Проблема профессионального выбора становится перед ребенком в 9 классе, следовательно уже к этому моменту он должен получить достаточно сведений о мире профессий. Цикл таких занятий может быть организован в школе в виде лекций, бесед с представителями разных профессий, просмотра видеофильмов. Школьные психологи могут проводить индивидуальные консультации с школьниками и их родителями. При этом, консультант никогда не должен давать клиенту однозначный ответ – рецепт, что делать, он должен направить клиента, помочь ему адекватно оценить свои способности и составить на их основе личностный профессиональный план (который включает в себя притязания оптанта, его склонности, способности, сильные и слабые стороны). Информированность выполняют функцию ориентировочной основы в решение задачи планирования проф будущего. ЛПП – итог, заключительная часть решения этой проблемы. Далее может выявиться противоречия между позицией родителей и оптанта в отношении ЛПП, несоответствие его склонностей уровню притязания и проч. ЛПП можно оценивать по следующим параметрам:
1. определенность, ясность плана;
2. полнота:
3. устойчивость во времени и под действием внушения;
4. реалистичность;
5. логическая обоснованность и внутренняя согласованность;
6. моральная оправданность;
7. согласованность с склонностями и способностями.
Половые и гендерные аспекты выбора профессии. Слабые стороны женского организма проявляются в цикличности ее физиологических функций, связанных с цикличностью гормонов и обменных процессов, и приводящих к цикличности физической выносливости и эмоционального состояния. Так же биологическая роль женщины – репродуктивная функция, накладывает ряд ограничений на выбор профессии в связи с вопросами охраны труда и здоровья.
При работе с безработными, следует учитывать тот момент, что достаточно часто человек оказывается без работы по причине несоответствия его квалификации требованиям рынка. В этой ситуации задача консультанта – информирование об имеющихся вакансиях, о возможностях профессионального обучения и переобучения, формирование у клиента активной позиции на поиск работы и преодоление возникающих трудностей.