Определение памяти. Явления, основные процессы и содержания памяти

Память – совокупность процессов запоминания, сохранения и восстановления информации (лекции Дормашева).

Мнемическая функция – способность к запоминанию, и при соответствующих условиях к восстановлению данных. Мнемическая функция лежит в основе памяти, но далеко не исчерпывает ее (С.Л. Рубинштейн). Единой памяти нет, есть много видов памяти.

I. ЗАПОМИНАНИЕ. Имеется ввиду намеренное запоминание (напр., заучивание словесного материала). В этом случае субъект самостоятелен. Обучение несколько субъектов (напр., учитель и ученик). Научение формирование индивидуального опыта у животных.

II. СОХРАНЕНИЕ. Эта стадия менее всего доступна изучению. Об этой стадии можно судить на основе первой и последней стадий. Основной процесс забывание. Забывание – угасание следов памяти. Забывание:

▫ стирание (интерференция)

▫ реконструкция (связано с мотивацией)

▫ вытеснение (психоанализ): удаление негативного аффективного опыта в сферу бессознательного.

III. ВОССТАНОВЛЕНИЕ. Процессы:

ü Припоминание. Произвольный поиск информации и ее извлечение.

ü Воспроизведение. Буквальная репродукция материала.

ü Рассказ. Восстановление осмысленного материала в свободной форме (~ свидетельство)

ü Узнавание.

Это явная работа памяти; но есть еще и неявная:

1. Эффект сбережения. При повторном заучивании забытого материала тратиться меньше сил и времени.

2. Эффект переноса. Пр.: если мы умеем кататься на коньках, то мы быстрее научимся кататься на велосипеде.

3. Интерференция. Негативное влияние прошлого материала последующего (проактивная интерференция) и наоборот (ретроактивная интерференция).

4. Предшествование – запомненный накануне материал может облегчать восприятие другого материала.

Функции памяти (по С.Л. Рубинштейну):

1) Приобретение, сохранение и использование личного опыта.

2) Присвоение, сохранение и использование общественно-исторического опыта.

3) Память условие единства личного сознания или тождества личности.

Характеристика памяти (характеристики продуктивности работы памяти).

Как можно оценивать память человека.

1. Прочность, длительность хранения информации.

2. Объем - количество материала, которые сохранены и доступны.

3. Быстрота запоминания (обратно коррелирует с прочностью).

4. Точность припоминания. Девиз когнитивной психологии: «лучше быть ошибочно точным, чем смутно правильным!».

5. Готовность восстановления материала (связь с мотивацией).

6. Легкость восстановления.

7. Своевременность и уместность восстановления.

Основные виды связей памяти:

  • ассоциативные связи
  • структурные связи (гештальтпсихология). Связи образуются только в том случае, если они входят в gestalt (целое).
  • семантические (смысловые) связи, образующиеся в результате мышления.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: