· Этот вопрос вызывает наибольшее количество споров в Христологии;
· Невозможно логического объяснения;
· Вопрос божественности Христа – основополагающий вопрос христианства.
Все ереси связаны с попытками рационально понять Бога, хотя мы не можем своим слабым разумом осознать всю полноту Божественности. Чтобы извлечь смысл Священного Писания нужно проникнуться всем духом Священного Писания.
Евиониты:
ü Группа христиан из евреев 1-2 вв.;
ü Настаивали на необходимости обрезания;
ü Отвергали непорочное зачатие;
ü Отрицали авторитет посланий Павла;
ü Иисус был обычным человеком, в котором присутствовала и активно действовала Божья сила.
Арианство:
ü Учение александрийского пресвитера Ария (IV в.);
ü Основные предпосылки:
o Единство Бога;
o Понимание Бога, как абсолюта;
o Трансцендентность Бога;
o «Было время, когда Его (Сына) не было».
ü Арианство Библейские предпосылки:
o Указания на сотворенность:
§ «Господь имел Меня началом пути Своего» (Пр. 8:22);
|
|
§ «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.» (Деян 2:36);
§ (Кол. 1:15)
o Арианство: Христос ниже Отца:
§ (Ин. 14:28)
§ (Мк. 13:32)
§ (Ин. 17:3)
ü Арианство выводы:
o Сын – творение Божье;
o Сын – посредник между Богом и тварным миром;
o Сын не единосущный и не совечен с отцом
Учение Ария осуждено на Первом Вселенском Соборе в 325 г.
Учение о Божественности Христа в Новое Время:
Влияние эпохи Просвещения;
«Культ» разума. «Все, что объясняется человеческим разумом, то принимается, а то, что не объясняется недостойно пребывать в разуме»;
Развитие унитарных идей;
Создание в 1825 г. Американской Унитарной ассоциации;
Унитарии утверждали, что догмат о Троице «не соответствует Библии и противоречит разуму».
Свидетели Иеговы:
Ø Утверждают, что догмат о триедином Боге учит вере в трех Богов, т.е. политеизму;
Ø Отрицают божественность Христа;
Ø Христос - «наивысшее создание Бога, Его первое творение, самое любимое из всего, Им созданного» (Let God be True, Brooklyn, 1952, 33);
Ø Святой Дух – это невидимая сила Всемогущего Бога.
Влияние уритарианства на пионеров адвентизма:
v Christian Collection;
v Джеймс Уайт, Иосиф Бейтс и др.
v Елена Уайт, выйдя из методистской церкви.
Самоосознание Иисуса:
· Утверждение особых, исключительных отношений с Богом «Я и Отец -одно» (Ин. 10:30);
· «Иисус сказал ему: столько времени я с вами» (Ин 14:9);
· Утверждение Своего предсуществования:
o Ин. 8:58; Ср. Исх. 3: 14-15.
o Ин. 3:13; Ср. Лк. 11:2.
· Право прощать грехи:
o Мк. 2:7,10;
· Обладание властью законодателя:
o Мк. 2:27,28; (Суббота – дар человеку; А фарисеи сделали дар бременем.)
|
|
· Осознание себя Сыном Божьим:
o Ин 19:7;
o Ин. 5:18;
o Ответ Иисуса в Мф. 26:64-65.
· Власть над ангелами, власть над Царством Божьим:
o Мф. 13:41;
o Лк. 15:10;
· Право судить мир:
o Мф. 25:31-32;
· Принятие исповеди учеников:
o Ин 20:28,29;
· Власть над смертью:
o Ин 5:21;
o Ин 11:25;
Послания:
· Пролог Евангелия от Иоанна:
o Θεος εν ο Λογος, поставив первым слово Θεος, Иоанн придал ему особую силу; Он определил слово, как Божественное и в то же время установил различие установил различие между Словом и Богом.
· Послание к Евр.
o 1:8,9; Автор цитирует Пс 44:7,8 и для обращения к Сыну использует слово «Боже».
· Послание к Колосянам:
o Кол. 1:15;
o Кол. 1:17;
o Кол. 2:9 «…вся полнота (ηλεπομα)…»;
· Послание к Филиппийцам:
o Фил 2:6 «… будучи образом (μορφη) Божьим…»; μορφη как в классическом, так и в библейском греческом языке означает «Суть той или иной вещи или явление».
o Фил 2:10; Ср. Ис 45:22-23.
· Другие послания Павла:
o 2 Тим. 4:1; см. правило экзегетического анализа «και»; Если 2 слова объединены союзом «και» и перед первым словом стоит артикль, то эти 2 слова относятся к одному и тому же. Тит. 2:13; Еф. 5:5; 2 Петр. 1:1-2.
o 2 Кор 5:10; Павел утверждает прерогативу Христа судить мир.
o Рим 9:5;
o Откр. 1:8;
o Откр. 2:8;
o Откр. 4:2,8;
o Откр. 21:5-7;
Свидетельства Духа Пророчества:
· «Он был равен с Богом» Св-ва, 2:200;
· Великая Борьба, 524;
· Review and Gerald, 5 апреля. 1906 г.;
· Желание Веков, 530;
Тексты неправильно истолковывающиеся антитринитариями либо тритеистами:
· Предварительные замечания:
o Следует помнить о том, что в Св. Писании Христос представлен одновременно и как бог, и как человек;
o Большая часть христологического материала Библии посвящена Сыну Божьему в Его воплощенном (умаленном, уничиженном) состоянии;
o Следует учитывать особенности еврейского мышления;
o Ограниченность рационалистского подхода.
· Ин. 3:16.
o Μονογενες от μονος (один) и γενος (род, вид) означает «единственный в своем роде», «уникальный».
o Слово никак не связано с греческим глаголом γενναω (рождать).
o Встречается в Н.З. 9 раз, из них 5 раз по отношению к Иисусу Христу (Ин. 1:14,18; 3:16,18; 1 Ин. 4:9).
o Значение μονογενες (в этом слове нет идеи рождения).
§ Лк. 7:12;
§ Лк. 8:42;
§ Лк. 9:38;
§ Евр. 11:17; Почему по отношению к Исааку используется это понятие, если у Авраама Исаак не был единственным. Для этого следует посмотреть в Быт. 22:2,12 «Бог сказал: возьми сына твоего единственного твоего, которого ты любишь, Исаака» Исаак – сын обетования, особенный.
· Кол 1:15 «… рожденный прежде всякой твари».
o Πρωτοτοκος от Πρωτος (первый) и τικτω (рождаю) – первородный или первенец.
o Понятие «первородства» играло огромную роль в израильском обществе, означая целый ряд преимуществ, а также ответственностей.
§ «Первородный» представлял отца;
§ Был священником в семье;
§ Был вождем, защитником, избавителем для свой семьи;
§ Очень часто это понятие использовалось в фигуральном смысле.
§ Пс. 88:21,28; ср. 1 Цар. 16:10-12. Исх. 4:22; ср. Быт 25:25-26. Иер. 31:9; ср. Быт. 41:50-52. Из этих текстов следует вывод: Первородство дается Богом.
§ Первенец из мертвых. Потому, что Его воскресение уникально, Он Своей смертью и своим воскресением попрал саму смерть, Он победил её.
· Откр 3:14 «Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия…».
o Более точный перевод – «Начало творению Божию» или «Правящий творением Божьим».
· Выражение «Сын Божий» в Библии:
o Слово «Сын» часто используется в значении «потомок» (Мф. 1:20 «Иосиф, сын Давидов»; 27:9 «сыны Израиля»).
o Часто используется фигурально, подчеркивая принадлежность, сходство.
§ Гал. 3:7 «верующие суть сыны Авраама»;
|
|
§ Мф. 13:38 «сыны царства и сыны лукавого»;
o Слово сын, как рожденный – тупиковый путь, потому что если смотреть по нашим человеческим меркам, сын должен родиться от жены, и т.д. много нюансов…
o Выражение «Сын» и «Отец» применительно к Божеству указывает не на биологическую зависимость, а на близость отношений.
· Евр 1:5 «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (см. Пс. 2:7)
o Первоначально эти слова относились к сыну Давида Соломону
§ 1 Пар. 17:13;
§ 2 Цар. 7:14;
o Евр. 1:5 (Пс 2:7). Этот мессианский текст указывает на основные аспекты спасительного служения Иисуса Христа, связанного
§ С воплощением: «а как дети причастны к плоти, то и Он также воспринял оные» (Евр. 2:14);
§ С обретением Первосвященнического статуса: «так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»,… быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр 5:5-10).
§ С воскресением из мертвых: «Но Бог воскресил Его из мертвых…, и мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детями их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Деян. 13:30-33).
· Заключение:
o В Священном Писании более чем достаточно свидетельств в защиту божественности Христа;
o Свидетельства Библии о божественности Сына и Отца должны приниматься верою, а не в акте логического осмысления только.
o Первично Божье откровение, а не человеческая логика.