вопрос. Методическое руководство подготовкой студентов к семинару

Подготовка студентов к семинарскому занятию заключается в поиске лите-ратуры, ее чтении и конспектировании. Степень самостоятельности студентов в поиске литературы по вопросам семинара определяется тем, насколько конкретно преподаватель сформулировал задание. Методически важным является вопрос о том, следует ли указывать источники материала и рекомендовать страницы источ-ника, где можно найти соответствующие данные. На этот вопрос трудно дать од-нозначный ответ. Все зависит от характера занятия и от типа студентов. Студенты младших курсов, возможно, нуждаются в указании на страницы источников, по-скольку самостоятельный поиск для них — еще трудная задача. На последующих этапах работы страницы можно не указывать. В этом случае поиск и выбор необ-ходимого материала будет для студентов еще одной учебной задачей. На старших курсах в рамках спецсеминаров литература для изучения может не рекомендоваться вообще. Таким образом, студенты будут постепенно приучаться к различным формам самостоятельной работы с литературой.

Чтение студентами учебных пособий и первоисточников при подготовке к се-минарам представляет собой важную учебную задачу. Они приучаются к само-стоятельному поиску и отбору информации по заданным вопросам. При этом пре-подавателю следует учитывать следующий методический момент: чем конкретнее вопросы, тем более целенаправленным становится процесс изучения источников студентом. Эффективное чтение — это всегда поиск ответа на вопросы, отбор не-обходимой для этого информации. Поэтому, давая задания студентам, нецелесо-образно ограничиваться формулировками типа «Понятие памяти и ее виды». По-лезно конкретизировать общий вопрос в ряде частных, которые будут стимулиро-вать целенаправленную поисковую и интеллектуальную активность. Особую

трудность для студентов представляет чтение первоисточников, поскольку они методически не адаптированы для учебных занятий.

Конспектирование книг и статей — довольно типичное задание, которое дается студентам при подготовке к семинару. Однако его целесообразность не всегда оче-видна. Мы имеем в виду довольно распространенную ситуацию, когда студенты без достаточного осмысления переписывают значительные фрагменты первоис-точников. Чтобы конспектирование приносило пользу при подготовке к занятию, нужно обучать студентов этому виду деятельности. В частности, их нужно учить:

♦ отбору существенной информации и отделению ее от второстепенной;

♦ лексической и синтаксической переработке текста;

♦ схематизации и структурированию прочитанного материала;

♦ формулированию выводов по прочитанному материалу.

Только в этом случае конспектирование будет не простым переписыванием тек-ста, а интеллектуальной переработкой информации, на что и рассчитывает боль-шинство преподавателей, побуждая студентов конспектировать первоисточники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: