Л. Ф. Уварова

Стратегические направления развития торгово-экономических отношений

России

Диверсификация товарной и отраслевой структуры торговли и развитие современных механизмов участия российских предприятий в системе современной международной торговли

Обеспечение равноправного положения России в рамках международной торговой системы и возможности использования ее потенциала для эффективного участия российской экономики в системе международной торговли товарами и услугами

Совершенствование применения инструментов защиты внутреннего рынка

Развитие инфраструктуры для интеграции российских предприятий в международную торговлю

Активизации участия России в региональных торгово-политических блоках

Совершенствование системы регулирования торговли товарами, услугами и международного инвестирования на автономной основе

Рис. 2. Стратегические направления развития торгово-экономических

отношений России

Диверсификация товарной и отраслевой структуры торговли и развитие современных механизмов участия российских предприятий в системе современной международной торговли является важней­шим фактором повышения не только конкурентоспособности, но и стабильности внешнеэкономических связей России и должно стать одним из средств сохранения их стабильности в случае снижения цен на мировых рынках сырья и топлива.

Важным направлением диверсификации экспорта должно стать развитие экспорта услуг, в первую очередь — транспортных услуг, и, в частности, в области транзита (включая наземные и воздушные пере­возки).

Расширению круга участников внешнеторговых операций и ди­версификации номенклатуры экспорта товаров и услуг должны спо­собствовать меры, связанные с включением в международные эконо-


мические отношения малого бизнеса. Этому должны способствовать как меры, связанные с развитием инфраструктуры в области экспорта в целом, так и целенаправленное содействие повышению конкурен­тоспособности предприятий малого бизнеса.

Правовое и институциональное обеспечение участия России в международном разделении труда и факторов производства, прежде всего, предусматривает обеспечение равноправного положения Рос­сии в рамках международной торговой системы и возможности ис­пользования ее потенциала для эффективного участия российской экономики в системе международной торговли товарами и услугами.

Ключевым элементом создания благоприятных торгово-полити-ческих условий для развития торговли товарами, услугами и инвес­тирования является завершение на приемлемых для России условиях процесса присоединения к многосторонней системе регулирования. Это позволит осуществить переход от двусторонней договорно-право­вой базы торговли к многосторонней, которая является основной для большинства государств мира и определяет развитие международной торговли (косвенно этот шаг может способствовать также улучшению инвестиционного климата).

Совершенствование применения инструментов защиты внутрен­него рынка является важнейшим условием предотвращения или уст­ранения неблагоприятных последствий, связанных с искажениями конкурентной среды или применениями методов недобросовестной конкуренции в международной торговле, а также средством регули­рования условий доступа на внутренний рынок с учетом торгово-по-литических условий и структурных особенностей национальной эко­номики. Значение повышения качества работы в данном направлении определяется необходимостью обеспечения совместимости законода­тельства и практики с международно-признанными нормами и пра­вилами.

Наиболее важным направлением в данной области является рас­ширение эффективного применения действующего законодательства в области антидемпинговых, компенсационных и защитных мер, ко­торое потребует соответствующего кадрового обеспечения.

Импортный тариф России после присоединения к ВТО будет долгосрочно стабилен, что создаст дополнительные элементы пред­сказуемости для экономических операторов и инвесторов. Примене­ние нетарифных мер регулирования будет осуществляться на основе действующего российского законодательства, которое обеспечивает соответствие нормам и правилам многосторонней системы и позво­лит применять данные меры без ущерба для развития международной торговли на транспарентной и недискриминационной основе.


Развитие инфраструктуры для интеграции российских предпри­ятий в международную торговлю и движение факторов производства является важной предпосылкой успешного развития торговли и ин­вестирования и фактором повышения конкурентоспособности. Сре­ди направлений, связанных с предпринимательской деятельностью, можно выделить следующие:

- развитие элементов инфраструктуры в области транспорта, те­
лекоммуникаций, доступа к информационным ресурсам;

- развитие механизмов делового сотрудничества в форме ассоци­
аций экспортеров (в особенности с участием малого бизнеса), которые
могли бы обеспечить консультации, юридическую помощь, содейство­
вать участию в выставках, представлять интересы за рубежом, осу­
ществлять рекламу и т. п.;

- развитие рынка услуг, связанных с экспортной деятельностью.
Повышению конкурентоспособности российских предприятий

также может способствовать развитие законодательства в области электронной коммерции (совершенствование законодательства об электронно-цифровой подписи).

Важнейшей предпосылкой использования и развития конкурен­тных преимуществ и имеющихся ресурсов в международной торговле является развитие образования, подготовки и переподготовки кадров в области торговой политики и международного бизнеса. Основны­ми направлениями подготовки кадров являются: применение инс­трументов торговой политики, применение мер защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров. Укрепление кадрового состава требуется как для государственных органов на федеральном уровне, так и, в значительной мере, для предприятий, осуществляющих вне­шнеторговую деятельность.

Необходимо совершенствование системы статистики в области торговли товарами, услугами и иностранных инвестиций и механиз­мов распространения такой информации.

Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков сбыта товаров и услуг потребует развития двусторонних отношений и акти­визации участия России в региональных торгово-политических блоках. Участие в интеграционных процессах и либерализация торговли и дви­жения факторов производства в рамках региональных объединений яв­ляется важнейшим фактором развития внешнеэкономических связей и повышения конкурентоспособности в рамках мирового рынка.

Повышению конкурентоспособности России в рамках мирового рынка также будет способствовать диверсификация географической структуры экспорта и развитие новых рынков в рамках двусторонних отношений (рис. 3).


Повышение конкурентоспособности России в рамках мирового рынка



Диверсификация географической структуры экспорта и развитие

новых рынков сбыта

Обеспечение торгово - Реализация мер по Контроль за
политической и выявлению случаев выполнением
юридической поддержки дискриминации торговыми
российских экспортеров российских партнерами
и инвесторов за экспортеров и своих
рубежом, включая инвесторов, обязательств по
повышение эффективному международным
эффективности содействию торговым
деятельности торговых устранения мер, соглашениям
представительств препятствующих  
России доступу на рынок  

Рис. 3. Повышение конкурентоспособности России в рамках

мирового рынка

Особое значение следует придать развитию сотрудничества со странами со стремительно развивающимися экономиками как в об­ласти обеспечения доступа на рынок этих стран, так и в форме сотруд­ничества с компаниями этих стран на третьих рынках, в том числе в форме реализации совместных инвестиционных проектов и совмест­ных производств.

Участие в региональных экономических блоках и группировках становится все более важным направлением развития российской торговой политики.

В рамках СНГ приоритетными направлениями будут следующие:

- завершение формирования полномасштабной зоны свободной
торговли;

- повышение эффективности использования топливно-энергети­
ческого комплекса, рационализация системы обеспечения топливно-
энергетическими и водными ресурсами на основе применения рыноч­
ных механизмов взаиморасчетов;

- совместное освоение топливно-энергетических и других сырье­
вых ресурсов, решение проблем их поставок и транзита;

- создание условий для технического перевооружения произ­
водства с широким использованием продукции, выпускаемой в го­
сударствах-участниках СНГ на базе производственной кооперации и
налаживание инвестиционного сотрудничества;


- повышение эффективности использования национальных
транспортных комплексов на основе реализации долгосрочной согла­
сованной политики углубления производственной кооперации в об­
ласти транспорта, создания благоприятных условий для транзитных
перевозок грузов и пассажиров, развития и скоординированного при­
менения новых технологий, обеспечивающих повышение безопаснос­
ти перевозок;

- разработка и реализация наиболее перспективных совмест­
ных программ и проектов;

- формирование в Содружестве более открытой конкурентоспо­
собной среды в целях повышения конкурентоспособности товаров и
услуг;

- сотрудничество в борьбе с организованной преступностью,
терроризмом, незаконной миграцией, а также взаимодействие в об­
ласти противодействия легализации преступных доходов и финанси­
рованию терроризма;

- сотрудничество в гуманитарной и социальной сферах;

- взаимодействие в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в об­
ласти экологии и охраны окружающей среды.

Сотрудничество в рамках ЕврАзЭС будет развиваться по следу­ющим направлениям:

- формирование условий для создания таможенного союза;

- проведение согласованной экономической политики;

- формирование и совместное развитие энергетического рын­
ка, Транспортного союза и реализация транзитного потенциала
ЕврАзЭС;

- взаимодействие в агропромышленном секторе;

- формирование общего рынка услуг;

- формирование общего финансового рынка и развитие валют­
ной интеграции;

- сотрудничество в социально-гуманитарной сфере и в области
миграционной политики.

Важнейшим направлением остается развитие ЕЭП, а также вы­полнение согласованных планов формирования договорно-правовой базы, обеспечивающей единое экономическое пространство в соот­ветствии с достигнутыми договоренностями и с учетом особенностей, темпов и направлений развития гармонизации национального зако­нодательства стран-участниц.

В Союзном государстве намечено осуществлять единую полити­ку в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов. Предусматривается введение единых принципов взима-


ния налогов, независимо от места нахождения налогоплательщиков в рамках территории Союзного государства.

Совершенствование системы регулирования торговли товарами, услугами и международного инвестирования на автономной основе позволит улучшить практику применения мер в области регулирова­ния торговли товарами и услугами с учетом специфики развития рос­сийских внешнеэкономических связей и законодательства.

Одним из направлений в данной области станет совершенство­вание мер в области регулирования перемещения товаров через тамо­женную границу физическими лицами в направлении дальнейшего упорядочения и сокращения неорганизованной торговли.

Таким образом, основные направления развития торгово-эко­номических отношений России в настоящее время весьма разнооб­разны, их реализация в перспективе призвана еще больше укрепить внешнеторговое партнерство и сотрудничество с иностранными госу­дарствами.

Л. Ф. Уварова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: