АПЛ и НК с ЯЭУ «Адмирал Ушаков»

За основу организации процесса утилизации НК класса «Адмирал Ушаков» на предприятии ЦС «Звездочка» будет принят этапно-позиционный метод, обеспечивающий выполнение работ по утилизации в определенной последовательности, на отдельных позициях.

При проработке технологических решений по выгрузке отработавшее ядерного топлива и утилизации НК класса «Адмирал Ушаков» на ЦС «Звездочка» были предложены три варианта утилизации корабля после выгрузки ОЯТ.

Вариант I. Разрезка корпуса на плаву на две ча­сти до габаритов, позволяющих провести постанов­ку блоков корпуса корабля в док-камеру предпри­ятия на секционную утилизацию, и формирование блока реакторного отсека (БРО) на твёрдом основа­нии.

Вариант II. Разрезка корпуса на плаву на три час­ти с выделением БРО (с прилегающими к нему кон­струкциями) и носового и кормового блоков.

Вариант III (в порядке обсуждения). Вырезка паропроизводящей установки (ППУ) в составе прочноплотной выгородки, выгрузка с использованием берегового или плавучего крана на транспортную баржу и последующая утилизация корабля. Транс­портирование ППУ в составе прочноплотной выго­родки для передачи в береговое хранилище на дли­тельное хранение.

По вариантам I и II последовательность работ по утилизации НК класса «Адмирал Ушаков» будет выг­лядеть следующим образом:

- подготовка корабля к выгрузке ОЯТ;

- выгрузка ОЯТ. Отправка ОЯТ на площадку вре­менного хранения ОЯТ на ЦС «Звездочка»;

- Отправ­ка ОЯТ на ПО «Маяк»;

- консервация атомной паропроизводящей ус­тановки;

- обращение с РАО;

- демонтаж, утилизация конструкций надстрой­ки, комплексов вооружения и спецтехники, электрооборудования, трубопроводных систем, оборудо­вания помещений;

- демонтаж, утилизация верхней части корпуса корабля до уровня непроницаемых палуб, находящихся выше ватерлинии, с выгрузкой оборудования, устройств и аппаратуры из отсеков, в том числе из машинно-котельных отделений через вскрываемые съемные листы;

- подготовка корпуса к разрезке на части на пла­ву (устранение протечек, герметизация переборок в районе линий реза корпуса, установка штатных и, при необходимости, технологических заглушек, при­ем балласта и т. п.);

- разрезка корпуса НК на плаву по линиям реза (по I варианту - на два блока; по II варианту - на три блока) согласно проектно-конструкторской документации;


- подготовка частей корпуса к постановке в док-камеру ЦС «Звездочка»[6];

- постановка частей корпуса корабля в док-ка­меру. Разрезка корпусных конструкций на крупные секции и последующая разделка на металлолом с демонтажом и выгрузкой оборудования, механиз­мов, устройств и т. п.;

- формирование БРО, подготовка его к хра­нению на плаву. Установка буксирного, швартов­ного и леерного устройств, монтаж переходных площадок, марок углубления, окраска. Спуск сформированного БРО на воду и транспортирование в пункт временного хранения (ПВХ);

- сбор, переработка и хранение на спецпло­щадке вредных и токсичных отходов, образующих­ся при утилизации НК класса «Адмирал Ушаков».

При выполнении утилизации по варианту III эта­пы работ будут выглядеть следующим образом:

- подготовка корабля к выгрузке БРО. Установ­ка необходимых защитных барьеров, прием бал­ласта и т. п.;

- выгрузка БРО из корпуса корабля с использо­ванием берегового или плавучего крана. Погрузка БРО на транспортную баржу;

- формирование БРО для длительного хране­ния. Транспортирование на барже сформированного БРО в ПДХ;

- разрезка корпуса НК на плаву по линиям реза согласно проектно-конструкторской документации;

- подготовка частей корпуса к постановке в док-камеру МП «Звездочка»[7];

- постановка частей корпуса НК класса «Адми­рал Ушаков» в док-камеру. Разрезка корпусных кон­струкций на крупные секции и последующая разделка на металлолом с демонтажом и выгрузкой оборудования, механизмов, устройств и т. п.;

- сбор, переработка и хранение на спецплощад­ке вредных и токсичных отходов, образующихся при утилизации НК класса «Адмирал Ушаков».

Существенным отличием конструкции надвод­ных кораблей от конструкции подводных лодок является большое количество на НК агрегатов, элементов и узлов из алюминиево-магниевого сплава. С учетом высокой горючести этого сплава и большого объема работ по его резке не­обходима разработка мероприятий по техноло­гии выполнения этих работ.

Другой особенностью утилизации НК с ЯЭУ класса «Адмирал Ушаков» в отличие от утилизации АПЛ является большой объем работ, выполняемых на высоких отметках конструкции, что потребует раз­работки мероприятий по организации этих работ и соответствующей оснастки.

Анализ мощностей ЦС «Звездочка» по объемам переработанного металлолома при утилизации АПЛ (табл. 68) подтверждает готовность предприя­тия переработать металлолом, образующийся при утилизации корабля.

Таблица 68


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: