Эссе по философии


1. «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека» (А. Пьерон)
Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки зрения -только кандидат в человека. Поэтому я считаю, что А. Пьерон прав.
В учебнике обществознания подчеркиваются различия между понятиями «индивид» и «личность». Оба термина характеризуют человека, но как? Индивид - это конкретный человек, как целостный, неповторимый представитель человеческого рода с его неповторимыми психофизиологическими чертами (возраст, пол, темперамент, уровень способностей, особенности здоровья и внешности и т. д.). Личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Индивид становится личностью в процессе социализации, который включает воспитание, обучение, общение с другими людьми. Человек в момент рождения - это индивид, но еще не личность. Только общение с другими людьми дает возможность ребенку научиться говорить, логически мыслить, приобрести культурные навыки. Усвоив опыт человечества, найдя свое место в обществе, свое признание, он станет человеком в полном смысле этого слова - неповторимой личностью, индивидуальностью.
В качестве аргументов можно привести известный пример детей -«Маугли». Так, в Индии новорожденная девочка несколько лет провела в стае обезьян. Когда она в 11 -летнем возрасте попала к людям, она не могла говорить, ходила на четвереньках, не могла научиться есть ложкой. Она была больше похожа на животное, чем на человека. С другой стороны, известны случаи, когда дети, родившиеся тяжело больными, инвалидами, с помощью специальных методик развития, путем собственных усилий, при участии родных преодолевали свое биологическое несовершенство и становились известными учеными, политиками и т. п. Таким образом, прав А. Пьерон: глядя на новорожденного, мы еще не знаем, станет ли он человеком со всеми присущими ему качествами или будет существом, биологически похожим на человека, но лишенным свойственных ему социальных и культурных характеристик.

2. «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека» (А. Пьерон)
Я считаю, что автор прав, излагая подобную зрения, ибо человек, будучи частью природного мира полноценно развиваться и жить может только в обществе подобных ему людей, так как сознание, речь формируются у человека в течение жизни, в процессе социализации, взаимодействия с другими людьми. Автор под словом человек в своей фразе понимает личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в своей жизни. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек может стать личностью. Рождаются индивидом, а личностью или Человеком с большой буквы становятся в процессе социализации.
Примером правоты автора может послужить следующее: в Ростове-на-Дону в конце 90-х обнаружили девочку по имени Наташа, которая в свои 7 лет не могла говорить, ходить на ногах, не одеваться, а все потому, что она росла в многодетной семье, где ее воспитанию не уделялось вообще никакого внимания. Ее воспитывала собака, девочка ела как собака, гавкала, рычала, кусалась, передвигалась на четвереньках, не соблюдала человеческих норм поведения. И хотя внешне она была похожа на человека, на самом деле о ней можно говорить только как об индивиде. Эту девочку забрали в приют, где ее постепенно приучали к нормам человеческой жизни, учили разговаривать, есть с помощью ложки, ухаживать за собой, вообще жить в человеческом обществе. Моя мама родилась в отдаленной от города деревне, но получила надлежащее воспитание и образование и к 30-ти годам она стала заведующей сберегательной кассы в Чебоксарах. Поэтому, станет человек личностью или нет, зависит от воспитания.

3. «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека» (А. Пьерон)
Со словами Пьерона нельзя не согласиться. Почему? Своими словами он хотел подчеркнуть, что настоящий человек - это личность. В момент рождения ребенок лишь кандидат в человека, который может стать личностью.. Человек - это биосоциальное существо. В момент рождения человек обладает только своим «био», которое роднит его со всеми животными: у него такие же инстинкты, потребности. «Социо» же человека может развиться только в ходе общения с другими людьми. В результате общения с другими людьми у человека развивается его мышление, речь, сознание. В момент рождения человек - индивид, он лишь один из людей. Со временем он приобретает индивидуальные черты. Индивидуальность свойственна любому человеку. Каждый из нас не похож на другого по внешнему облику, у каждого есть свои особенные черты характера, интересы, способности.
Личностью человек может стать лишь в процессе социализации. В становлении личности велика роль воспитания, взаимодействия с другими людьми. Именно в этих процессах происходит социализация человека, т. е. усвоение ценностей, норм, установок, образцов поведения, принятых в обществе.
Для подтверждения слов Пьерона можно привести очень яркий пример. В средние века один король решил провести жестокий эксперимент. Он запретил разговаривать с новорожденным. Ребенка закрыли в комнате, кормили, но не общались с ним. В результате он так и не стал человеком в полном смысле: не умел разговаривать, вести себя в обществе и вскоре умер. Так и в нашей жизни есть примеры подобного. Если родители не занимаются воспитанием детей, то дети не умеют строить отношения с другими людьми. Чтобы новорожденный стал настоящим человеком необходима жизнь в обществе, взаимодействие с другими людьми.

1. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г. Белинский)
Человек это высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, но важнейшей его характеристикой является биосоциальная сущность.
Белинский В.Г. в своем выражении очень точно и ёмко охарактеризовал двойственную природу человека. Во-первых, человек есть порождение природы, является цепью эволюции, таким же организмом, как и всё, что нас окружает. По биологическим признакам человек ничем не отличается от животного. Во-вторых, он есть порождение общества. Этот момент более сложен. Ясно только то, что благодаря общественному развитию человек стал человеком. Человек без общества ничто, недаром в древности изгнание из общества являлось самим страшным наказанием. Очень много в современном мире примеров синдрома «Маугли», когда воспитание ребенок получил от животного и поэтому ведет себя как он, а не как человек, что говорит лишь о том, что социальное в человеке не заложено генетически, а дается обществом. Так же подтверждает это и роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Без знаний, которые накопило общество, Робинзону Крузо было бы тяжело выжить. А может и невозможно. Он старался повторить, познать всё то, что было создано в обществе.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что человек и общество понятия неразделимые. Именно благодаря обществу человек как существо биологическое смог стать человеком, таким, какой он есть. Тело человеку дает природа, а разум и душу - общество.

2. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г. Белинский)
Каждый человек в широком смысле это «дитя природы». Согласно биологическим закономерностям, человек обособился и развился из животного мира. Поэтому животные инстинкты вполне объяснимы в человеческой сущности, они имеют естественное происхождение. Однако человек ничем бы не отличался от животного, если бы эти инстинкты, дарованные природой, составляли бы его глубинную первооснову и определяли все его существование.
Определяющее воздействие на складывание человека оказывает общество. Под обществом в данном случае мы понимаем обособившуюся от природы (совокупности естественных условий существования человека) часть мира. Утвердившиеся моральные нормы и правила поведения, культурные достижения, политико-правовые особенности, социально-экономические отношения - всё это разнообразные составляющие общества в целом.
Только в обществе человек приобретает личностные характеристики (то есть такие социально значимые черты, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества).
Таким образом, на мой взгляд, В.Г. Белинский глубоко был прав, отмечая, что биологически человека создаёт природа; но сущностные характеристики человеческая личность приобретает и развивает в обществе, во взаимодействии с другими личностями, вступая с ними в разнообразные отношения.
С другой стороны, представляется, что в данном высказывании В.Г. Белинского два этих понятия - «общество» и «природа» - выступают как диаметральные противоположности. Мне не представляется это правильным. Человек, общество и природа очень тесно взаимосвязаны, влияют друг на друга. Известно, что, с одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя его темп и, в конечном счете определяют ментальность народа (как совокупность общественных ценностей, установок, готовности действовать иди мыслить определенным образом). С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. В последнее время чаще всего отмечают негативное воздействие человеческого общества на экологическую обстановку.
Таким образом, завершая наш небольшой анализ, отметим, что природа и общество являются двумя основными составляющими, тесно взаимосвязанными, взаимодействующими, которые определяют особенности складывания и формирования человека как личности. Причем второй компонент (общество) в настоящее время оказывает непосредственное и наиболее сильное влияние; а воздействие природы в современном мире во многом опосредовано.

«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо)
Я думаю, что автор хотел указать значение игровой деятельности в жизни человека, отметить, что игра в жизни человека занимает важное место. В процессе игровой деятельности человек может овладеть новыми знаниями. И я с этим совершенно согласна.
Мудрецами не рождаются, мудрецами становятся в ходе активной деятельности. Известно, что деятельность - это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. Любой из нас - и мудрец, и шалун - в процессе деятельности познает мир, создает необходимые для собственного существования условия, духовные продукты, а также формирует самого себя (свою волю, характер, способности). Таким образом, шалун через характерную для него активную деятельность познает мир и делает соответствующие выводы для себя. Шалит, значит, играет.
Мне понравились слова немецкого поэта и философа Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Действительно, игры сопровождают человека на протяжении всей истории развития человеческого общества. Играя, маленький мальчик разбил стекло, теперь он знает, что стекло хрупкое. В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. Так моя сестренка очень любит плескаться в тазике и стирать белье вместе с мамой и позже ей это поможет в жизни. В ходе игры человек учится общаться. Так, играя в «дочки-матери», дети усваивают социальные роли матери и ребенка. И главное в игре всегда присутствует творчество как создание чего-то нового (ведь скучно повторять дважды одну игру), а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности.
Таким образом, я считаю, нельзя наказывать за игры ребенка, а надо поддерживать детей, трудиться вместе с ними, играть вместе, познавать окружающее и тогда они станут мудрецами.


«Самое прекрасное в природе - отсутствие человека» (Б. Карман)
Что же этими словами хотел сказать Б.Карман, за что такая нелюбовь к человеку?! На наш взгляд, это следствие разрушительной деятельности человека. Действительно, если взять состояние окружающей среды несколько тысяч или сотен лет назад, то флора и фауна были полны и разнообразны. Сегодня же «Красная книга» нам сообщает об исчезновении или угрозе исчезновения того или иного растения. Например, на сегодня осталось всего 300 уссурийских тигров. А все это результат человеческой деятельности. С точки зрения эстетики прекрасным в природе считается естественный процесс развития природы, а безобразным - его нарушение. Это может быть пожар, возникший в результате брошенного окурка, когда звери в панике бегут, исчезает 1равянистый покров, многолетние деревья. Это и вырубка лесов, когда вместе с ними гибнут их обитатели или вынуждены менять свой ареал обитания. Но самое страшное, что в результате возросшей мощи человека появилась такая глобальная проблема, как экологическая. Она проявляется в глобальном потеплении, уменьшении лесных массивов - легких планеты, сокращении видового разнообразия животных и растений и т. д. Ее решение возможно только за счет совместных усилий всех стран, формирования культуры бережного отношения к природе.
Но все-таки я не согласна с автором. Человек тоже возник в результате биологической эволюции и стал венцом природы.. Без человека вряд ли кто смог бы оценить прекрасное в природе. Только человек наделен эстетической потребностью, эстетическим чувством. Важно лишь его развивать, чтобы не наносить вреда природе.


«Уважение к истине -начало премудрости» (А. Герцен)
В свое время А. Герцен сказал фразу, с которой, на мой взгляд, трудно поспорить «Уважение к истине - начало премудрости». Посудите сами, что такое истина? Истина - это соответствие мысли действительности. Истина бывает абсолютной и относительной. Относительность истины обусловливается прежде всего тем, что и мы, и окружающий мир меняемся. А что касается истины абсолютной, то - это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Например, мы знаем, что земля вращается вокруг Солнца, вокруг своей оси - это абсолютная истина, научно доказанный факт. Однако мир изменчив, меняются и совершенствуются научные методы, а значит, любая абсолютная истина может стать относительной. Мне кажется, уважение к истине - это не поклонение некому знанию, а стремление к познанию.
А что такое премудрость? Премудрый - значит очень мудрый. А мудрость - это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт, знания. На мой взгляд, так и получается, что человек, который уважает истину, пытается ее достигнуть, стоит на пути к мудрости. Потому что, как мне кажется, трудно опровергнуть то, что все знают, то, что доказано наукой. Посудите сами: как будет выглядеть человек, который будет доказывать космонавтам, побывавшим в космосе, то, что Земля плоская. Несомненно, мудрым такого человека не назовут. Самое главное, чтобы новой истине не мешали старые заблуждения. Примером таких заблуждений может являться то, что очень долгое время считалось, что упитанность, полнота являются внешними признаками здоровья. Ученые доказали, что люди, страдающие избыточным весом, более подвержены различным видам заболеваний. Те люди, которые вовремя послушали советы врачей о том, что им нужно сбросить лишний вес, не только сократили вероятность появления сердечно-сосудистых заболеваний, но и избавили себя от отдышки. Таким образом, я прихожу к выводу, что не стоит спорить с очевидным, доказанным, ибо уважение к истине - начало премудрости, но не надо и возводить в абсолют какие-то знания - они могут оказаться заблуждениями..

«Уважение к истине -начало премудрости». (А. Герцен)
Под истиной в философии понимается достоверное, правильное знание. «Слово «истина» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» - писал французский философ Р.Декарт. Истина бывает абсолютной и относительной. Абсолютная истина - это несомненное, раз и навсегда установленное значение. Она полностью исчерпывает сущность предмет и не может быть опровергнута с развитием науки. Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец, к которому стремиться наше знание. Относительная истина есть неполное, ограниченное знание в силу ряда причин, ведь наш мир бесконечен и изменчив. Поэтому многие знания являются неполными, незавершенными. Известно много примеров из истории, когда люди, отстаивая свои взгляды, верность истине, шли на эшафот. Их сжигали на кострах, казнили. Но они ценой своей жизни доказывали премудрости жизни, а именно стойкость характера, веру в свои убеждения, преданность идеям. Тем самым убеждали окружающих, что истина - есть начало премудрости. Достаточно вспомнить таких личностей, как Джордано Бруно, многих декабристов, отправившихся на смертную казнь за свои идеи. Нам хорошо известен принцип научной этики: «Платон мне друг, но истина дороже». «Мир освещается солнцем, а человек знаниями» - гласит русская пословица. Поэтому пока мы пытаемся познать этот мир, открыть тайны окружающего мира, мы будем набираться мудрости.


«Познавательная деятельность приводит всегда к истине или ко лжи» (И.О. Лососий)
Познавательная деятельность, в результате которой человек приобретает знания об окружающем мире, об обществе и о самом себе, направлена на получение истины, достоверного правильного знания, верного отражения действительности. Истина бывает абсолютной и относительной. Я считаю, что познавательная деятельность может привести к истине, но не ко лжи, т. к. ложь — это сознательное искажение действительности с целью ввести кого-либо в обман. Скорее всего, под словом «ложь» Лосский имел ввиду заблуждение. Вот, например, как менялось представление об изменении дня и ночи. Древние египтяне предполагали, что солнце привозит на своей колеснице бог Ра. В древней Греции в III веке до н.э. Аристотель утверждал, что солнца движется вокруг Земли, которая занимает центральное место во Вселенной. Лишь в ХVI веке Коперник отметил, что Земля вращается вокруг Солнца. В определенный период истории знание о движении Солнца принималось за истинное, но только теперь мы можем утверждать, что древние египтяне и Аристотель заблуждались. Учение Коперника постепенно уточнялось другими учеными, и на сегодняшний день мы можем абсолютно точно утверждать, что Земля движется вокруг Солнца. По этому поводу у меня есть пример и из собственной жизни. Моя старшая сестра в детстве мне объяснила, что солнце встает на востоке и заходит на западе, а за ночь, огибая Землю, вновь приходит на восток. Такие выводы она сделала из собственных наблюдений, и я согласилась, потому что это соответствовало тому, что я видела. Позже на уроках природоведения я узнала, что мои знания не совсем точны, ошибочны. Но это заблуждение сменилось истиной.
Каждый человек по-разному воспринимает окружающий мир. Познание может дать ему истину, к которой должна стремиться любая познавательная деятельность. Заблуждение же со временем вытесняется истиной.

«Капитализм без банкротств все равно, что христианство без преисподней.»
Капитализм – это рыночная система. Основу этой системы составляют право частной собственности, частная хозяйственная инициатива, рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества (конкуренция, спрос и предложение).
Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов (фабрик, участка земли и т.д.), самостоятельно принимать решения о том, как их использовать (лишь бы это не наносило ущерб интересам общества). Вместе с тем, это почти неограниченная свобода, имеет обратную сторону: при удачном решении вариантов использования своих ресурсов им достается прибыль, зато при ошибочном решении они рискуют потерять часть или даже всю принадлежащую им собственность, что называется страшным словом – банкротство (разорение). Понятие «частной хозяйственной инициативы» - означает право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере их использовать для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно бизнесмен продал свой товар, услугу, организовал бизнес, сумел организовать коммерческую операцию, использовал инструменты маркетинга, в т.ч. и рекламу.
Тот, кто предложит покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в борьбе за деньги покупателя и открывает себе дорогу к росту благосостояния, а другой, к сожалению, оказывается в убытке.
В рыночной экономике никогда нельзя быть абсолютно уверенным в завтрашнем дне. Например, в октябре 1929 года локомотив американского процветания сошел с рельсов – это было начало «Великой депрессии». Огромное число американцев оказались банкротами. Многие из них покончили жизнь самоубийством, и до сих пор живы в памяти американцев истории о банкирах, выбрасывающихся из окон небоскребов после получения известия о своем разорении. А вспомним дефолт 1998 года в РФ. Сколько было банкротств в связи с падением курса доллара. Конкуренция – это и положительная и отрицательная сторона рыночной экономики. Кто в ней выиграл – доволен и богат, а кто проиграл – банкрот в той или иной степени. А рыночная система без конкуренции невозможна, значит не обойтись и без банкротств в ней, к сожалению.
Я бы не хотела оказаться в этой роли, хотя предприниматель получает прибыль, как награду за риск.

Тем, для написания эссе (пробного):

"Давай поговорим сегодня о самом ценном…

Как ты думаешь — о чём?

О деньгах? — Нет…

О драгоценных металлах и камнях? — Нет.

Ни за какие богатства ты не купишь дополнительно даже одну минуту своей жизни!

Поэтому самое дорогое, что есть у человека, — это Время.

Время — это к тому же то единственное, что принадлежит тебе лично…

А давай подумаем, на что ты тратишь своё время? Узнаёшь ли что-то новое для себя? Или гуляешь по улице со своими сверстниками?..

Но время идёт, бесполезные часы складываются, и, пока ты «надеялся и ждал», другие быстро выучили азбуку, научились читать и считать, заняли первые места на школьных олимпиадах…

А чего я, собственно, жду? Жизнь-то проходит… " (Александр Красный, современный поэт и писатель)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: