отказался ехать дальше один из членов команды Груана. Но все же, с задержкой на час, старт был дан. Хотя и стартом-то его назвать можно было лишь с натяжкой. Скоростной участок до Томбукту был заменен движением колонной. Правительство Мали гарантировало безопасность и обеспечило конвой.

А. СОЛОПОВ, спец. корр. АМС Фото автора, А. ГУРЕВИЧА и ТАСС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: