За основу организации процесса утилизации НК класса «Адмирал Ушаков» на предприятии ЦС «Звездочка» будет принят этапно-позиционный метод, обеспечивающий выполнение работ по утилизации в определенной последовательности, на отдельных позициях.
При проработке технологических решений по выгрузке отработавшее ядерного топлива и утилизации НК класса «Адмирал Ушаков» на ЦС «Звездочка» были предложены три варианта утилизации корабля после выгрузки ОЯТ.
Вариант I. Разрезка корпуса на плаву на две части до габаритов, позволяющих провести постановку блоков корпуса корабля в док-камеру предприятия на секционную утилизацию, и формирование блока реакторного отсека (БРО) на твёрдом основании.
Вариант II. Разрезка корпуса на плаву на три части с выделением БРО (с прилегающими к нему конструкциями) и носового и кормового блоков.
Вариант III (в порядке обсуждения). Вырезка паропроизводящей установки (ППУ) в составе прочноплотной выгородки, выгрузка с использованием берегового или плавучего крана на транспортную баржу и последующая утилизация корабля. Транспортирование ППУ в составе прочноплотной выгородки для передачи в береговое хранилище на длительное хранение.
По вариантам I и II последовательность работ по утилизации НК класса «Адмирал Ушаков» будет выглядеть следующим образом:
- подготовка корабля к выгрузке ОЯТ;
- выгрузка ОЯТ. Отправка ОЯТ на площадку временного хранения ОЯТ на ЦС «Звездочка»;
- Отправка ОЯТ на ПО «Маяк»;
- консервация атомной паропроизводящей установки;
- обращение с РАО;
- демонтаж, утилизация конструкций надстройки, комплексов вооружения и спецтехники, электрооборудования, трубопроводных систем, оборудования помещений;
- демонтаж, утилизация верхней части корпуса корабля до уровня непроницаемых палуб, находящихся выше ватерлинии, с выгрузкой оборудования, устройств и аппаратуры из отсеков, в том числе из машинно-котельных отделений через вскрываемые съемные листы;
- подготовка корпуса к разрезке на части на плаву (устранение протечек, герметизация переборок в районе линий реза корпуса, установка штатных и, при необходимости, технологических заглушек, прием балласта и т. п.);
- разрезка корпуса НК на плаву по линиям реза (по I варианту - на два блока; по II варианту - на три блока) согласно проектно-конструкторской документации;
- подготовка частей корпуса к постановке в док-камеру ЦС «Звездочка»[6];
- постановка частей корпуса корабля в док-камеру. Разрезка корпусных конструкций на крупные секции и последующая разделка на металлолом с демонтажом и выгрузкой оборудования, механизмов, устройств и т. п.;
- формирование БРО, подготовка его к хранению на плаву. Установка буксирного, швартовного и леерного устройств, монтаж переходных площадок, марок углубления, окраска. Спуск сформированного БРО на воду и транспортирование в пункт временного хранения (ПВХ);
- сбор, переработка и хранение на спецплощадке вредных и токсичных отходов, образующихся при утилизации НК класса «Адмирал Ушаков».
При выполнении утилизации по варианту III этапы работ будут выглядеть следующим образом:
- подготовка корабля к выгрузке БРО. Установка необходимых защитных барьеров, прием балласта и т. п.;
- выгрузка БРО из корпуса корабля с использованием берегового или плавучего крана. Погрузка БРО на транспортную баржу;
- формирование БРО для длительного хранения. Транспортирование на барже сформированного БРО в ПДХ;
- разрезка корпуса НК на плаву по линиям реза согласно проектно-конструкторской документации;
- подготовка частей корпуса к постановке в док-камеру МП «Звездочка»[7];
- постановка частей корпуса НК класса «Адмирал Ушаков» в док-камеру. Разрезка корпусных конструкций на крупные секции и последующая разделка на металлолом с демонтажом и выгрузкой оборудования, механизмов, устройств и т. п.;
- сбор, переработка и хранение на спецплощадке вредных и токсичных отходов, образующихся при утилизации НК класса «Адмирал Ушаков».
Существенным отличием конструкции надводных кораблей от конструкции подводных лодок является большое количество на НК агрегатов, элементов и узлов из алюминиево-магниевого сплава. С учетом высокой горючести этого сплава и большого объема работ по его резке необходима разработка мероприятий по технологии выполнения этих работ.
Другой особенностью утилизации НК с ЯЭУ класса «Адмирал Ушаков» в отличие от утилизации АПЛ является большой объем работ, выполняемых на высоких отметках конструкции, что потребует разработки мероприятий по организации этих работ и соответствующей оснастки.
Анализ мощностей ЦС «Звездочка» по объемам переработанного металлолома при утилизации АПЛ (табл. 68) подтверждает готовность предприятия переработать металлолом, образующийся при утилизации корабля.
Таблица 68