Глава II. Гидрометеослужба в годы Великой Отечественной войны

В вооруженных силах в мирное время органы Гидрометслужбы были лишь в штатах ВВС и ВМФ. В наземных войсках мете подразделения имелись только в артиллерийских частях. Уже с первых дней войны возникла необходимость гидрометео обеспечения боевых действий всех наземных частей и соединений. Квалифицированных кадров не хватало.

Возникла острая необходимость укрепления и коренной перестройки работы органов Гидрометслужбы. Уже 15 июля было создано Главное управление Гидрометслужбы Красной Армии – ГУГМС КА, куда вошли все местные управления. В августе Ленинградское УГМС стало Управлением гидрометеорологической службы Ленинградского фронта. Были приняты срочные меры по укреплению кадрами органов Гидрометслужбы. Часть специалистов УГМС была призвана на службу в Красную армию для организации новых служб и укрепление метеоподразделений ВВС. Так начальник Ленинградского бюро погоды Я.Х. Иоселев был назначен начальником мете отделения наземных войск Ленинградского фронта, старший инженер – синоптик Ленинградского бюро погоды А.И. Фрейдзон был призван в Красную Армию и направлен в метеобюро ВВС Ленинградского фронта. Для метеорологического обеспечения дальнобойной артиллерии, установленной на правом берегу Невы, были направлены специалисты УГМС А.А. Логунов, Н. Кузнецов, Н.С. Селевцев, а для метеорологического обеспечения строившейся свайной железной дороги на Ладоге Л.Ф. Вержбицкий. Начальником метеоотделения армии, оборонявший Ленинград с севера на Карельском перешейке, был назначен С.Д. Кочетков (с 1950 по 1963г. начальник управления)

В силу сложившихся обстоятельств в Ленинграде обосновалась Гидрометслужба Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) и метеослужба ВВС КБФ. На военных аэродромах в составе батальонов аэродромного обслуживания функционировали авиаметеорологические станции (АМС).

В составе УГМС в 1942 году находилось Ленинградское бюро погоды с радиоаппаратной и отделение по метеорологическому обеспечению авиации. В бюро погоды составлялись синоптические карты, кольцевые карты, периодные, трехдневные, суточные прогнозы погоды, предупреждения об опасных явлениях погоды (в т.ч. о ленинградских наводнениях) по Ленинграду, Ленинградской области, Финскому заливу, Ладожскому озеру, Ораниенбаумскому пятачку.

Все прогнозы и предупреждения передавались командованию непосредственно или через метеоотделение наземных войск, руководству города и заинтересованным другим военным и гражданским организациям.

Очень хорошо оправдался, и был использован при подготовке к перевозке грузов по льду Ладожского озера, специальный долгосрочный прогноз погоды на зиму 1941/42 гг. Надежность прогнозов обеспечивалась высокой квалификацией ведущих специалистов бюро погоды, таких как Л.А. Вительс, Н.И. Бельский, Н.М. Мытарев, а также их начальника П.Н. Адамова.

Для разработки боевых операций командованию фронта требовалось не только прогнозы погоды, но и исчерпывающие сведения о климате территории и гидрометеорологическом режиме водных объектов прифронтовой полосы.

Подготовка справочных пособий, различного рода описаний, проведение рекогносцировочных обследований, а также прогнозирование гидрологического режима водных объектов было возложено на отдел сети и инспекций гидрометстанций, объединивший в своем составе климатологов, метеорологов, агрометеорологов и гидрологов, а также гидр прогнозистов.

Климатологи подготовили краткое климатическое описание районов Ленинграда, были составлены помесячные описания климата Ленинградской области и Карело-Финской ССР и отдельно обобщены материалы по ветровому режиму и снег съёмках по территории Ленинградской области. Работа выполнялась опытными климатологами Е.Т. Кондрашовой, Н.Д. Филатовой, А.В. Дунаевой.

Агрометеорологи под руководством Е.Д. Кошембар прогнозировали состояние и поражаемость проселочных дорог, глубину промерзания почв, сроки начала массового облиственею деревьев и появления травяной растительности.

Ответственными и разнообразными были обязанности гидрологов. Помимо подготовки многочисленных справочных пособий, описаний гидрологического режима водных объектов, интересовавших командование, им приходилось выполнять в непосредственной близости от неприятеля полевые рекогносцировочные работы. Оказывали помощь саперам в создании запруд на реках. Волховскому фронту предоставлялись карты проходимости болот.

Среди гидрологов было много опытных специалистов: К.Е. Иванов, Е.Н.Тараканова, В.И. Конюшевская, Е.И. Коваленкова и др.

Гидропрогнозисты П.Л. Медрес, З.П. Петрова, Ю.Н. Неронов, В.Е. Красильщикова составляли долгосрочные прогнозы вскрытия и замерзания, водности рек и озер, уровней половодья. Составленный долгосрочный прогноз замерзания осенью 1941 г. и вскрытия весной 1942 г. Ладожского озера были очень удачными.

Военная обстановка создавала угрозу снабжению Ленинграда. Подготовка к снабжению Ленинграда по Ладоге включала в себя не только формирование транспортных и технических средств, но и изучение материалов по гидрометеорологическому и ледовому режиму озера. Гидрометеорологический режим Ладожского озера в зимний период был мало изучен. Не было ответа на многие вопросы: каковы особенности ледообразования на озере, какова структура льда, сколько времени в различных районах длится ледостав, как влияют на крепость льда течения и ветры, каковы колебания уровня воды в озере, каковы нагрузки и сколь долго способен выдержать лед Ладоги, как обеспечить его постоянную крепость и т.д.

К гидрометеорологическому обеспечению ледовой дороги были привлечены УГМС, морская обсерватория КБФ и метеослужба наземных войск Ленинградского фронта.

В УГМС для обследования состояния льда и гидрометеорологического обеспечения трассы были организованы два ледовых отряда и направлены в Осиновец и Кобону.

Из месяца в месяц возрастали и усложнялись требования, предъявляемые армией и флотом к ледовой службе. В 1943 году была сформирована единая ледовая служба армии и флота, начальник М.М. Казанский, заместитель начальника П.Л. Медрес.

Специалистами УГМС и морской обсерватории КБФ осуществлялось не только оперативное гидрометеорологическое обеспечение дороги жизни. Составлялись различные справки по режиму озера, характеристики ледового покрытия.

Деятельность органов гидрометслужбы в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны получила высокую оценку. Многие сотрудники были отмечены правительственными наградами. Всем вручены медали «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Участникам мете обеспечения ПВО и дороги жизни вручены памятные знаки.

Восстановление гидрометослужбы Северо-запада после войны и развитие до наших дней.

Война причинила огромный ущерб Ленинграду, Ленинградской области и всему Северо-Западу. Среди разрушенных объектов оказались десятки метеорологических станций, что нарушило непрерывность рядов наблюдений.

В феврале 1946 года УГМС Ленинградского фронта переименовывалось в Ленинградское управление гидрометеорологической службы – ЛУГМС. Главной его задачей стало восстановление сети станций на подведомственной территории. Были организованы ремонтно-восстановительные партии и группы и в 1947 году вся гидрометеорологическая сеть, подчиненная ЛУГМС, была практически восстановлена.

В мае 1955 года ЛУГМС переименовали в Северо-Западное УГМС. В 1956 году образовали Ленинградскую гидрометеорологическую обсерваторию (ЛГМО) при Северо-Западном УГМС. Ее руководителями в последующие годы были И.А. Лебедев, М.П. Лазарев, А.П. Зайцев, Ю.В. Урываев.

В эти же годы в ЛенУГМС стали производиться новые работы – экспедиционные океанографические. К Северо-Западному УГМС относились: э/с «Океанолог», ни/с «Циклон», «Радуга», «Комсомолец Азова». В Гидрометофонде Управления до сих пор хранятся отчеты о выполнении экспедиционных работ на этих судах в период навигации.

В 1964-1967 годах ни/с «Океанограф» участвовало в четырех экспедициях в Северную Атлантику. В середине 1950-х годов Северо-Западное УГМС приступило к совершенно новому для того времени виду наблюдений в Финском заливе и Балтийском море – авиационным ледовым разведкам. Впервые распределение льда в открытых районах моря стало доступно непосредственным наблюдениям – удалось установить особенности ледового режима открытых частей Финского залива и Балтийского моря.[5]

Глава IV. «Дорога Жизни»

Когда враг вышел на левый берег Невы в районе села Ивановское, транзитное речное движение по Неве прервалось. Стали планировать перевалку грузов с барж, приходящих из Лодейного Поля по каналам в Шлиссельбург. Но 8 сентября противник занял Шлиссельбург, выход из ладожских каналов был перекрыт.

Оставалась единственная трасса — озеро, причем его южная часть была захвачена фашистами, а северная — финнами. Новая Ладога и западная часть озера из-за частых штормов до войны почти не использовались для судоходства. К тому же на западном берегу не было ни одной оборудованной причалами или пристанями бухты. Решили в кратчайшие сроки приспособить находившиеся в районе маяка Осиновец открытые, мелководные, с большим количеством валунов и подводных камней, небольшие бухточки.

Гидрографы флотилии под руководством капитана 3 ранга П. Ф. Павлова совместно с ладожским техническим участком В. Шурпицкого быстро создали здесь навигационное ограждение, позволявшее кораблям и судам плавать в любое время суток.

По указанию Государственного Комитета Обороны Военный совет фронта возложил ответственность за благоустройство бухт и руководство всеми перевозками на командование Ладожской военной флотилии. Был назначен уполномоченный по строительству и благоустройству бухты Осиновец — заместитель командующего флотилией капитан 1 ранга Н. Ю. Авраамов. Его заместителем назначили начальника Северо-Западного пароходства И. И. Логачева.

По нескольку дней находились в Осиновце члены Военного совета флота, решая на месте неотложные вопросы.

Состоялось совещание руководящих работников областного и городского комитетов партии, Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства, на котором выступил А. А. Жданов. Он сказал, что от военных моряков и водников СЗУРПа зависит дальнейшая судьба Ленинграда, потребовал развернуть строительство причалов на западном берегу озера.

На Ладогу из резервов флота отправлялись зенитные пушки и пулеметы для вооружения боевых кораблей, озерных буксиров и барж, сюда посылали людей, имевших боевой опыт командования кораблями и судами, экипажи усиливали военными моряками, создавая двух- и трехсменные вахты.

Большую помощь флотилии оказывало политуправление флота. Занимался Ладогой в политуправлении непосредственно заместитель начальника бригадный комиссар В. В. Корякин, опытный, знающий политработник, прекрасной души человек. Он часто бывал на кораблях флотилии и судах пароходства, в частях авиации, погрузочных командах. Вместе с военкомом флотилии бригадным комиссаром Ф. Т. Кадушкиным они направляли партийно-политическую работу на выполнение стоящих перед флотилией задач.

Центральный Комитет партии и Советское правительство принимали все меры, чтобы облегчить положение Ленинграда и войск фронта. Государственный Комитет Обороны обязал Народный комиссариат путей сообщения ежедневно направлять на ближайшие к Ладожскому озеру станции восемь маршрутов с продовольствием, два маршрута с боеприпасами и один с горючим. Их переброску в Ленинград обеспечивала флотилия. Основные транспортные гражданские силы на озере составляли буксирные пароходы «Морской лев», «Орел», «Никулясы», «Буй», «Гидротехник», незначительное количество озерных и деревянных речных барж. Этого было мало; главные надежды возлагались на боевые корабли, канонерские лодки, тральщики и на отряд транспортов флотилии.[6]

Осиновецкий маяк, расположенный на берегу Ладоги, уже более ста лет озаряет своим светом близлежащие территории. За сорок километров можно увидеть сияние, которое исходит от этого каменного великана.

Маяк возвышается на семьдесят четыре метра над уровнем моря. Подняться на его самую высокую точку можно по винтовой лестнице. Количество ступеней равнозначно количеству дней в високосный год - ровно 366. За свою многолетнюю историю стены маяка покрылись плесенью,
но 500-ваттная лампа на вершине и поныне посылает световые сигналы с апреля по ноябрь раз в четыре секунды.

Ладожское озеро всегда было неспокойным – во время шторма на нём нередко гибли люди. Во времена блокады в Осиновце построили порт,
а до этого момента корабли никогда не приставали к берегам Ладоги в этом месте. Осиновец стал значимым местом на карте, когда решалась судьба Ленинграда. Именно здесь кончалась сухопутная дорога из блокированного города и начинался водный или ледовый путь. Первые суда с грузом зерна
и боеприпасов пришли в Осиновецкую бухту через три дня после начала блокады. А еще через четыре дня разыгралась первая трагедия. Ночью,
в шторм ушла на дно баржа с курсантами-моряками, более 1000 человек погибли.
Поначалу грузы переправляли на берег шлюпками и плотами. Затем углубили землечерпалками дно озера. В Осиновце и соседней с ним бухте Морье устроили причалы и подвели к ним железнодорожные ветки. Здесь была устроена Осиновецкая военно-морская база Балтфлота, ее основные подразделения располагались в поселке, выросшем в считанные месяцы.
В сентябре 1941 года именно Осиновецкий порт принимал первый караван
с зерном для осаждённого города. Он стал единственно возможной транспортной магистралью для блокадного Ленинграда.

В 1942 году порт уже принимал несколько сотен тысяч тонн груза: здесь и продовольствие, и топливо, оружие и боевая техника, всевозможные боеприпасы. В Осиновецкий порт прибывали войска для пополнения Ленинградского фронта. С мая по ноябрь 1942 года через порт вывезли свыше 500 000 жителей блокадного Ленинграда – это была единственная возможность эвакуировать мирное население.

На Осиновецкий порт постоянно совершались вражеские налёты,
в которых были задействованы около сотни боевых самолётов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: