Barnett М., King L. М., Howard J. A. Inducing affect about self and other: Effects on generosity in children. – Developmental Psychology, 1979, 15, 164-167.
Эксперимент, показывающий, как фокусировка внимания на вызывающем огорчение объекте (на себе или на других людях) влияет на просоциальное (альтруистическое) поведение детей.
Cialdini R.B., KenrickD. Т. Altruism as hedonism: A social development perspective on the relation of negative mood state and helping. – Journal of Personality and Social Psychology, 1976,34,907-914.
Показано, как меняется с возрастом воздействие радости и печали, вызванных внешними причинами, на поведение при самопоощрении и на альтруистическое поведение.
Moore В. S., Underwood В., Rosenhan D. L. Affect and altruism. – Developmental Psychology, 1973,8,99-104.
В эксперименте изучено воздействие вызванных внешними причинами радости и печали на детское поведение при самопоощрении и при помощи другим.
Terming N. T.,lzard С. Е. Infants' responses to their mothers' expressions of joy and sadness. – Developmental Psychology, 1988, 24(2), 223-229.
Исследовано влияние выражения материнской печали на регрессию эмоций, исследовательскую игру и созерцательное поведение у 9-месячных младенцев.
Tonkins S. S. Affect, imagery, consciousness; Vol. 2, The negative affects. – New York, Springer, 1963.
В главе 14 – «Distress-anguish and the crying response» дано красноречивое описание функций и динамики «горя-тоски», включающего в себя концепцию «печали».
Глава 10. ПЕЧАЛЬ, ГОРЕ, ДЕПРЕССИЯ
Горе и печаль
Большинство ученых, как теоретиков, так и экспериментаторов, согласны с тем, что преобладающей эмоцией в горе является печаль и что главной причиной горя служит утрата. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической.
Детерминанты горя можно условно разделить на биологические, социокультур-ные и психологические, хотя эти факторы тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Некоторые из них также играют немаловажную роль в интеракциях «горе-когнитивный процесс-поведение», характеризующих конкретного индивида или социальную матрицу горя.