Педагогика в системе наук о человеке. Педагогика как наука и искусство, как область гуманитарного, антропологического знания. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками.
Методические рекомендации: при изучении данной темы важно обосновать роль и значение педагогики как важной составной части системы гуманитарных знаний и наук о человеке; установить взаимосвязь педагогики с другими науками; раскрыть сущность основных педагогических понятий образование, обучение, воспитание, формирование, развитие личности, социализация; способствовать развитию умений использовать категориально-понятийный аппарат для описания и объяснения педагогических явлений; уяснить значение понятий для развития науки и практики.
Задания для самостоятельной работы:
|
|
1. Проследите взаимосвязь понятий образование, обучение, развитие личности и воспитание. Как аргументировать ее при помощи схемы.
2. Отчет: схема с пояснениями.
3. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.
4. Отчет: соответствующая картотека.
5. Какие междисциплинарные понятия используются в педагогике? Какие связи можно по ним проследить?
6. Отчет: текст миниреферата.
7. Сформулируйте функции и задачи педагогической науки на современном этапе, докажите их актуальность.