Йогин по вере своей — духовное существо; однако это не мешает ему уделять необходимое внимание такому материальному аспекту своей жизни, как уход за телом. Более того, его стремление — «достичь недостижимого» не только на физическом плане, но и в умственном, моральном и духовном смысле. Практическая Йога (Крийя-йога), таким образом, есть средство воспитания идеально гармоничной личности, уравновешенной в физическом, умственном, моральном и духовном отношениях.
Каждый, кто по-настоящему занимается йогой, с самого начала обязан четко и недвусмысленно понять, что хорошее физическое состояние человека — это единственное надежное средство достижения желаемого[5]. Его первейшая обязанность — сохранение идеального здоровья через религиозную традицию здорового образа жизни, что мы сегодня и называем гигиеной.
Действительно поразительно, что на определенном этапе истории человечества, когда абсолютно ничего не было известно о систематической личной гигиене, йогинам-практикам удалось сформулировать принципы здорового образа жизни именно на основе биологии человека. Это произошло более трех тысячелетий назад; и, что чрезвычайно важно, знания Йоги о сохранении здоровья в свете самых последних научных открытий и достижений удивляют нас своей целостностью, рациональностью и точностью. Можно даже утверждать, что личная гигиена по Йоге во многих принципиальных вопросах и особенно в теории даже превосходит современные понятия о гигиене — например, уделяя особое внимание, как станет ясно из сравнительного исследования этого важнейшего предмета, психофизиологическому воздействию внутреннего очищения и удаления ядов и путям достижения этого. Кроме того, техника применения методов Йоги понятна и доступна, а результаты стойки, и при этом они более очевидны и практичны, чем те указания по сохранению здоровья, которые мы находим в современной науке о гигиене. Так, например, тщательного удаления ядов (мала-шуддхи) можно — если это вообще возможно — в редких случаях добиться естественным и здоровым путем — при помощи прямых методов очищения, предлагаемых системой гигиены Йоги. Тщательное очищение (шауча) — не только внешнее, но, что более важно, и внутреннее — это для йогина строго соблюдаемый ритуал[6], причем тут используются всевозможные способы ухода за телом, для того чтобы каждая часть тела получала ежедневно должное внимание и каждый орган поддерживался в отличном состоянии. Рис. 1 иллюстрирует, как при помощи прямых методов очищения, расширения и трения при нети поддерживается здоровое состояние носовых ходов.
|
|
|
|
Рис. 1. Рентгеновский снимок, иллюстрирующий очищение носовой полости при помощи зонда во время выполнения нижней нети.
Соблюдение правил личной гигиены, по сути, необходимейшее предварительное условие для высших достижений в Йоге, и это по той простой причине, что даже малейшее недомогание организма нарушает процесс восхождения и, следовательно, не позволяет ученику добиться дальнейших успехов в своем следовании по пути Йоги. Гигиене уделяется пристальное внимание потому, что без идеально здорового организма, особенно нервной системы, что возможно только при полном удалении токсических веществ, внутренняя гармония недостижима.