Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста - на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.
|
|
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.
При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И. Г. Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Предмет | Количество баллов |
Математика, русский язык (для национальных школ) | |
Иностранный язык | |
Физика, химия | |
История | |
Родной язык, литература | |
Естествознание, география | |
Физкультура | |
Труд | |
Черчение | |
Рисование | |
Пение |
Дополнением к таблице И. Г. Сивкова могут служить данные опроса учащихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду). К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников.
Для учащихся младшего и среднего возраста распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была несколько облегченным днем.
Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
|
|
72. Определение и основные проблемы гигиены детей и подростков как науки. Определение гигиены детей и подростков, ее особенности, перечислить основные проблемы гигиены детей и подростков, этапы развития детского организма, основные закономерности роста и развития детей (определение «рост», «развитие», перечислить основные закономерности роста и развития), анатомо-физиологические особенности детей в различном возрасте и гигиенические мероприятия их обеспечения.
Ф.Ф.Эрисман – основоположник школьной гигиены.
Это медицинская наука изучающая природу и социальные факторы, влияющие на растущий организм, его взаимодействие с окружающей средой и разработок гигиенических нормативов, требований на укрепление здоровья, совершенствования возможностей и гармоничное развитие детей и подростков.
Особенности гигиены детей и подростков:
Возрастная (учитывается морфология, функциональные и психологические особенности растущего организма на различных этапах развития).
Для каждого организма периода характерны свои анатомо-физиологические особенности.
Нормы детского организма не постоянны, меняются морфологически, биохимически и функционально.
Все гигиенические мероприятия направлены не только на сохранение здоровья, но и на гармоничное развитие детей и подростков.
Объекты изучения гигиены детей и подростков:
1. Рост и развитие детского организма, изучение общих закономерностей в зависимости от пола, возраста, биологических и социальных факторов, разрабатываются мероприятия направленные на укрепление здоровья детского и подросткового населения.
2. Гигиена деятельности детей и подростков, изучение гигиенических основ различных видов деятельности (трудовой, учебной, физического воспитания, режим дня, труда и отдыха, критерии профессиональной пригодности подростков к различным видам труда).
3. Гигиена внешней среды, разрабатываются гигиенические основы проектирования и строительства различных типов детских и подростковых учреждений.
4. Гигиена питания, изучает нормальное питание для нормального развития растущего организма, разрабатываются режимы и нормы питания при различных видах деятельности.
5. Медицинское обеспечение детского и подросткового населения, изучение и разработка принципов медико-санитарного обслуживания, организация оздоровительного и противоэпидемических мероприятий.
Возрастные периодизации:
- созревание (1)
-зрелость (2)
старение (3)
Задача:
Разработка и контроль за выполнением рекомендаций по созреванию детского организма, комплекс мероприятий специфических для каждого возрастного периода, в основе общность анатомо-физиологических особенностей, объединяющих детей смежных возрастов в один период.
Н.П.Гундобин выделил возрастные группы:
1. Период новорожденности
2. Грудной (до 1 года)
3. Период молочных зубов (1 – 6 лет)
4. Период старшего возраста (7 – 12 лет)
5. Период полового созревания
Дифференциация:
1. Период новорожденности (до 10 дней)
2. Грудной (до года)
3. Раннее детство (1 – 3)
4. Первое детство (4 – 8)
5. Второе детство (М: 8 – 12; Ж: 8 – 11)
6. Подростковый (М: 12 – 16; Ж: 12 - 15)
7. Юношеский (М: 17 – 21; Ж: 16 – 22)
По организационному принципу:
1. Преддошкольный (до 3 лет)
2. Дошкольный (3 – 7 лет)
3. Школьный: младший (7 – 10), средний (11 – 14), старший (15 – 18).
Основные закономерности роста и развития:
Это процессы взаимосвязанные и взаимообусловленные. Рост – количественные изменения связанные с увеличением размеров клеток, массой органов и тканей.
Развитие – качественные изменения, морфологического дифференцирования тканей и органов и их функционального совершенствования.
|
|
Закономерности:
1) Чем моложе организм, тем более интенсивны рост и развитие.
Рождение 1 год
Вес 3,0 9,0
Рост 50 см 75 см
За 1-е полгода вес увеличивается в 2 раза.
Значительные прибавки веча и роста в период полового созревания.
2) В процессе роста и развития – течение не равномерное и не к каждому возрасту свойственны определенные анатомо-физиологические особенности. Темпы роста органов и тканей не одинаковы.
1.Головной мозг 3.
2.Половые железы 1.
3.Лимфатическая система
Анатомо-физиологические особенности:
A. Опорно-двигательный аппарат, костная ткань плода имеет особенности химического состава и морфологические особенности.
Костная ткань имеет продольное строение
Искривления в грудном, поясничном, крестцовом и шейном отделах.
Изменения в позвоночнике:
-Шейный – к 7 годам.
-Поясничный – в период полового созревания.
Профилактика искривлений:
- плоская, плотная поверхность
- ношение на руках, менять положение рук, вождение за руку.
Определение и задачи гигиены детей и подростков.
Гигиена детей и подростков - медицинская наука, изучающая влияние природных и
социальных факторов на растущий организм, его взаимодействие с окружающей средой и разрабатывающая на этой основе гигиенические нормативы и требования, оздоровляющие мероприятия, направленные на укрепление здоровья, совершенствование функциональных возможностей и гармоничное развитие детей и подростков.
Особенности ГДП:
1. Является возрастной, т.е. учитывает морфологические, функциональные и психологические особенности детей на различных этапах их развития.
2. Обязательной предпосылкой допустимости (нормы) воздействия любого фактора внешней среды служит функциональная готовность (зрелость) растущего организма к этому воздействию. В связи с этим нормы в ГДП непостоянны, они меняются на различных возрастных этапах.
3. Мероприятия, которые разрабатываются на основе изучения влияния факторов внешней среды, должны быть направлены не только на сохранение и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие ребенка.
|
|
Перед гигиеной детей и подростков стоит задача дифференцированного, с учетом возраста, гигиенического нормирования факторов внешней среды. Для каждого фактора определяется возрастной интервал, в пределах которого гигиенический норматив сохраняет свое значение; эти возрастные интервалы весьма различны.
Основные проблемы, которые рассматривает ГДП:
1. Рост и развитие детского организма. Позволяет установить
- общие закономерности роста и развития организма в зависимости от биологических и социальных факторов;
- выявить влияние различных условий жизни на состояние здоровья, в том числе физическое развитие;
- провести анализ причин заболеваемости в разных возрастных группах;
- разработать мероприятия, направленные на улучшение здоровья детского и подросткового населения.
2. Гигиена деятельности детей и подростков. В раздел включены:
- разработка гигиенических основ разных видов деятельности (учебной и трудовой в различных типах детских учреждений, физического воспитания, производственного обучения, отдыха и т.п.);
- изучение проблем, связанных с сохранением и улучшением работоспособности детей и профилактикой переутомления;
- разработка режимов дня для детей всех возрастов;
- изучение влияния различных средств и форм физического воспитания на функциональное состояние, физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков; обоснование режима дня у детей, занимающихся разными видами спорта, установление эффективных форм врачебного контроля, предупреждение спортивных травм.
3. Гигиена внешней среды. Этот раздел включает
- проблемы, связанные с разработкой гигиенических основ проектирования и строительства различных типов детских и подростковых учреждений; с размещением их на территории населенных пунктов;
- вопросы, относящиеся к санитарно-техническим сооружениям, учебному и производственному оборудованию, детскому инструментарию, учебным пособиям; игрушкам и предметам детского обихода.
4. Гигиена питания детей и подростков. Изучает и разрабатывает
- роль питания как источника нормального развития и здоровья растущего организма;
- режимы и условия питания детей и подростков в различных типах учреждений;
- нормы пищевых рационов и организация школьного питания, питания в период сельскохозяйственных работ, во время экскурсий, туристических походов, в условиях производственных работ.
5. Медицинское обеспечение детей и подростков. Проводится изучение и научная разработка принципов медико-санитарного обслуживания, организация оздоровительных и противооэпидемических мероприятий, а также изучаются вопросы гигиенического воспитания.
№ 90 Возрастная периодизация. Анатомо-физиологические особенности, закономерности роста и развития, гигиенические мероприятия на этапах развития детского организма.
Отдельные этапы развития ребенка характеризуются как разной степенью зрелости и особенностями функционирования органов и систем, так и различием механизмов, определяющих взаимодействие организма с внешней средой. В ГДП в целях гигиенического нормирования различных факторов окружающей среды возникла необходимость характеристики отдельных этапов развития ребенка и определения смены границ одного этапа другим, т.е. необходимость периодизации процесса индивидуального развития.
Гундобип Н.П. 1950 год Основная классификация
1. Период новорожденности - до отпадения пуповины (первые 10 дней)
2. Грудной возраст - до 1 года
3. Период молочных зубов - 1 год - 6-7 лет
4. Период старшего детства - 8-11 лет
5. Период полового созревания - 12-17 лет
Биологическая классификация (Москва, 1965 год):
Новорожденный -1-10 дней
Грудной возраст - 10 дней - 1 год
Раннее детство - 1-3 года
Первое детство - 4-7 лет
Второе детство
мальчики -8-12 лет
девочки - 8-11 лет
Подростковый возраст
мальчики -13-16 лет
девочки -12-15 лет
Юношеский возраст
юноши -17-21 год
девушки -16-20 лет
Социальная классификация (по организационному признаку)
I. Преддошкольный (ясельный) возраст - до 3 лет
II. Дошкольный (садиковый) возраст - 3-7 лет
III. Школьный возраст
Младший: 7-10 лет
Средний: 11-14 лет
Старший: 15-18 лет
В основе возрастной периодизации лежит специфика анатомо-физиологический и психологических особенностей, специфичных для каждой возрастной группы, что позволяет разработать для детей, входящих в каждую возрастную группу свой набор или комплекс лечебных и профилактических мероприятий.
Процесс развития человеческого организма продолжается на протяжении детства, юношества и даже зрелого возраста. Однако степень изменений, происходящих в организме человека в течение всей жизни, неодинакова. Наиболее интенсивно процесс развития происходит в детские и юношеские годы и замедляется до минимума в зрелом возрасте.
Развитие ребенка - это состояние непрерывного изменения, обновления, появления новых клеток, функций, видов деятельности. Это поступательный процесс, при котором неизбежно и закономерно простые количественные изменения ведут к коренным качественным. Изменение положения тела из горизонтального в вертикальное с началом ходьбы, первые слова и дальнейшее быстрое развитие речи, превращение ребенка в подростка в период полового созревания - вот некоторые этапы в развитии человека, каждый из которых подготавливается пред-шествующим ходом роста и развития.
Рост и развитие - это 2 взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.
Рост - количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма.
Развитие - качественные изменения, морфологическая дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование.
Основные закономерности роста и развития:
1. Чем моложе детский организм, тем более интенсивно протекают процессы роста и развития.
Наиболее значительны темпы роста в раннем детском возрасте. В этот период происходит существенное увеличение основных морфологических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки). К концу 1-го года жизни рост увеличивается на 47% по отношению к первоначальному, на 2-ом году - на 13% по отношению к 1-му, на 3-ем году - на 9% по отношению к 3-му году.
2. Процессы роста и развития протекают неравномерно. Каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности.
А) Неравномерность проявляется в том, что периоды интенсивного роста не совпадают с периодами усиленной днфференцировки (на фоне интенсивного роста происходит снижение темпа развития и дифференцировки).
Б) Темпы роста и развития не одинаковы в отдельные периоды. Так, если нарастание массы и роста тела, массы сердца и некоторых других органов происходит постоянно и относительно равномерно в течение всего периода созревания, масса головного и спинного мозга к 8-10 годам почти достигает массы этих отделов у взрослого, дальнейшее ее увеличение незначительно. Лимфатическая ткань максимально развивается к 10-12 годам, затем наблюдается ее инволюция. Половые железы, наоборот, до 12-13 лет развиваются весьма незначительно, но с этого времени происходит их бурное развитие. Окончательное формирование систем органов заканчивается в разные сроки. Развитие разных систем идет не прямолинейно и не параллельно друг другу.
В) Темпы роста отдельных частей тела также различны, что приводит к изменению в процессе роста и развития пропорций тела. У новорожденного голова составляет 25%, туловище - 40%, конечности - 35%, у взрослого голова - 12,5%, туловище - 37,5% конечности -50%.
3. В протекании процессов роста и развития наблюдаются половые различия
Основные размеры тела (рост, масса тела, окружность грудной клетки) в среднем при рождении у мальчиков больше, чем у девочек. Период полового созревания (пубертатный возраст) сопровождается резкой эндокринной перестройкой и значительным усилением процессов роста и развития. Интенсивно увеличиваются масса и длина тела. У девочек предпу-бертатный период начинается раньше - в 10-12 лет. В связи с этим в 12-13 лет рост, масса тела, окружность грудной клетки у девочек превышают таковые у мальчиков. Имеет место перекрест кривых этих показателей. С момента начала периода полового созревания мальчиков (13-14 лет) рост их резко усиливается, и к 14-15 годам они вновь перегоняют девочек. Образуется 2ой перекрест кривых. Аналогично изменяется и масса тела. Этот двойной перекрест кривых возрастного изменения показателей физического развития всегда имеет место при нормальном процессе физического развития. Расстройства этого процесса, связанные с резким нарушением питания, заболеваниями, изменяют нормальный ход кривых и приводят к исчезновению или отодвиганию указанных перекрестов кривых. Некоторые функциональные показатели организма (мышечная сила, ЖЕЛ и др.) остаются у мальчиков более высокими, чем у девочек, в течение всего периода роста и развития.
Анатомо-физиологические особенности роста и развития:
73. Гигиена класса. Гигиенические требования к школьным помещениям. Типы классных комнат и гигиенические требования к классу (число учеников, размеры, общая площадь и площадь на 1 учащегося), гигиенические требования к отделке класса (стены, пол, потолок), гигиенические требования к микроклимату класса, его нормативы, гигиенические требования к освещению класса, нормативы естественного и искусственного освещения учебных классов, гигиенические требования к вентиляции (режим проветривания класса, особенности вентиляции кабинетов химии и физики).