Этапы диагностического обследования

Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре:

Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).

Формулировка гипотез и выбор диагностических методов. Проведение тестирования; анализ полученных данных.

Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.

Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Этапы психодиагностического процесса по Корманну:

Предварительное исследование, постановка вопроса,

Подбор диагностических методов,

Проведение исследования, Обработка результата, Проверка. Достаточно ли полученных данных, Подведение итогов.


Процедура психодиагностического обследования предусматривает реализацию трех этапов:

а) сбор данных в соответствии с задачи исследования;

б) обработка и интерпретация полученных данных;

в) постановка диагноза или прогноза.

А. А. Невский иЛ. С. Выготский выдвинули ступени в развитии диагноза:

Первая ступень — симптоматический (или эмпирический) диагноз, ограничива­ющийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы.

Вторая ступень — этиологическая диагностика,учитывающая не только опре­деленные симптомы, но и причины, их вызывающие.

Завершающая ступень — типологическая диагностика,заключающаяся в опре­делении типа личности в динамическом смысле этого понятия.

Прогноз — конкретное предсказание, суждение о состоянии и развитии изучаемого психологического феномена(нов) в будущем на основании диагноза. Л. С. Выготский считает, что содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз «строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвиже­ния процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь раз­вития при всех прочих условиях, сохранившихся в прежнем виде».

Принципы эффективности психодиагностического обследования:

добровольность участия в психодиагностического обследования и заинтересованность ним;

обеспечение физического и психологического комфорта во время психодиагностики;

эмпатийное отношение психолога к клиенту;

всесторонность и комплексность диагностики;

учет индивидуально-типологических особенностей исследуемого: динамики утомляемости, темпа деятельности, интересов, контактности, свойств темперамента и т.п.;

поддержка положительной мотивации протяжении психодиагностического обследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: