Развитие произвольной и опосредованной памяти

В первые 3-4 года обучения стремительно прогрессирует механическая память - способность запоминать без осознания логической связи.

Несколько ниже темпы опосредованной, логической памяти –запоминание и воспроизведение мыслей.

Однако если с первых лет обучения специально учить мнемоническим приемам ( приемы сознательно используемые субъектом дляэффект запоминания и воспроизв.), то можно существенно увеличить продуктивность логической памяти.

Мышление. Завершается переход от наглядно-образному(еще первые 2 года в школе) к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения, он использует операции. Развивается обобщающая и абстрагирующая функция мышления.

Речь. Главная особенность Т- освоение письменной речи (особый вид р., использующий графические символы для передачи речевых звуков).

Внимание. В первых классах по прежнему превалирует непроизвольное внимание (не может контролировать свое поведение), постепенно внимание становится произвольным (сознательное и активное сосредоточение). Развиваются свойства внимания - объем, устойчивость, переключаемость и концентрация. Причина рассеянности внимания- отсутствие нужной направленности.

Развитие эмоциональной сферы. Бурное развитие и совершенств-ие «эмоционально языка». Характерна эмоц. впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. К 9-11 годам снижение эмоц. возбудимости-возрастает умение владеть своими чувствами. Активно развиваются социальные эмоции (самолюбие, чувство ответственности, доверия, сопереживания другим).

Возникновение просоциального поведения (позитивного, конструктивного по отношению к другим),мотивированного моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками.

Общение со взр и учителем большая эмоциональная зависимость от учителя и др. значимых взрослых.

Общение со сверстниками -до 3 класса следует своим желанием больше, чем жел. коллектива. В 10 лет направленность интересов на сверстн., группы детей одного пола, свои сообщества (коды, секретные языки). Появляется способность к эмоциональной децентрации (способность отстраниться от своих переживаний и воспринять состояние другого). Происходит усвоение таких типов отношений как лидерство и дружба.

Развитие Я-концепции. В начале среднего детства имеются ожидание и устремленность на самоактулизацию своей личности. При поступлении в шк. формир-ся Я-образученика. Значительное место занимает образ тела и внешность (с позиции красивый, некрасивый). Самооценка- сказывается на степени успешности его школьной успеваемости и наоборот, уровень успеваемости существенно влияет на самооценку.

Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. (Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дубровиной, А.В. Захаровой, А.К. Марковой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.).

1. Мышление становится теоретическим (мышление в понятиях), что ведет к перестройке всех остальных психических процессов.

2. Развитие теоретического мышления способствует возникновению уучащихся рефлексии (самоанализа, размышления, самонаблюдения). 3

Новообразованиями являются также произвольность и способность к саморегуляции.

12. Психологические особенности подростка (11-15 лет). Социальная ситуация развития.

Кризис подросткового возраста, Решение вопроса "Что я такое?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Особенности развития подростка:

--Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

--Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).

--Ребенок начинает вести дневник.

Центральное новообразование этого возраста возникновение представления о себе как «не о ребенке "; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценнойвзрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослостиокружающими.

Объективная взрослость проявляется в готовности реб к жизни в обществе в качестве равноправного участника:

1. В интелект.сфере. самостоятельность в усвоении знаний.

2. социально-моральной сфере помощь взрослым и их поддержка, отстаивание взглядов, соответствие морали реальному поведению.

3. В романтических отношениях со сверст. противоположн.пола(свидания, дискотеки).

4. Во внешнем облике - следование модев одежде, поведении, речи.

Субъективная взрослость- чувство взрослости - отношение к себе как к взр.

1.Проявление потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности.

2.Желание оградить некоторые сферы жизни от влияние взрослых.

3. Наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взр/сверст.

Противоречие(задача развития) - тенденция к взрослости- сопротивление со стороны окружающих- оказывается никакого места среди взрослых занять ещё не может и он находит место в детском сообществе.

Общение со своими сверстниками -ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются от ношения равенства и уважения друг к другу.

Анатомо-физиологическая перестройка организма и её влияние на психические особенности, поведение подростка. Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием.

-Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов (гипофиз и щитовидная железа) вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

--Изменение роста и веса сопровождается неравномерным изменением пропорций тела.

--- Появляются вторичные половые признаки — внешние признаки полового созревания — и тоже в разное время у разных детей. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. --Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса.

А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Ребенок вынужден постоянно переживать «гормональную бурю». ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.повышается интерес к своей внешности.

Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности,

Общение со сверстниками у подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями.

Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностноеобщение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях.

Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей.

неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени.

Отношения со взрослыми, прежде всего с родителями, -еще одна значимая сфера отношений подростков. Влияние родителей уже ограничено, но его значение трудно переоценить.

Мнение сверстнико в обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т.п

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.(важен стиль воспитания в семье).

Самосознание В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости (связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются в это время, моральный кодекс) и «Я-концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»).Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я-концепции» — так называемое реальное «Я» (когнитивный, оценочный и поведенческий компонент)+Идеальное

Самооценка. адекватная (большое поле интересов, разные виды деят-ти, познание себя и других в общении), завышенная(ограниченность, большая направленность на общение-малосодержательное) и заниженная (депрессивные).

Эмансипация самооценки стремление формировать её независимо от оценок других. Развитие эмоциональной сферы протекает бурно, частая смена настроений, повышенная возбудимость, импульсивность.

Учебная деятельность - проявление познавательных интересов расходятся, у одних характеризуются неопредел-тью,ситуативностью, у других применительно к узкому кругу учеб. Предметов. С возрастом дифференцируются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: