Одна из сильнейших уловок в споре - это внушение. Особенно огромна его роль в устном споре. Тот, кто обладает громким, внушительным голосом, говорит спокойно, отчетливо, уверенно, авторитетно, имеет представительную внешность и манеры, обладает, при прочих равных условиях огромным преимуществом в устном споре. Он невольно импонирует всем присутствующим.
Кто глубоко убежден в своей правоте и умеет выразить эту непоколебимую твердость тоном, манерой говорить и выражением лица, тот обладает также большой внушающей силой, что действует даже на противника, особенно такого, у которого этой убежденности нет. Уверенный тон и манеры часто доказательнее самого основательного довода.
Эта "внешняя убедительность" и ее сила известны каждому по опыту. В них секрет успеха проповедей многих фанатиков. Подобной уловкой пользуются искусные ораторы, и в споре она - одна из самых сильных. Политики-популисты нещадно эксплуатируют этот прием.
Показательны высказывания некоторых пенсионеров из числа малообразованных телезрителей и радиослушателей, которые говорят о некоторых политиках-популистах примерно так: "Я ничего не понимаю в том, что он говорит, но я ему верю..."
|
|
Работа "на публику"
Особенно действует внушение на слушателей дискуссии. Если спор мало-мальски отвлеченный или выходит пределы того, что присутствующие знают хорошо, в этом случае они не вникают в доводы и не напрягают внимание, не стремясь схватить суть того, о чем говорится, особенно, если рассуждения длинны.
Когда у свидетеля дискуссии уже сложилось определенное убеждение по разбираемому вопросу, он обычно не слушает противоположных доводов. Если таковое отсутствует и спор не задевает очень близких ему интересов, слушатель, определяя, на чьей стороне победа, руководствуется внешними признаками. Именно такого рода слушатели - наиболее подходящий материал для внушения в споре.
Сегодня самый массовый "потребитель" споров - телезрители. Словесные баталии политиков многим из них непонятны. Особенно речи с использованием таких слов, как "легитимность", "менталитет", "секвестр", "консенсус", "дефолт" и т.п. Вот тут-то и становится решающим обстоятельством работа "на публику". Кто более всего производит впечатление убежденного в своей правоте человека, тому и больше верят.