Причины отклонений в развитии ребенка. Врожденные и приобретенные аномалии развития

Причины: генные мутации, хромосомные болезни, наследственные заболевания ЦНС, воздействия факторов окружающей среды, резус конфликт, употребление лекарственных средств, алкоголя, сигарет, наркотиков во время беременности, асфексия, гипоксия.

Врожденные пороки развития плода можно разделить на две большие группы - наследственно обусловленные (то есть заложенные в генах и хромосомах, передающиеся по наследству) и собственно врожденные (приобретенные в ходе внутриутробного развития). Наследственные: гемофилия, дальтонизм, болезнь Дауна, фенилкетонурия.

Врожденные: грыжи, Незаращение верхней губы (заячья губа), Незаращение неба (волчья пасть), врожденный порок сердца.

Дети с нарушениями речи. Нарушения звукопроизношения (понятие дислалии), фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи (понятия алалии, афазии). Коррекция речевых нарушений у детей.

Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), токсикоз, несовместимость крови матери и ребёнка, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.).

Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность.

Нарушения устной речи

Расстройства фонационного оформления речи:

заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,

дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,

дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обус­ловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:

алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органи­ческого поражения речевых зон коры головного мозга,

афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Нарушения письменной речи

дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процессов чтения,

дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС. =>Плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы.

Детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока.

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Специальная школа V вида предназначена для образования детей с тяжелыми нарушениями речи.

Логопедическая работа строиться с учетом дефекта.

Работа ведется по развитию фонематического слуха, постановка речевого дыхания, развитие подвижности органов артикуляции, формирование правильных артикуляционных укладов постановка звуков, последующая их автоматизация и дифференциация, работа по развитию словаря и грамматического строя речи.

Компоненты комплексного метода:

1)– благоприятная окружающая обстановка и хорошее отношение к ребенку.

2)Режим дня и рациональное питание.

3)Лечение медицинским воздействием.

4)Непосредственное логопедическое воздействие:

- нормализация речевой моторики, расслабление органов и артикуляции.

- нормализация темпа и плавности речи.

- нормализация психической деятельности ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: