Самая близкая к природе семиотика человека – жестикуляция и мимика, обеспечивают наполнение ритуала, танца и игры актера.
Самый древний феномен – ритуал, а самый древний компонент – знаково-физическое движение – первоисточник ритуала.
История и семантика древнего танца.
Двигательная первооснова ходьба и ее индивидуальное и устойчивое своеобразие, а также временными и окказионалыми особенностями.
Можно только предполагать, когда возник танец. Источником могут быть – эмоциональные жесты. Танец, по легендам, был подарен людям богами.
Согласно одному и мифов, танец возник в связи с рождение Зевса.
В индийской- Шива, танцуя, создал из хаоса вселенную. В танце Шива передавались три значения, три части:
· разрушение
· соединение: выражает идею мира и покоя, человек все более уходит в духовный мир
· одаривание: проникновение Шивы в сердце каждого человека и полная победа добра над злом, воспроизводство жизни и вечный цикл созидания.
В древности танец был обязательной частью ритуалов. В Греции танец был составной частью культа различных богов. Группы профессиональных танцоров танцевали во время празднеств в честь бога Марса в Риме. В Индии ритуальные танцы были монополией касты брахманов. В Древнем Египте танец изображал движение космических тел.
|
|
Огромную роль играют танцы у африканских народов: после захода солнца и танцы продолжаются до утра.
В современном мире танец из всех искусств обладает самым значительным непрофессиональным коррелятом в быту:
Функции танца:
· социально-идеолгическая: передает важное событие в жизни человека и мира(брак, полевые и хозяйственные работы, варение пива).
· магическая и ритуальная: хоровод вокруг дерева, огня, вокруг убитого зверя, круговые танцы-обереги, танцы во время засухи и мора.
· консолидирующая: важная роль – сплочение мужчин племени в одно большое тело, послушное единому ритму движения, танец наполнял энергией сплоченности воинов и охотников.
· эстетическая: красивые движения, привлекающие своей сложность и недоступностью для непрофессионалов.
· игровая: кто, кого перепляшет. Восходит к природным явлениям: путем состязания выявлялась расстановка сил между соперникам.
· эмоциональная: танец-средство воодушевления и эмоциональной разрядки. Танец как вариант коллективной психотерапии и энергетической разрядки: перические танцы спартанских юношей.
· эмоциональная – как средство физического воспитания (фельдфебелей учили танцам, капоэйра – танец/вид боевых искусств в Бразилии)
· эротическая/межгендерных отношений (балы).
Танец как важный структурный элемент быта
|
|
Дворянский быт XIX века
Жизненный уклад:
· пребывание дома
· бал – противопоставлен службе и народному отдыху
Строгая последовательность частей бала, возникновение синтактики бала.
Танец – главная часть бала.
Структурирование танцев:
· Полонез
· Вальс
· Мазурка
· Котильон
Парадный бал всегда открывался полонезом.
Вальс: 1820е годы
Мазурка составляла центральную часть бала и являлась его кульминацией.
Котильон-шаловливый танец.
Язык танца - сиюминутность творчества.
Метаязык танца тщательно разработан: написаны целые грамматики танцевального языка.
Основная единица танцевальной семиотики – па.
Па- знаки-копии.
Балет-высшая форма танца (семиотика танца+семиотика слоджных художественных форм)