Подростковый кризис

Стремление подростка к самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых. Главный источник трудностей общения, подростков с взрослыми - непонимание взрослыми внутреннего мира подростка. Чем старше становится подросток (с 5-го по 8-й классы), тем меньшее понимание он находит у взрослых. Взрослые неосознанно стремятся сохранять "детские" формы контроля и общения с детьми, мешая тем самым удовлетворению потребности подростков в признании его равноправным партнером в общении с взрослыми. Результатом этого становится противопоставление подростком себя, своего "Я" взрослым, потребности автономии. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Подросток часто не может управлять своими эмоциями что может привести к нежелательным конфликтам, ощущению непонятности, одиночества и даже суицидальным мыслям.

2. Младший школьный возраст от 6-7 лет до 10-11 лет (1-4 классы школы).

Границы этого возрастного диапазона весьма условны и зависят в первую очередь от готовности ребенка к школьному обучению. Дети не одинаково "вживаются" в новые для них условия школьной жизни.

Главными моментами, влияющими на социально-психологическую адаптацию в школе, являются следующие:

1) адаптация к новому режиму дня — продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготовка и другие;

2) адаптация к классному коллективу — проблемы приобретения социального статуса, взаимоотношений со сверстниками;

3) трудности адаптации, локализующиеся в области взаимоотношении со школьным учителем;

4) трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке — изменения отношения родителей к ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству ответственности.

При высоком уровне адаптации ребенок положительно относится к школе, требования учителя воспринимает адекватно, проявляет интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам, занимает в классе благоприятное статусное положение.

При среднем уровне адаптации отношение к школе также положительное и переживаний ребенка по поводу ее посещения не возникает. Ребенок понимает учебный материал, решает типовые задачи, но сосредоточен только тогда, когда занят чем-то интересным. Дружит со многими одноклассниками.

При низком уровне адаптации ребенок отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, имеются нарушения дисциплины, учебный материал усваивает фрагментарно, нет интереса к домашнему приготовлению уроков, близких друзей в классе нет.

Ранняя юность от 15 до 18

Ø завершается физическое созревание индивида.

Ø физическое и психическое развитие гармонизируется

Ø центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”.

Ø самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.

Ø становления мировоззрения

Ø учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Приобретение знаний связывается с планами на будущее.

Ø эмоциональной сфере сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация сменяется депрессией.

Ø улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: