Оснащение:
тонкая и теплая распашонки; фланелевая и тонкая пеленки; подгузник или памперс; полотенце; пеленальный стол; перчатки; емкость с дезраствором, ветошь.
1. Объяснить маме цель и ход пеленания.
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
4. Обработать пеленальный стол дезинфицирующим раствором.
5. Уложить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая пеленка, тонкая пеленка, подгузник или выложить памперс).
6. Приготовить распашонки, вывернув швы наружу.
7. Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол.
8. Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед.
9. Надеть подгузник. Для этого:
а) уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось
на область поясницы;
б) провести нижний угол подгузника между ножками малыша;
в) обернуть боковые концы подгузника вокруг тела.
10. Завернуть ребенка в тонкую пеленку «без ручек»:
а) расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний ее край был на уровне «подмышек»;
б) один край пеленки провести между ножек;
в) другим краем обернуть малыша;
г) подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребенка;
д) зафиксировать пеленку, расположив «замочек пеленки» спереди.
11. Запеленать ребенка в теплую пеленку «с ручками» при необходимости:
а) расположить ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка;
б) одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;
в) другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо;
г) подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка;
д) зафиксировать пеленку на уровне середины плеч (выше локтевых суставов), «замочек» расположить спереди.
12. Уложить ребенка в кроватку.
13. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором.
14. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
БИЛЕТ № 5
1. Сепсис — тяжелое общее инфекционное заболевание, возникающее вследствие недостаточности местного и общего иммунитета организма при наличии очага воспаления.
Этиология. Основными этиологическими факторами сепсиса у доношенных детей является: золотистый стафилококк (50-60%) и грамотрицательная флора (36%). У недоношенных его причиной в 60-70% случаев бывают грамотрицательные бактерии.
Факторы, способствующие развитию сепсиса: хронические очаги инфекции у матери; недоношенность, незрелость, врожденная гипертрофия, родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденных; нарушение ухода и санитарно-противоэпидемическая обстановка в роддоме и в домашних условиях; заболевания кожи и пупка.
Патогенез. В месте внедрения инфекции возникает первичный очаг воспаления (омфалит, везикулопустулез и т. п.), поражаются близлежащие сосуды и окружающие ткани. При ослаблении защитных факторов организма ребенка, микроорганизмы со свойственной им скоростью размножаются, часть бактерий и продуктов их жизнедеятельности попадает в кровь, — возникает массивная бактериемия, токсемия, приводящие к сенсибилизации. В случае «оседания» возбудителя в органах образуются метастатические очаги.
Воздействие микробов и токсинов, извращение нервной регуляции приводят к поражению и дисфункции всех органов и систем.
По времени возникновения различают внутриутробный и постнатальный (неонатальный) сепсис. В зависимости от входных ворот инфекции различают сепсис пупочный, легочный, кожный, кишечный, катетеризационный, криптогенный (входные ворота не установлены).
Клиника. По клиническому течению и патоморфологической картине различают две формы сепсиса новорожденных — септицемию и септикопиемию.
Предвестниками заболевания у новорожденных нередко являются следующие симптомы: позднее отпадение пуповинного остатка, упорные срыгивания и длительное сохранение желтухи новорожденных.
Характерными начальными клиническими симптомами заболевания является нарастающие признаки интоксикации.
Септицемия — форма сепсиса без явных гнойных очагов, чаще наблюдается у недоношенных детей. У ребенка снижается двигательная, рефлекторная и сосательная активность, наблюдаются субфебрилитет, гипотония, упорные срыгивания, метеоризм, диспепсические расстройства. Ребенок не прибавляет в весе, в последующем динамика нарастания массы тела становится отрицательной. Кожные покровы бледно-серого цвета с мраморным рисунком, появляется акроцианоз, что свидетельствует о недостаточности кровообращения и нарушении микроциркуляции. Тоны сердца глухие, аритмичные, границы сердца расширены. Увеличивается печень и селезенка. Отмечаются пастозность н отечность подкожно-жировой клетчатки, выражена сосудистая сеть на животе. В тяжелых случаях развивается геморрагический синдром.
Септикопиемия характеризуется присоединением симптомов пораженного органа (т. е. развитием гнойных метастатических очагов). Чаще всего имеют место гнойный менингит, остеомиелит, пневмония, энтероколит, парапроктит и др. Септикопиемия, как правило, протекает остро с высокой температурой, развитием токсикоза с последующей выраженной гипотрофией. Нередко оба варианта септического процесса на разных этапах его развития переплетаются между собой.
Для клинического течения сепсиса у недоношенных детей характерно отсутствие четкой клинической картины начала заболевания, вялое, волнообразное, затяжное течение с явлениями постепенно нарастающего истощения. Общее состояние у этих детей, как правило, бывает тяжелым.
Выделяют молниеносное (1-7 дней), острое (4-8 недель) и затяжное (более 8 недель) течения заболевания. Для молниеносного течения характерно развитие септического шока.
Осложнения. Самые частые осложнения, которые наблюдаются при сепсисе, — это ДВС-синдром, дисбактериоз, язвенно-некротический энтероколит.
Диагностика. При постановке диагноза учитывают данные анамнеза (течение беременности, родов, наличие у матери хронических очагов инфекции, заболевания ребенка в периоде новорожденности и т. д.), особенности клинического течения сепсиса, изменения в общем анализе крови (лейкоцитоз, нейтрофилез, увеличение СОЭ, снижение эритроцитов и гемоглобина), данные исследования крови на стерильность (2-3 раза), результаты бактериологического исследования флоры из первичного очага инфекции с определением чувствительности к антибиотикам. Большое значение имеет идентичность флоры в посевах крови и отделяемом из гнойного очага. Однако отрицательный результат посевов крови на стерильность не исключает диагноз сепсиса при наличии яркой клинической картины.
Лечение сепсиса должно быть направлено на подавление возбудителя, повышение свойств микроорганизма, санацию гнойных очагов. Антибактериальная терапия проводится с учетом чувствительности возбудителя одновременно 2-3 антибиотиками в течение 10-15 дней в максимальных возрастных дозах с последующей сменой препаратов. Предпочтение отдается полусинтетическим пенициллинам, цефалоспоринам, аминогликозидам.
Дезинтоксикационная терапия осуществляется методом форсированного диуреза, назначается обильное питье.
С целью повышения сопротивляемости организма проводится специфическое лечение антистафилококковой плазмой, антистафилококковым гамма-глобулином, стафилококковым бактериофагом. Нормализации нарушенных обменных процессов способствует проведение витаминотерапии (витаминами группы С, В, А. Е). Для профилактики дисбактериоза при массивной антибиотикотерапии важную роль приобретают биопрепараты: лактобактерин, бифидумбактерин, бификол. Проводится посиндромная и симптоматическая терапия, местное лечение очагов инфекции. Исключительно важно обеспечить ребенка естественным вскармливанием. При отсутствии такой возможности используют сцеженное перед кормлением непастеризованное грудное молоко, которое вводят через соску или желудочный зонд. В период реконвалесценции большое значение имеют массаж, лечебная гимнастика, прогулки на свежем воздухе, гигиенические процедуры, общее УФО.
Профилактика. Должна начинаться еще до рождения ребенка. Она включает: наблюдение за беременной женщиной с самых ранних сроков (в первые 1,5-2 мес.) беременности, выявление и лечение хронических и острых заболеваний, правильную организацию питания и режима беременной женщины, достаточное пребывание на воздухе, профилактику и своевременное лечение осложнений беременности. В предупреждении сепсиса новорожденных большое значение имеет соблюдение гигиенических мероприятий матерью. Необходимо тщательное соблюдение асептики при проведении родов, а также при обслуживании новорожденных. Обязательно раннее прикладывание ребенка к груди. Своевременное выявление и лечение «малых септических форм».
Задача
1. Проблемы пациента:
Настоящие:
- зуд кожных покровов;
- снижение аппетита;
- плохой сон.
Потенциальные:
- высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи.
Приоритетная проблема - зуд кожных покровов.
Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение зуда к концу педели.
Долгосрочная цель: кожный зуд значительно уменьшится или исчезнет
Оценка: кожный зуд значительно уменьшился. Цель достигнута. 2.Студент проводит беседу с матерью о диетическом питании.
План | Мотивация |
Обеспечить гигиену кожи пациента (ванна). | Для уменьшения высыпаний. |
Обеспечить строгое соблюдение назначенной диеты. | Для уменьшения высыпаний и зуда на коже. |
Провести беседу с родственниками о строгом соблюдении диеты | Для профилактики высыпаний на коже. |
Убедить в необходимости смены нательное и постельное пациента. | Для соблюдения правил личной гигиены. |
2. После исчезновения сыпи на коже, показано введение соков, фруктового и овощного пюре. С этой целью используются овощи фрукты зеленого цвета: зеленые сорта яблок, груша. Зеленые овощи: капуста, кабачки, патиссоны. Соки начинают вводить каплями. Овощное и фруктовое пюре с двух трех ложек. С осторожностью вводятся окрашенные овощи и фрукты: морковь, свекла, красные сорта яблок. При ведении пищевого дневника исключается прием лекарственных средств, проведение профилактических прививок. В пищевой дневник вносятся название всех продуктов, которые принимал в течение суток ребенок. При этом отмечается состояние кожи ребенка. При появлении сыпи отмечается время ее появления.