Психология труда как наука. История и основные понятия психологии труда

Психология труда в России 19 века

Носкова, Климов "История психологии труда в России" Гл.1-3

Показатели существования отдельной научной дисциплины:

1) наличие текстов, теоретического анализа, опирающегося на эмпирический материал;

2) наличие специалистов в данной области, профессионалов;

3) организационное обеспечение и оформление деятельности специалистов;

4) информационное обеспечение деятельности профессионалов;

5) материальное обеспечение.

6) методический принцип: наличие методики проведения экспериментов, наблюдений и пр.

Методы:

анализ методом логической рекострукции психологического знания, основыанной на анализе продуктов жизнедеятельности.

распознающий алгоритм (Климов, Носкова)

анализ пословиц и поговорок

изучение мифов: мифы – материализованная жизнь народов (пример из работы Рыбакова Б.А. "Язычество у древних славян": введение процесса вдувания воздуха в кузнечные печи > изменение религиозных представлений > изменение обряда захоронения)

При Петре I в 1716 г. был составлен первый воинский Устав для сухопутных офицеров, описывающий более 40 тыс. должностей офицеров сописанием их обязанностей, необходимых профессиональных качеств, регулирующий служебные взаимоотношения.

Книга Суворова "Наука побеждать" содержала управленческие идеи.

При Екатерине II были созданы документы, регламентирующие деятельность ремесленников, купцов.

Зотов "Разговор капитана с адмиралом о команде", Батов "Живинка в деле". Все эти пособия требовали анализа профессии, описания необходимых знаний и умений, личностных качеств.

В 1789 году Радищев написал "Рассуждения о труде и праздности", затрагивающий вопросы мотивации труда.

Во второй половине XIX века основной формой хозяйства стал капитализм. Потребовалось множество квалифицированных кадров, обучающих центров. Повысилось количество травматизма, профзаболеваний, ужесточилась борьба работодателей и рабочих. Все это сделало более актуальными вопросы социальных гарантий, способов оплаты труда. В 1882 году правительство ввело институт фабричных инспекторов и фабричные суды, где работали юристы, врачи, инженеры и педагоги. В 1903 году введен Закон об ответственности предпринимателей за нанесение увечий рабочим. Предприниматели несли убытки, что вынудило их обратиться к научным исследованиям организации труда. Улучшились освещение цехов, опасные части машин стали ограждать, вводился инструктаж по технике безопасности, подбор и медицинское освидетельсво кандидатов на работу. В 1968 году на Съезде железнодорожных врачей была утверждена регламентация условий тестирования. Появился термин "социальная техника", применяемый к проектированию машин. Петр Энельмейер, член московского психологического общества, выполнил работу "Проектирование машин. Психологический анализ".

На ж/д транспорте с опорой на достижения психофизики был подобран состав цветного стекла, были стандартизованы системы управления и сигнальные системы.

1873 г. – доклад Д.Журавского "Техника и администрация" в журнале "Записки императорского технического общества" – посвящен вопросам управления, профотбора и подготовки кадров.

1909 г. там же – статья Мельникова "Аттестация деловых качеств".

С 30-х годов инженерную психологию “закрыли”. Лишь в 1957 году в связи с появлением новых технологий и восстановлением хозяйства встал вопрос о включении прикладной психологии в рамки науки. За рубежом уже были промышленная и индустриальная психология. В нашей стране появились психология труда и эргономика, а также инженерная психология, возникшая в связи с появлением полуавтоматизированных технических систем. Под руководством Зинченко (Москва) и Ломова (Питер) оформилась в 1959 году инженерная психология.

И потом описать немного обо всех отраслях

Говоря о психологии труда, мы можем выделить два разных плана – внешний и внутренний. Один из них ориентирован на изучение деятельности отдельного человека (как индивида, как субъекта труда, как личности, как индивидуальности). Второй план ориентирован на изучение трудовой деятельности человека в широком социальном, экономическом, культурном, историческом, организационном и других контекстах. Т.об внутренний план мы можем обозначить как психологию труда в узком смысле, а второй внешний, интегрирующий в себя новые смежные и далекие друг от друга дисциплины, обозначим как психологию труда в широком смысле. Сюда можно отнести большое количество дисциплин, основные из них:

· Психология труда (в узком смысле);

· Инженерная психология;

· Эргономика;

· Организационная психология;

· Психология управления.

Удельный вес каждой из этих дисциплин меняется с течением времени: в середине 20 века вследствие технического прогресса ведущую роль играла инженерная психология, в 1960-70 – эргономика, с 1980 – организационная психология.

Психология труда (в узком смысле) изучает закономерности деятельности человека как субъекта, как индивида. Закономерности развития и формирования человека как субъекта труда. В ее компетенцию входят разработка методологии понятийного аппарата, анализ отношений, параметров и динамики основных феноменов, порождаемых в процессе труда.

Традиционно и достаточно долго ПТ занималась изучением деятельности человека как отдельного субъекта с позиции оценки его успешности как профессионала и эффективности его деятельности. В сферу внимания ученых входили: ПВК, профпригодность соотносительно с требованиями техники. Это диктовалось социальным запросом. Только начиная с 50-х годов в ПТ появляется новое течение – гуманистическая психология.

Т.об., психология труда – наука, занимающаяся изучением процессов порождаемых системой субъект-объект и основными характеристиками обоих элементов: психофизиологические основания труда, психологические характеристики профессий, ПВК, проф кризисы и деструкции, деформации и заболевания, развитие человека как субъекта труда. Система субъект-субъект как частный вариант системы субъект-объект более детально изучается психологией управления.

Инженерная психология. К концу 1930-х гг. в связи с техническим оснащением производства, а также вооруженных сил, все более острым становился вопрос успеш­ности управления человеком сложной техникой, быстрого и качест­венного обучения данным навыкам, иначе — вопросы взаимодействия человека с информацией. В новых исторических и экономических условиях уже не физические и физиологические функции человека стали основными ограничивающими факторами успешности субъек­та деятельности, а его когнитивные функции и эмоциональное со­стояние.

Понятно, что акценты внимания науки о человеке как субъекта трудовой деятельности не могли не сместиться. Возникла объектив­ная необходимость в разработке новых соответствующих методик, становлении новой методологии. «Венцом» этих процессов стало вы­деление и развитие нового научного направления, а позже — и пол­ноправной научной дисциплины — инженерной психологии.

Под инженерной психологией понимают научную дисциплину, изучающую объективные закономерности процессов информацион­ного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "чело­век-машина". Субъект труда — " оператор " — человек, взаимодейст­вующий со сложной техникой через информационные процессы».

Инженерная психология не только изучает, но и «преобразует труд оператора, выполняющего функции управления сложной системой. Поэтому она теснейшим образом связана с системотехникой, техно­логией процессов и правоведением». Изучая труд оператора и его профессию в целом, она «выходит на междисциплинарные границы и именно там обретает свою предметную определенность». За прошедшие более полувека развития из инженерной психоло­гии выделились полноценные «дочерние ветви», в частности — авиа­ционная психология (изучающая влияние на «оператора-летчика» факторов физических перегрузок) и космическая психология (изу­чающая влияние на «оператора-космонавта» факторов физических перегрузок, невесомости, длительной изоляции от привычной среды обитания, ограничения и вынужденные коммуникации в замкнутой социальной группе и т. д.).

Инженерная психология как научная дисциплина активно разви­вается, вбирая в свой методологический и методический арсенал как достижения психологии в целом, так и ценности современного общества. Ю. К. Стрелков, один из ведущих специалистов, предлагает для теоретического анализа проблем дисциплины использовать схему «субъект - действие - объект - окружающий мир», принцип «здесь и теперь», понятия сознания и бессознательного, общения, профессиональной карьеры и др. Предметом дисциплины в настоящее.время должны стать «не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь человека труда».

Формально сущность инженерной психологии можно обозначить как развитие и специфическое распредмечивание исходной формулы психологии труда как системы «субъект-объект» в более развернутую форму: система «субъект [когнитивные функции, эмоционально-левая сфера, сенсомоторика, психомсоматика, психофизиология] — объект [а, в, с,... ] — физическая среда деятельности [А, В, С,...] — среда жизнедеятельности деятельности [ А', В', С',...]».

Термин эргономика в 1857 г. предложил Войтех Ястшембоиский, имея в виду новую науку о труде, основанную на изучении закономерностей науки о природе. Такой же смысл в понятие эргонология вкладывал 3. М. Бехтерев, а В. Н. Мясищев — в понятие эргология. Еще в 1920-х гг. отечественные ученые указывали на то, что трудовая деятельность не изучается в целом ни одной из существующих наук, несмотря на свою важность, в полном объеме она не входит ни в одну из сущест­вующих дисциплин.

Организацию и 1949 г. первого эргологического исследовательского общества в Англии принято считать датой рождения новой науки.

Становление инженерной психологии в 1940-1950-х гг. приводит к утверждению понятия и идеологии «система "человек-машина" (СЧМ); становление эргономики в 1960-х утвердило понятие система «человек - техника - среда» (СЧТС).

Т.об., под эргономикой понимают область знания, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системе человек – техника – среда с целью обеспечить ее эффективность, безопасность и комфорт. С этой позиции трудовая деятельность рассматривается Э как процесс преобразования энергии и информации в системе «человек - орудие труда - предмет труда - окружающая среда».

Возникновению Э способствовало активное внедрение новой техники и технологий, что породило множество проблем, с которыми не справлялись технические и медицинские науки.

Среди таких проблем можно выделить следующие:

· Недостаточная эффективность СЧТС. Причины: несогласованность параметров техники и возможностей человека, влияние факторов среды, проблемы мотивации, динамика работоспособности.

· Рост травматизма.

· Высокая текучесть кадров (в СССР в среднем 30%).

· Рост числа нервоно-психических заболеваний (индустриальный стресс, ежегодно 30 млрд. долл. на лечение).

Цели эргономики: (1) безопасность труда, (2) повышение эффективности труда, (3) обеспечение развития личности трудящегося в процессе труда.

Задачи эргономики:

1. Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом особенностей техники и среды.

2. Исследование закономерностей взаимодействия человека с техникой и средой.

3. Формирование принципов создания СЧТС и алгоритмов деятельности.

4. Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда в СЧТС.

5. Создание методов исследования, проектирования и эксплуатации СЧТС.

6. Поиск фактов, демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами.

Предмет эргономики – трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами в условиях влияния факторов внешней среды.

Использует методы, сложившиеся в психологии, гигиене, анатомии, социологии.

Эргономика тесно связана и является основой художественного конструирования (дизайна), цель которого – формирование гармоничной среды предметной среды, отвечающей материальным и духовным запросам человека.

Организационная психология. Дальнейшее развитие психологии труда и последовательное внедрение достижений науки в практику не могло не привести к осознанию и признанию роли социальной среды, окружающей человека: межличностные отношения, психологический климат, стиль руководства, организационная структура и проч.

Начало 60-х гг. знаменуется становлением новой самостоятельной науки – организационной психологии.

СП является прикладной отраслью психологии, изучающей основные аспекты деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья. Предметом ОП являются психологические ыеномены и поведение людей в организации, а так же факторы их детерминирующие. Проблема эффективности работы предприятия рассматривается здесь на трех уровнях: предприятия в целом, рабочей группы и отдельного индивида.

Социальная организация – сознательно координируемое социальное образование, имеющее определенные границы и функционирующее на постоянной основе для достижения общих целей. Необходимость научного подхода к изучению организацию обусловлено тем, что вся ее деятельность строится на процессах межличностного взаимодействия.

Т.об. предметом ОП являются социальные организации, которые отличаются по большому количеству параметров. Основные характеристики организации:

1. размер;

2. сложность (иерархия, территориальное расположение);

3. формализация (правила и нормы поведения и деятельности сотрудников, изложенные в письменной форме);

4. рациональность;

5. иерархическая структура;

6. специализация.

Формирование знаний по психологическим особенностям трудовой деятельности уходит в глубокое прошлое По мнению американского исследователя Ж. Кристеисена, понятие о

формировании человека и орудия имеет столь же длительную историю, как и само человечество. В древнейшие времена люди уже заметили, что, видоизменяя объекты окружающей среды с которыми им приходится взаимодействовать, можно значительно повысить эффективность своей работы. Например, когда австралопитек отбил край гальки, чтобы улучшить режущую поверхность камня, он создал не только первое орудие, но и приобрел первое знание о связи между орудием и возможностью человека в повышении удобства и продуктивности его использования

Ж.Кристенсен выделил два этапа развития знания о взаимодействии человека и орудия (о человеческом факторе):

1. Век ручных орудий

2. Век машин

Как самостоятельная научная дисциплина психология труда начала формироваться в конце XIX века, а инженерная психология - в 40-х годах прошлого века. Идеи о важности комплексного изучения человека и технических устройств высказывались русским ученым Д.Я. Менделеевым, который говорил о необходимости при конструировании воздухоплавательных аппаратов думать не только о двигателях, но и о людях, и пользоваться данными различных наук. Только тогда будет создан аппарат, «доступный для всех и уютный», - подчеркивал ученый.

И.М. Сеченов первым поставил вопрос об использовании научных данных о человеке для рационализации его трудовой деятельности. И.М. Сеченов занялся изучением роли психических процессов при выполнении актов деятельности, поставил вопрос о формировании трудовых навыков и впервые показал, что в процессе производственного обучения изменяется характер регуляции: функции регулятора переходят от зрения к осязанию. Он ввел понятие активного отдыха как лучшего средства повышения и сохранения работоспособности. Работы И.М. Сеченова «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897), «Участие нервной системы в рабочих движениях человека» (1900), «Очерк рабочих движений человека» (1901) и другие не утратили своей актуальности до настоящего времени.

Однако в силу целого ряда причин многие идеи прогрессивных русских ученых так и не были реализованы. Использование их в практической деятельности носило, скорее, характер исключения, нежели правила.

Следующий этап развития психологии труда связан с возникновением за рубежом, а потом и у нас прикладной психологии, получившей затем название психотехники. Психотехника зародилась в начале нашего века. Предпосылкой ее появления и развития явился запас накопившихся в психологии и физиологии экспериментальных данных и научных фактов, которые находили практическое применение в разных сферах производства, медицины, педагогики, экономической жизни. Так, изучение чувствительности анализаторов привело к обнаружению у людей разнообразных индивидуальных различий. Это наводило на мысль, что для профессий, которые требуют высокой остроты зрения, слуха или других органов чувств, необходим специальный подбор людей, обладающих более низкими, чем в среднем, порогами чувствительности. Наблюдения, свидетельствовавшие о различном воздействии разных цветов на психику, привели к попыткам применить цвет в качестве стимулятора производственной активности рабочих, а также использовать его в процессе лечения некоторых психических заболеваний и т.п.

Примерно в то же самое время на Западе (и, прежде всего, в США) проявляется большой интерес к изучению трудовых операций. Одна из наиболее крупных попыток решения этой проблемы связана с появлением системы Ф. Тейлора. Она главным образом была направлена на рационализацию движений рабочего, исключение из трудового процесса лишних и ненужных движений, обеспечение такого темпа работы, при котором производительность труда достигала максимальных показателей, обеспечивая получение предпринимателем наибольших прибылей. В работах Ф. Тейлора определенное внимание уделялось также психологическим вопросам - профотбору, нормированию труда, приспособлению инструмента к рабочему.

В 1918 г. под руководством В.М. Бехтерева в Петрограде был организован Институт по изучению мозга и психической деятельности, в программе которого проблема труда стала одной из центральных. Бехтерев организует в институте лабораторию труда, в которой сам ведет экспериментальное изучение влияния труда на личность, на ее нервно-психическое состояние. В своих работах он неоднократно выступал с идеей о комплексном изучении трудовой деятельности человека.

В 1920 г. создан Центральный институт труда (ЦИТ). Под руководством А.К. Гастева в данном научном учреждении был решен ряд вопросов по стандартизации рациональных приемов обучения и трудовой деятельности человека с учетом его биологических и психологических особенностей. Гастев выдвинул новаторскую концепцию «трудовой установки». Используя идеи И.М. Сеченова и И.П. Павлова, он разработал систему представлений об организации двигательной активности человека в процессе труда, о построении его движений.

Реальные социально-экономические условия для развития инженерной психологии в бывшем СССР начали складываться только с 1959 г., когда при Ленинградском государственном университете под руководством Б.Ф. Ломова, а несколько позже и в Москве при НИИ автоматической аппаратуры под руководством В П Зинченко были созданы первые в стране специализированные научно-исследовательские лаборатории. Их появление дало большой толчок к интенсивному развитию инженерной психологии Позже научно-исследовательские лаборатории и группы инженерной психологии возникли и в других организациях.

В своем развитии инженерная психология прошла два основных этапа. Первоначально в ней преобладали исследования аналитического типа, связанные с оценками тех или иных отдельно взятых технических устройств и элементов с точки зрения их соответствия также отдельно взятым психологическим характеристикам человека. Этот период иногда называют коррективным. Характерным для него является машиноцентрическии подход к анализу систем «человек-машина» (СЧМ), т.е. подход «от машины к человеку», при этом человек рассматривается как простое звено СЧМ.

В процессе дальнейшего развития инженерной психологии стала очевидной ограниченность такого подхода. Возникла необходимость психологического изучения деятельности человека-оператора в целом и рассмотрения всей системы психических и других функций, процессов и состояний в контексте этой деятельности. Главный упор в этом случае делается на проектирование деятельности оператора. Данный этап развития инженерной психологии носит название проективного. Характерным для него является антропоцентрический метод анализаСЧМ, в основе которого находится принцип «от человека к машине», т.е. на первое место ставится изучение психофизиологических особенностей человека. Необходимо отметить, что названный подход в проведении исследований переживает пока стадию становления Методы его реализации разработаны еще не в полной мере. Однако от разработки методов проектирования деятельности во многом зависит эффективность инженерно-психологических исследований и разработок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: