Экзальтированность – Тревожность

1. ^ Одновременно высокие показатели по этим шкалам указывают на сильное, негативное эмоциональное переживание. При повышенных значениях по шкале з астревания и пониженных – по шкале гипертимности возможно романтическое, сентиментальное мироощущение.

Творческий потенциал такого состояния достаточно велик и может проявиться либо в поэтическом и художественном образе (при высоких показателях по шкале демонстративности), либо в необыкновенно остром контакте, дающем возможность по-новому увидеть мир и свое место в нем.

При высоких показателях дистимности, циклотимности, застревания, гипертимности и эмотивности существует вероятность эмоционального срыва, истощения, неконтролируемого истерического состояния.

2. ^ Высокая экзальтированность при низкой тревожности указывает на положительный, даже приподнятый фон настроения: присутствует ожидание чуда, которое уже пришло в мир и ждет узнавания, принятия.

При низких показателях тревожности и эмотивности на фоне высоких показателей застревания и демонстративности может присутствовать стремление уйти внепосредственные, сиюминутные переживания, заслонив ими переживания вытесняемые, травматические.

3 ^. Низкая экзальтированность при высокой тревожности может быть признаком неспособности к спонтанному выражению негативных переживаний или субъективного запрета на такое выражение. В этом случае возможны два варианта:


  • сильная, деятельная, маскулинная позиция в опасной, враждебной или разрушительной ситуации (при высоких показателях по шкалам гипертимности и э мотивности);

  • страдательная, депрессивная позиция (при высоких показателях по шкале дистимности и низких показателях по шкалам гипертимности, эмотивности, возбудимости).


4. Одновременно низкие показатели по этим шкалам указывают на стремление к покою, умиротворенность, внутреннее согласие с собой.

^ Застревание – Тревожность

1. Одновременно высокие показатели по этим шкалам указывают на наличие нерешенной проблемы, которая воздействует на человека уже длительное время. Для того, чтобы ответить на вопрос, насколько адекватно человек оценивает проблемную ситуацию, необходимо обратить внимание на другие показатели.

При высоких показателях по шкалам циклотимности, эмотивности и низких либо средних – по дистимности можно вести речь об адекватности оценки и адаптивности поведения. В случае обратной картины – о ригидности, стереотипности поведения, реализации деструктивного сценария.

Важно также прояснить, какое именно негативное состояние присутствует у человека – тревога (повышенная гипертимность, эмотивность) или депрессия (повышенная дистимность).

2. Высокое застревание при низкой тревожности может рассматриваться, как указание на отказ человека устанавливать контакт с прошлым травматическим опытом (позиция «страуса» – если я не буду думать о плохом, оно не наступит).

3. ^ Низкое застревание при высокой тревожности наблюдается у людей, которые:


  • расценивают неблагоприятные аспекты ситуации как временные, случайные, преодолимые, «нетипичные» для их жизни (высокие показатели циклотимности);

  • переживают потерю или расставание со значимым объектом, например, уход с работы, разрыв в семье (высокие показатели циклотимности);

  • находятся в депрессивном состоянии, переживают утрату смысла (низкие показатели возбудимости и экзальтации).


4. ^ Одновременно низкие показатели по этим шкалам могут свидетельствовать либо о восприятии мира как лишенного проблем, безопасного, либо об игнорировании негативных событий, избегании ситуаций, в которых пришлось бы столкнуться с болью и страданием (как собственным, так и другого человека).

^ Педантичность – Тревожность

1. Одновременно высокие показатели по этим шкалам могут означать следующее:


  • человек стремится добиться трудно достижимой, но высоко значимой цели. Педантичность используется в качестве ресурса, усиливает концентрацию, личную ответственность за достижение результата (при этом часто наблюдаются повышенные показатели гипертимности, эмотивности, реже – циклотимности и застревания);

  • проявления педантичности иррациональны; повышенная тревога свидетельствует об экзистенциальном страхе одиночества, смерти (при этом можно обнаружить высокие показатели з астревания, дистимности, показатели э мотивности и демонстративности, как правило, имеют пониженные значения).


2. ^ Высокая педантичность при низкой тревожности не поддается обобщенному описанию, для интерпретации необходимо обратить внимание на другие показатели.

3. ^ Низкая педантичность при высокой тревожности может указывать на паническое или депрессивное состояние, подчеркивание того, что неблагоприятная ситуация сложилась в результате случайности, ошибки или по чьей-то «злой воле».

4. ^ Одновременно низкие показатели по этим шкалам могут указывать на ролевую или ситуативную позицию «свободы от ответственности», ощущение безопасности, безнаказанности или на полное отсутствие интереса к собственной деятельности, восприятие себя как пассивного, ничего не решающего, неспособного ни на что оказать влияние, человека.

Это сочетание может также указывать на высокое сопротивление, пассивную агрессию (в том числе при анализе производственных отношений), восприятие значимых, близких людей, коллег как доминирующих, контролирующих, негативно настроенных.

^ Демонстративность – Тревожность

1. Одновременно высокие показатели по этим шкалам могут указывать на попытку привлечь внимание к своему состоянию, обратиться за помощью.

При низких показателях по шкале эмотивности вероятно использование манипуляций, попытка решить проблему с привлечением ресурсов окружающих людей.

2. ^ Высокая демонстративность при низкой тревожности может означать, что человек старается убедить окружающих в своей успешности и отсутствии значимых проблем. Ярко проявляется стремление показать себя с благоприятной стороны.

3. ^ Низкая демонстративность при высокой тревожности может интерпретироваться двояко. С одной стороны, это сочетание может указывать на стремление «перетерпеть», решить собственные проблемы в одиночку, своими силами.

С другой стороны, при этом же сочетании может отмечаться деструкция социальных навыков (особенно при высоких показателях дистимности). Человек ощущает себя «на грани срыва», возможно – уже срывается на своих близких, коллегах. Контроль над проявлением негативных чувств резко снижен, вероятны проявления агрессии и аутоагрессии.

4. ^ Одновременно низкие показатели. Это сочетание достаточно трудно для интерпретации. Для анализа необходимо привлечь другие показатели.

При таком сочетании часто проявляется отсутствие беспокойства по поводу того, как человек будет выглядеть в глазах окружающих.

^ Возбудимость – Тревожность

1. Одновременно высокие показатели по этим шкалам указывают на острое состояние беспокойства, связанное с ожиданием опасного, нежелательного события. Все, что происходит вокруг человека, воспринимается как связанное с предметом беспокойства. Так, мать, тревожащаяся по поводу здоровья ребенка, воспринимает любое событие как подтверждение оправданности своего страха: ребенок слишком шумно дышит – «это одышка»; ребенок дышит тихо – «да дышит ли он, не приступ ли?»; ребенок закашлялся – «я так и знала!..».

Для оценки того, является ли беспокойство оправданным или иррациональным, необходимо учитывать показатель по шкале застревания. Для того, чтобы оценить продуктивность деятельности, способность преодолеть ситуацию – соотношение между показателями по шкалам гипертимности и дистимности, а также показатели по шкалам циклотимии и педантичности.

2. Высокая возбудимость при низкой тревожности является указанием на субъективное ощущение потенциальности, открытости, безопасности ситуации.

Для того чтобы говорить об адекватности и позитивности такого профиля, необходимо, чтобы в нем дополнительно были высокими показатели циклотимности и эмотивности.

Если в графике присутствует повышение по шкале застревания и снижение по шкалам дистимности, циклотимности, педантичности, вероятной становится гипотеза о страхе перед ответственностью, желании продлить состояние своей «неприкаянности», беспечности, инфантилизме.

3. ^ Низкая возбудимость при высокой тревожности может быть признаком депрессивного состояния, подавленности, переживания потери, горя, с одной стороны, а также высокой мобилизованности, собранности, решимости достигнуть цели – с другой.

В первом случае важно выявить потерю интереса к происходящим событиям, обесценивание того, что происходит вокруг. Во втором случае – игнорирование всего, что может оказаться помехой, а также того, что можно было бы использовать во благо, но что не учтено в предварительно составленном плане.

4. ^ Одновременно низкие показатели по этим шкалам могут проявиться у человека, который воспринимает ситуацию как малозначимую, не проявляет заинтересованности и беспокойства по поводу происходящих событий.

В анализе и интерпретации важно учитывать следующие аспекты данного сочетания:


  • принятие человеком наличествующей ситуации как данности («я безработный и не найду работы, нет смысла даже стараться», «я высокооплачиваемый специалист и всегда найду достойную работу, в моих услугах всегда будут нуждаться»);

  • пассивность, негибкость позиции;

  • достаточная независимость от вновь возникающих обстоятельств;

  • стабильность внутреннего состояния, устойчивость самооценки.


Заключение

Изучение акцентуаций – сложная задача, требующая применения различных методов психологической диагностики, к которым относятся не только личностные опросники, но также наблюдение за поведением в реальных ситуациях и интервью (беседа). При анализе полученных данных необходимо учитывать особенности этих методов, а также позицию авторов, разработавших концепцию акцентуаций. Для того, чтобы лучше разобраться в данной теме, рекомендуем обратиться к материалам, приведенным в Приложении.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.
Батаршев, А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А.В. Батаршев. – М.: Психотерапия, 2006. – 288 с.

2.
Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: «Питер», 2003. – 512 с.

3.
Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – СПб: «Питер», 2001. – 464 с.

4.
Кортнева, Ю. Диагностика актуальных проблем / Ю. Кортнева. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2004. – 240 с.

5.
Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. – 544 с.

6.
Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин. – М.: Смысл; Per Se, 2000. – 549 с.

7.
Личко, А.Е. Клиническая и психологическая диагностика типов психопатий и акцентуаций характера / Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.– С. 111–241.

8.
Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. – 280 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: