Тема 1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии

Цель: систематизация представлений о теоретико-методологических основах и принципах педагогической психологии, об основных этапах её развития как науки, формирование умений выбора адекватных методов исследования.

План лекции:

1. История развития педагогической психологии.

2. Объект, предмет и задачи педагогической психологии.

3. Структура педагогической психологии.

4. Принципы педагогической психологии.

5. Методы научного исследования в педагогической психологии.

Основателем педагогической психологии можно считать великого чешского педагога Я.А. Коменского, провозгласившего «золотое правило» дидактики – «учить всех, всему и наилучшим образом». Интуитивно предположив, что восприятие становится сильнее, если в нём участвуют несколько органов чувств, т.е. призывая задействовать в обучении максимально возможное количество анализаторных систем, он ввёл в педагогику принцип наглядности. Создавая дидактические принципы, Я.А. Коменский писал: «...ничего нет в уме, чего ранее не было бы в ощущениях...», а, следовательно, «из всякого ребенка можно сделать человека», предложив «естественный метод образования» – приведение законов педагогики к соответствию законам природы, выделил четыре стадии обучения. Первая стадия – автопсия (самостоятельное наблюдение); вторая – автопраксия (самостоятельное практическое осуществление), третья – автохресия (применение полученных знаний, навыков и умений в новых обстоятельствах), четвертая – автолексия (самостоятельное изложение результатов своей деятельности). Огромен вклад Я.А. Коменского и в психологию, первым он создал возрастную периодизацию (4 периода, по 6 лет каждый) в основу, которой, положены «возрастные особенности детей». Детство, характеризуемое усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество – развитием памяти и воображения; юность – развитием «понимания и суждения», то есть, мышления; возмужалость – развитием воли и способностью сохранять гармонию. Используя только эмпирические методы, великий педагог пришёл к выводам в целом не опровергаемым современной психологической наукой.

В России К.Д. Ушинский указывал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». В 1879 году близкий по смыслу тезис был выдвинут П.Ф. Каптеревым, – «… педагогика без психологии и физиологии немыслима». По его мнению, для того, чтобы быть педагогом, нужно стать сначала антропологом, т.е. физиологом и психологом. Углубляя и расширяя идею антропологической основы педагогики, П.Ф. Каптерев подкрепил её новыми данными по возрастной физиологии и детской психологии. В 1877 году выходит его книга «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц». В ней он попытался психологически обосновать процесс обучения и воспитания, дать знания о психических явлениях, лежащих в основе педагогической деятельности. В истории отечественной психологии и педагогики это был первый завершённый труд подобного рода. И само понятие «педагогическая психология» вошло в научный оборот с его появлением. Автор рассматривал вопросы интенсификации развития и воспитания умственных способностей детей раннего возраста.

Уделял большое внимание психологическим проблемам И.А. Сикорский. Конечную цель воспитания он видел в достижении гармонии развития: духа и тела; психического и физического; ума, чувства, воли, уравновешенности умственного, нравственного и эстетического начал. Прежде всего, важно соблюдать соразмерность развития духовной и физической сфер. Опасно слишком раннее и быстрое развитие умственных способностей в ущерб физическим. Поэтому игры и забавы, требующие движения, беготни, он относил к числу жизненно необходимых. Под этим углом зрения он проанализировал сущность детских игр, их классификацию, указывая на тесную взаимосвязь и взаимозависимость умственного и физического развития. В любом виде труда участвует нервная система, а нервные центры устроены таким образом, что их жизнь и здоровое состояние поддерживаются только работой, они страдают, атрофируются, вырождаются от бездеятельности. Но труд чрезмерный и неправильно организованный может стать причиной нарушения здоровья. Одним из первых в отечественной науке, учёный обратился к изучению проблемы работоспособности и утомления. Он предположил, что умственное утомление должно, прежде всего, появиться в изменениях психомоторной деятельности, для чего исследовал, в частности, характер письменных заданий, выполненных до и после наступления утомления. Это были диктанты, которые проводились до и после обязательных занятий. Анализ ошибок (точнее – описок, обмолвок) позволил сделать экспериментально обоснованный вывод о том, что 4-5-часовые занятия отрицательно влияют на способность тонко различать психофизические величины, вызывают раздражительность.

Объектом педагогической психологии выступает человек – или обучающий, или обучающийся – субъекты образовательного процесса.

Предметом педагогической психологии являются психологические механизмы и закономерности освоения индивидом социокультурного опыта, взаимосвязи обучения и развития личности.

Педагогическая психология изучает факты, механизмы, закономерности освоения человеком социокультурного опыта и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в условиях образовательного процесса.

Выстраивая систему педагогической психологии – психологического обоснования педагогического взаимодействия, обратимся к основным категориям педагогики: воспитанию, обучению, образованию, развитию и двум, дополнительным, но очень важным категориям, необходимым для того, чтобы «замкнуть» систему обратной связью – самовоспитанию и самообразованию, как показателям успешности осуществления педагогического процесса. Системообразующим фактором этой системы выступает основная цель педагогической психологии как науки – прогнозирование (и достижение) психологических результатов реализации педагогической деятельности – формирование способной к самоактуализации личности, отвечающей запросам и потребностям общества (см. Краткий терминологический словарь – КТС).

Структура педагогической психологии. Первая часть – психология обучения, задачами которой выступают: 1) исследование психологических основ содержания обучения; 2) изучение особенностей усвоения понятий в разных возрастах; 3) формирование учебной деятельности; 4) управление познавательной деятельностью обучающихся; 5) формирование навыков и умений гностической деятельности; 6) развитие психических, познавательных, эмоциональных и волевых процессов обучающихся; 7) особенности обучения взрослых. Вторая часть – психология воспитания, задачами которой выступают: 1) изучение психологических основ содержания воспитания; 2) изучение психологических закономерностей воспитания, формирования убеждений, привычек поведения, мировоззрения; 3) психологический анализ требований, предъявляемых к обучающемуся; 4) формирование и развитие психологической культуры личности; 5) психологические аспекты самовоспитания. Третья часть – психология педагогического взаимодействия, задачами которой выступают: 1) изучение структуры и содержания педагогических способностей; 2) научная организация труда педагога; 3) психологический анализ требований деятельности, предъявляемых к учителю; 4) оптимизация процесса управления учебно-познавательной деятельностью; 5) анализ межличностного взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Несколько иная структура предложена И.А. Зимней – 1) психология учебной деятельности и её субъекта (ученик, студент); 2) психология педагогической деятельности и её субъекта (учитель, преподаватель); 3) психология педагогического сотрудничества и общения; и Л.Д. Столяренко – психология дошкольного, школьного, профессионального образования, психология высшей школы.

Методы педагогической психологии: основные: 1) наблюдение – целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта; 2) эксперимент – метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. В зависимости от цели выделяются: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты (см. КТС); вспомогательные: 1) психодиагнос-тические – стандартизированные задания (тесты), предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, навыков и умений; 2) опросные, обеспечивающие получение информации в процессе непосредственного (беседа, интервью) или опосредованного (анкетирование, опрос) общения; 3) анамнез – совокупность сведений о развитии личности и условиях жизни, необходимых для прогноза или предупреждения возможных отклонений в обучении и воспитании; 4) метод изучения продуктов деятельности, позволяющий собрать факты, опираясь на анализ материализованных продуктов психической деятельности (учебной, игровой, творческой и др.); 5) социометрия – метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах; 6) биографический метод – сбор и анализ данных о жизненном пути личности.

Все методы, используемые в педагогической психологии делятся на: 1) организационные (касаются целей, содержания, структуры, организации проводимых исследований); 2) процедурные (касаются форм реализации проводимого исследования в целом и его отдельных частей); 3) оценочные (включают способы психолого-педагогического оценивания результатов исследования); 4) методы сбора данных и обработки (с помощью которых собирается необходимая информация об испытуемом; служащие для преобразования первичных качественных и количественных результатов исследования в теоретические и практические психолого-педагогические выводы и рекомендации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: