Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре:
Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).
Формулировка гипотез и выбор диагностических методов. Проведение тестирования; анализ полученных данных.
Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.
Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.
Этапы психодиагностического процесса по Корманну:
Предварительное исследование, постановка вопроса,
Подбор диагностических методов,
Проведение исследования, Обработка результата, Проверка. Достаточно ли полученных данных, Подведение итогов.
Процедура психодиагностического обследования предусматривает реализацию трех этапов:
а) сбор данных в соответствии с задачи исследования;
б) обработка и интерпретация полученных данных;
|
|
в) постановка диагноза или прогноза.
А. А. Невский иЛ. С. Выготский выдвинули ступени в развитии диагноза:
Первая ступень — симптоматический (или эмпирический) диагноз, ограничивающийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы.
Вторая ступень — этиологическая диагностика,учитывающая не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие.
Завершающая ступень — типологическая диагностика,заключающаяся в определении типа личности в динамическом смысле этого понятия.
Прогноз — конкретное предсказание, суждение о состоянии и развитии изучаемого психологического феномена(нов) в будущем на основании диагноза. Л. С. Выготский считает, что содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз «строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития при всех прочих условиях, сохранившихся в прежнем виде».
Принципы эффективности психодиагностического обследования:
добровольность участия в психодиагностического обследования и заинтересованность ним;
обеспечение физического и психологического комфорта во время психодиагностики;
эмпатийное отношение психолога к клиенту;
всесторонность и комплексность диагностики;
учет индивидуально-типологических особенностей исследуемого: динамики утомляемости, темпа деятельности, интересов, контактности, свойств темперамента и т.п.;
поддержка положительной мотивации протяжении психодиагностического обследования.