1. Рецензия на работы учащихся по русскому языку должна соответствовать «Общим положениям о рецензии».
2. Текст рецензии должен быть образцом грамотной литературной речи, понятной ученику.
3. Анализ ответа проводится в соответствии с учётом психофизических возможностей ученика.
4. При анализе и оценке ответа ученика по русскому языку и литературе дополнительно учитываются следующие критерии:
а) степень самостоятельности выполнения работы (работа, выполненная с помощью учителя, родителя или любого другого чеповека, не может быть оценена на высший балл - в рецензии учитель обязательно должен обосновать оценку; в случае выявления несамостоятельного выполнения работы в рецензии необходимо привести доказательства полного или частичного заимствования текста из какого-либо источника);
б) способности ученика, его индивидуальная образовательная траектория и текущие достижения в изучении предмета;
в) глубина усвоения теоретического материала и идейного содержания художественного произведения (для ответа по литературе);
|
|
г) соответствие объёма и качества проделанной работы теме опроса (задания);
д) использование учеником дополнительных материалов;
е) грамотность (наличие ошибок по русскому языку не позволяет оценить работу по литературе на высший балл);
ж) культура оформления работы.
Примечание. При оценивании работ (особенно в выпускных классах) помимо субъективной оценки достижений ученика следует придерживаться общепринятых «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
В рецензии по литературе не допускается:
- цитировать работу ученика с его же ошибками;
- принимать концептуально неверное изречение за оригинальное суждение ученика;
- подменять школьный анализ художественных произведений включением в текст рецензии больших фрагментов критических статей, научных исследований (анализ программных произведений проводится индивидуально в диалоге «учитель - ученик»);
- подменять литературный анализ работы ученика комментированием ошибок по русскому языку (орфографические и языковые ошибки учитель литературы исправляет, помечая красным, но не проводит их анализ).
3. Типы рецензий
Можно выделить два типа рецензии: обучающую и итоговую.
Обучающая рецензия создаётся на первоначальный ответ ученика, содержащий ошибки и недочёты, и последующие ответы, представляющие собой работу над ошибками. Данная рецензия включает объяснение промежуточных оценок (или невозможность оценки), рекомендации по исправлению допущенных ошибок и советы по применению полученных знаний по теме.
Итоговая рецензия является аргументацией выставления окончательной оценки за выполненную работу и является заключительной в цепочке обучающих рецензий.