Психологическая характеристика зрелых возрастов

ЗРЕЛОСТЬ (взрослость), состояние, к коему приходит организм в конце периода развития. Самый продолжительный период онтогенеза, характерный тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности.

Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются завершением юности и началом периода старения.

Есть попытки разделения зрелости на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость и пр.

Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности:
1) развитое чувство ответственности;
2) потребность в заботе о других людях;
3) способности:

а) к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей;

Ь) к психологической близости с другим человеком;

с) к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации.

Проблема социальной ситуации развития и ведущей деятельности в зрелости.
Социальная ситуация развития в период зрелости связанна с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личности индивидуальности в воспитании детей, творчества, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности.

Акматические человека (высшей для каждого человека уровень в его развитии, вершина

акме человека - это вершина, которую он достиг в своем развитии как индивид (живой организм),

Достижение акме – это прежде всего личностный процесс, когда чел. совершает поступок или серию поступков, которые свидетельствуют о том, что он на пределе своих возможностей выразил себя как высокоразвитая в духовно-нравственном смысле Личность, защищая своим действенным отношением основные ценности жизни и культуры, которые, если судить по его поступкам, стали и глубоко значимыми для него собственными ценностями.

Кризисы зрелого возраста.
Ананьев - наступление зрелости человека:

зрелости человека как индивида (физическая зрелость),

личность (гражданская зрелость),

субъекта познания (умственная зрелость) и

труд (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.

Беррен Дж. Выделяет

раннюю зрелость (17-25 лет),

зрелость (25-50 лет) и

позднюю зрелость (50-75 лет).

Аналогично Ю.Б. Бромлей описывает

раннюю зрелость (21-25 лет),

среднюю взрослость (25-40 лет),

позднюю взрослость (40-45 лет) и

предпенсионный возраст.

Э.Эриксон выделял раннюю взрослость (20-40-45 лет), среднюю взрослость (40-45-60лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

В состояние внутреннего конфликта чел. испытывает проблемную напряженность всего своего поведения. Эта напряженность возникает не сразу, а постепенно, накапливаясь. Далее по нарастающей происходит как бы «разрыв жизни» И это уже жизненный кризис, при котором социально-психологическое противоречие обостряется до предела. И совсем не редко сегодня, когда взрослый чел. в середине своего жизненного пути (35-40 лет) мучительно пытается найти ответ на вопрос: «как дальше жить?», «для чего жить дальше?». Для возникновения социально-психологического противоречия необходимо наличие развитой структуры личности, ее Я, достаточно высокого уровня развития высших чувств и ценностей человека.

для так называемого "кризиса середины жизни" (35 — 40 лет), характерно критическое переосмысление человеком своих жизненных целей и избавление от иллюзий и неоправданных надежд молодости, нередко тягостно переживаемое им (P. Mussen).


Развитие личности в зрелом возрасте.
По мнению отечественных и зарубежных психологов, личность в зрелом возрасте способна к развитию. По мнению Л.А. Петровской, это связанно с процессом социализации. Социализация взрослого – это прежде всего обращенность внутрь себя, это самопознание. В рамках данного подхода расширение сферы осознания самого себя – наиболее существенная предпосылка достижения самоактуализации.

Психологически ответственное лицо – это личность, отвечающая за содержание своей жизни и отвечающая прежде всего перед собой и другими людьми. Зрелый чел. занимает срединное положение между своими родителями, вступающими в пору старости, и своими детьми, которые в это же время стоят на пороге самостоятельной жизни.

Зрелая личность обладает развитым сомосознанием и субъективно для индивида выступает как концепция - система представлений о себе, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценке, уровне притязаний, уверенности в себе и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: