У. Эко в качестве наиболее интересного для семиотики объекта У. Эко называет точки возникновения лжи. А это явно вновь возвращает нас к естественному языку. Хотя действительно ложью с точки зрения нормы должны быть признаны и литература, и искусство, поскольку они описывают то, чего никогда не было. А это и есть наиболее привычные объекты для семиотического анализа.
И Ю. Лотман, и У. Эко уделяли большое значение визуальной коммуникации. У. Эко трактует иконический знак как континуум, в котором невозможно вычленить дискретные смыслоразличительные элементы, подобные существующим в естественном языке. У. Эко ставит это известное наблюдение в систему, объясняющую различие визуальной коммуникации.
«Знаки рисунка не являются единицами членения, соотносимыми с фонемами языка, потому что они лишены предзаданного позиционального и оппозиционального значения, сам факт их наличия или отсутствия еще не определяет однозначно смысла сообщения, они значат только в контексте (точка, вписанная в миндалевидную форму, значит, зрачок) и не значат сами по себе, они не образуют системы жестких различий, внутри которой точка обретает собственное значение, будучи противопоставленной прямой или кругу».
В естественном языке значение оказывается заданным заранее, в визуальном оно вырабатывается по мере получения сообщения.
Иконический знак, обладающий сходством с изображаемым предметом, берет не все его характеристики. У. Эко подчеркивает условность этого типа изображения. «Иконические знаки воспроизводят некоторые условные восприятия объекта, но после отбора, осуществленного на основе кода узнавания, и согласования их с имеющимся репертуаром графических конвенций». Или такой пример: художник тринадцатого века рисует льва в соответствии с требованиями тогдашних иконических кодов, а, не исходя из реальности. Визуальный знак должен обладать следующими типами характеристик:
а) оптическими (видимыми);
б) онтологическими (предполагаемыми);
в) условными (иконографические коды того времени).
Архитектурный знак, а это вариант уже архитектурной коммуникации, по его мнению, обладает в качестве значения его собственным функциональным назначением. То есть это знак, отсылающий к своей функции. Дверь имеет в качестве референта «возможность войти». Архитектурное сообщение может получать чуждые ему значения. Например, размещение солдат в заброшенной церкви. При этом подмена значений не ощущается. Восприятие архитектурного дискурса не требует того внимания, которое наблюдается при потреблении фильмов, телевидения, комиксов, детективов.
У. Эко предлагает модель коммуникации - это стандартная прикладная модель, которая усилена понятием лексикодов или вторичных кодов, под которыми У. Эко понимает разного рода дополнительные коннотативные значения, которые известны не всем, а только части аудитории.
Анализируя раннее христианство, У. Эко подчеркивал, что для воздействия приходилось изобретать притчи и символы, чего не может сделать чистая теория. Иисус, например, символизировался с помощью изображения рыбы.
Профессор Умберто Эко посвятил отдельное исследование коммуникации в рамках массовой культуры. Его основной постулат состоит в том, что при рассмотрении текстов массовой культуры они написаны одновременно как автором, так и читателем.
У. Эко предложил существенные для моделирования коммуникации общие модели, а также конкретные модели визуальной коммуникации и коммуникации в рамках массовой культуры.
3.3 Контрольные вопросы для закрепления материала
Форма текущего контроля - опрос.
1. В чем заключается основная работа культуры?
2. Что Ю.М. Лотман назвал семиосферой?
3. Чем является человек в пространстве семиосферы?
4. Какими признаками характеризуется семиосфера?
5. Расскажите о таком признаке семиосферы как наличие границ.
6. Расскажите о таком признаке семиосферы как неравномерность.
7. Расскажите о создании современных брендов предприятий и организаций с точки зрения единства коммуникативных и художественных процессов в современном социуме с позиции социального восприятии человеком представленных образов.
8. Поясните, почему культура и человеческие взаимоотношения коммуникативны по своей природе?
9. Расскажите о семиотической природе языка.
10. Объясните, почему язык предоставляет единственный пример системы, которая является семиотической одновременно и по своей формальной структуре, и по своему функционированию?
11. Какой способ означивания называетсясемиотическим?
12. Какие этапы проходит семиотическое исследование?
13. Что понимается под семантическим означиванием?
14. Изобразите модель Р. Якобсона и объясните её с семиотической точки зрения.
15. Назовите функции языка, по Р. Якобсону, поясните каждую из них.
16. Расскажите о модели Ю. Лотмана.
17. Подумайте, как эту модель можно использовать в журналистике?
18. Расскажите об особенностях коммуникативной модели У. Эко.