Семиотика танца

Самая близкая к природе семиотика человека – жестикуляция и мимика, обеспечивают наполнение ритуала, танца и игры актера.

Самый древний феномен – ритуал, а самый древний компонент – знаково-физическое движение – первоисточник ритуала.

История и семантика древнего танца.

Двигательная первооснова ходьба и ее индивидуальное и устойчивое своеобразие, а также временными и окказионалыми особенностями.

Можно только предполагать, когда возник танец. Источником могут быть – эмоциональные жесты. Танец, по легендам, был подарен людям богами.

Согласно одному и мифов, танец возник в связи с рождение Зевса.

В индийской- Шива, танцуя, создал из хаоса вселенную. В танце Шива передавались три значения, три части:

· разрушение

· соединение: выражает идею мира и покоя, человек все более уходит в духовный мир

· одаривание: проникновение Шивы в сердце каждого человека и полная победа добра над злом, воспроизводство жизни и вечный цикл созидания.

В древности танец был обязательной частью ритуалов. В Греции танец был составной частью культа различных богов. Группы профессиональных танцоров танцевали во время празднеств в честь бога Марса в Риме. В Индии ритуальные танцы были монополией касты брахманов. В Древнем Египте танец изображал движение космических тел.

Огромную роль играют танцы у африканских народов: после захода солнца и танцы продолжаются до утра.

В современном мире танец из всех искусств обладает самым значительным непрофессиональным коррелятом в быту:

Функции танца:

· социально-идеолгическая: передает важное событие в жизни человека и мира(брак, полевые и хозяйственные работы, варение пива).

· магическая и ритуальная: хоровод вокруг дерева, огня, вокруг убитого зверя, круговые танцы-обереги, танцы во время засухи и мора.

· консолидирующая: важная роль – сплочение мужчин племени в одно большое тело, послушное единому ритму движения, танец наполнял энергией сплоченности воинов и охотников.

· эстетическая: красивые движения, привлекающие своей сложность и недоступностью для непрофессионалов.

· игровая: кто, кого перепляшет. Восходит к природным явлениям: путем состязания выявлялась расстановка сил между соперникам.

· эмоциональная: танец-средство воодушевления и эмоциональной разрядки. Танец как вариант коллективной психотерапии и энергетической разрядки: перические танцы спартанских юношей.

· эмоциональная – как средство физического воспитания (фельдфебелей учили танцам, капоэйра – танец/вид боевых искусств в Бразилии)

· эротическая/межгендерных отношений (балы).

Танец как важный структурный элемент быта

Дворянский быт XIX века

Жизненный уклад:

· пребывание дома

· бал – противопоставлен службе и народному отдыху

Строгая последовательность частей бала, возникновение синтактики бала.

Танец – главная часть бала.

Структурирование танцев:

· Полонез

· Вальс

· Мазурка

· Котильон

Парадный бал всегда открывался полонезом.

Вальс: 1820е годы

Мазурка составляла центральную часть бала и являлась его кульминацией.

Котильон-шаловливый танец.

Язык танца - сиюминутность творчества.

Метаязык танца тщательно разработан: написаны целые грамматики танцевального языка.

Основная единица танцевальной семиотики – па.

Па- знаки-копии.

Балет-высшая форма танца (семиотика танца+семиотика слоджных художественных форм)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: