Божественность Христа

· Этот вопрос вызывает наибольшее количество споров в Христологии;

· Невозможно логического объяснения;

· Вопрос божественности Христа – основополагающий вопрос христианства.

Все ереси связаны с попытками рационально понять Бога, хотя мы не можем своим слабым разумом осознать всю полноту Божественности. Чтобы извлечь смысл Священного Писания нужно проникнуться всем духом Священного Писания.

Евиониты:

ü Группа христиан из евреев 1-2 вв.;

ü Настаивали на необходимости обрезания;

ü Отвергали непорочное зачатие;

ü Отрицали авторитет посланий Павла;

ü Иисус был обычным человеком, в котором присутствовала и активно действовала Божья сила.

Арианство:

ü Учение александрийского пресвитера Ария (IV в.);

ü Основные предпосылки:

o Единство Бога;

o Понимание Бога, как абсолюта;

o Трансцендентность Бога;

o «Было время, когда Его (Сына) не было».

ü Арианство Библейские предпосылки:

o Указания на сотворенность:

§ «Господь имел Меня началом пути Своего» (Пр. 8:22);

§ «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.» (Деян 2:36);

§ (Кол. 1:15)

o Арианство: Христос ниже Отца:

§ (Ин. 14:28)

§ (Мк. 13:32)

§ (Ин. 17:3)

ü Арианство выводы:

o Сын – творение Божье;

o Сын – посредник между Богом и тварным миром;

o Сын не единосущный и не совечен с отцом

Учение Ария осуждено на Первом Вселенском Соборе в 325 г.

Учение о Божественности Христа в Новое Время:

Влияние эпохи Просвещения;

«Культ» разума. «Все, что объясняется человеческим разумом, то принимается, а то, что не объясняется недостойно пребывать в разуме»;

Развитие унитарных идей;

Создание в 1825 г. Американской Унитарной ассоциации;

Унитарии утверждали, что догмат о Троице «не соответствует Библии и противоречит разуму».

Свидетели Иеговы:

Ø Утверждают, что догмат о триедином Боге учит вере в трех Богов, т.е. политеизму;

Ø Отрицают божественность Христа;

Ø Христос - «наивысшее создание Бога, Его первое творение, самое любимое из всего, Им созданного» (Let God be True, Brooklyn, 1952, 33);

Ø Святой Дух – это невидимая сила Всемогущего Бога.

Влияние уритарианства на пионеров адвентизма:

v Christian Collection;

v Джеймс Уайт, Иосиф Бейтс и др.

v Елена Уайт, выйдя из методистской церкви.

Самоосознание Иисуса:

· Утверждение особых, исключительных отношений с Богом «Я и Отец -одно» (Ин. 10:30);

· «Иисус сказал ему: столько времени я с вами» (Ин 14:9);

· Утверждение Своего предсуществования:

o Ин. 8:58; Ср. Исх. 3: 14-15.

o Ин. 3:13; Ср. Лк. 11:2.

· Право прощать грехи:

o Мк. 2:7,10;

· Обладание властью законодателя:

o Мк. 2:27,28; (Суббота – дар человеку; А фарисеи сделали дар бременем.)

· Осознание себя Сыном Божьим:

o Ин 19:7;

o Ин. 5:18;

o Ответ Иисуса в Мф. 26:64-65.

· Власть над ангелами, власть над Царством Божьим:

o Мф. 13:41;

o Лк. 15:10;

· Право судить мир:

o Мф. 25:31-32;

· Принятие исповеди учеников:

o Ин 20:28,29;

· Власть над смертью:

o Ин 5:21;

o Ин 11:25;

Послания:

· Пролог Евангелия от Иоанна:

o Θεος εν ο Λογος, поставив первым слово Θεος, Иоанн придал ему особую силу; Он определил слово, как Божественное и в то же время установил различие установил различие между Словом и Богом.

· Послание к Евр.

o 1:8,9; Автор цитирует Пс 44:7,8 и для обращения к Сыну использует слово «Боже».

· Послание к Колосянам:

o Кол. 1:15;

o Кол. 1:17;

o Кол. 2:9 «…вся полнота (ηλεπομα)…»;

· Послание к Филиппийцам:

o Фил 2:6 «… будучи образом (μορφη) Божьим…»; μορφη как в классическом, так и в библейском греческом языке означает «Суть той или иной вещи или явление».

o Фил 2:10; Ср. Ис 45:22-23.

· Другие послания Павла:

o 2 Тим. 4:1; см. правило экзегетического анализа «και»; Если 2 слова объединены союзом «και» и перед первым словом стоит артикль, то эти 2 слова относятся к одному и тому же. Тит. 2:13; Еф. 5:5; 2 Петр. 1:1-2.

o 2 Кор 5:10; Павел утверждает прерогативу Христа судить мир.

o Рим 9:5;

o Откр. 1:8;

o Откр. 2:8;

o Откр. 4:2,8;

o Откр. 21:5-7;

Свидетельства Духа Пророчества:

· «Он был равен с Богом» Св-ва, 2:200;

· Великая Борьба, 524;

· Review and Gerald, 5 апреля. 1906 г.;

· Желание Веков, 530;

Тексты неправильно истолковывающиеся антитринитариями либо тритеистами:

· Предварительные замечания:

o Следует помнить о том, что в Св. Писании Христос представлен одновременно и как бог, и как человек;

o Большая часть христологического материала Библии посвящена Сыну Божьему в Его воплощенном (умаленном, уничиженном) состоянии;

o Следует учитывать особенности еврейского мышления;

o Ограниченность рационалистского подхода.

· Ин. 3:16.

o Μονογενες от μονος (один) и γενος (род, вид) означает «единственный в своем роде», «уникальный».

o Слово никак не связано с греческим глаголом γενναω (рождать).

o Встречается в Н.З. 9 раз, из них 5 раз по отношению к Иисусу Христу (Ин. 1:14,18; 3:16,18; 1 Ин. 4:9).

o Значение μονογενες (в этом слове нет идеи рождения).

§ Лк. 7:12;

§ Лк. 8:42;

§ Лк. 9:38;

§ Евр. 11:17; Почему по отношению к Исааку используется это понятие, если у Авраама Исаак не был единственным. Для этого следует посмотреть в Быт. 22:2,12 «Бог сказал: возьми сына твоего единственного твоего, которого ты любишь, Исаака» Исаак – сын обетования, особенный.

· Кол 1:15 «… рожденный прежде всякой твари».

o Πρωτοτοκος от Πρωτος (первый) и τικτω (рождаю) – первородный или первенец.

o Понятие «первородства» играло огромную роль в израильском обществе, означая целый ряд преимуществ, а также ответственностей.

§ «Первородный» представлял отца;

§ Был священником в семье;

§ Был вождем, защитником, избавителем для свой семьи;

§ Очень часто это понятие использовалось в фигуральном смысле.

§ Пс. 88:21,28; ср. 1 Цар. 16:10-12. Исх. 4:22; ср. Быт 25:25-26. Иер. 31:9; ср. Быт. 41:50-52. Из этих текстов следует вывод: Первородство дается Богом.

§ Первенец из мертвых. Потому, что Его воскресение уникально, Он Своей смертью и своим воскресением попрал саму смерть, Он победил её.

· Откр 3:14 «Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия…».

o Более точный перевод – «Начало творению Божию» или «Правящий творением Божьим».

· Выражение «Сын Божий» в Библии:

o Слово «Сын» часто используется в значении «потомок» (Мф. 1:20 «Иосиф, сын Давидов»; 27:9 «сыны Израиля»).

o Часто используется фигурально, подчеркивая принадлежность, сходство.

§ Гал. 3:7 «верующие суть сыны Авраама»;

§ Мф. 13:38 «сыны царства и сыны лукавого»;

o Слово сын, как рожденный – тупиковый путь, потому что если смотреть по нашим человеческим меркам, сын должен родиться от жены, и т.д. много нюансов…

o Выражение «Сын» и «Отец» применительно к Божеству указывает не на биологическую зависимость, а на близость отношений.

· Евр 1:5 «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (см. Пс. 2:7)

o Первоначально эти слова относились к сыну Давида Соломону

§ 1 Пар. 17:13;

§ 2 Цар. 7:14;

o Евр. 1:5 (Пс 2:7). Этот мессианский текст указывает на основные аспекты спасительного служения Иисуса Христа, связанного

§ С воплощением: «а как дети причастны к плоти, то и Он также воспринял оные» (Евр. 2:14);

§ С обретением Первосвященнического статуса: «так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»,… быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр 5:5-10).

§ С воскресением из мертвых: «Но Бог воскресил Его из мертвых…, и мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детями их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Деян. 13:30-33).

· Заключение:

o В Священном Писании более чем достаточно свидетельств в защиту божественности Христа;

o Свидетельства Библии о божественности Сына и Отца должны приниматься верою, а не в акте логического осмысления только.

o Первично Божье откровение, а не человеческая логика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: