Создатель теории самоактуализации личности А. Маслоу определяет потребность в самоактуализации как "желание человека самоосуществиться ". Маслоу ориентирует самоактуализацию на высшие достижения, максимальные в той сфере, к которой человек потенциально предрасположен. Он проводил биографические исследования пожилых людей с высокими успехами в избранной ими области - Эйнштейна, Линкольна, Рузвельта и др. Изучал особенности личности "прекрасных, здоровых, сильных, творческих, добродетельных, проницательных людей". Это люди с высоким уровнем самоактуализации. Черты самоактализирующейся личности: ориентация в большей степени на настоящее, внутренний локус контроля, высокая значимость ценностей роста и духовных ценностей, спонтанность, терпимость, автономия и независимость от окружения, чувство общности с человечеством в целом, сильная деловая направленность, оптимизм, устойчивые внутренние моральные нормы, демократичность в отношениях, наличие интимной среды, включающей немногих близких людей, креативность, критичность по отношению к своей культуре (нередко оказываются в изоляции в непринимаемой ими культурной среде), высокое самопринятие и принятие других. К характеристикам зрелой личности относятся: чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации. С позиции акмеологии («акме» означает "высшую степень чего-либо») в зрелом возрасте ведущей деятельностью можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества, вхождение в которую сопряжено с профессиональным становлением личности, обретением семьи, творческой деятельности. Под реализацией сущностных сил человека в самом широком смысле, следует понимать физические, социальные, нравственные и многие другие достижения в развитии взрослого человека. К первичным побуждениям можно отнести альтруизм (сохранение вида),эгоизм (сохранение индивида), эмпатию. В сочетании с биологическими побуждениями формируются предпосылки многообразных форм проявления человечности: любви, жертвенности, смелости, агрессивности, стремления к доминированию и др. Важнейшим фактором духовной жизни в зрелом возрасте является смерть, осознание конца жизни. В детстве смерть воспринимается как отвлечённое событие, не затрагивающее личность ребенка, даже когда из жизни уходит близкий человек. Ребенок не связывает смерть с собой, своим жизненным путем. В отроческом и юношеском возрасте смерть насыщается глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с уходом близких. Она воспринимается как невосполнимая утрата. В зрелом возрасте смерть заставляет задуматься о конечности жизненного пути. Смерть ставит вопрос: что будет за ней? И это наполняет духовную жизнь человека новым содержанием, приводит к переосмысливанию и переоцениванию предшествующей жизни.Большинство взрослых, будь они состоящими в браке или просто живущими вместе, разведёнными, овдовевшими или выбравшими холостяцкую жизнь, стремятся к близким отношениям с другим человеком. Близость - неотъемлемая часть устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи, является основой любви. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака. В развитии любви одного человека к другому наблюдается определённая периодизация. Стендаль четыре рода любви: любовь-страсть, любовь-влечение, физическую любовь, любовь-тщеславие и представляет генезис любви следующим образом: восхищение; наслаждение; надежда; зарождение; первая кристаллизация (активная идеализация объекта любви); сомнение; вторая кристаллизация (2-я идеализация, сочетающаяся со стремлением убедить себя, доказать, что объект восхищения отвечает взаимностью). Чел как член семьи характеризуется: 1. Изменением идентичности и внутренней жизни. 2. Перераспределением ролей и переменами в супружеских отношениях.. 3.Переменами в ролях и отношениях старшего поколения.4.Изменениями ролей и отношений вне семьи. Внешние изменения касаются, главным образом матери, так как ей приходится оставить работу, хотя бы на время, чтобы посвятить себя заботам о ребёнке. 5.Новыми родительскими ролями и отношениями. Супруги должны принять на себя новые обязанности, связанные с рождением ребенка. 6.Родительство, с его сложными задачами и требованиями, можно рассматривать в качестве высшей фазы как в индивидуальном развитии матери и отца, так и в развитии пары как системы. Чел как работник. 1.Профессиональный цикл начинается с приобретения жизненного опыта, ведущего к выбору профессии, продолжается всё то время, в течение которого человек занимается выбранным делом. 2.Существуют различные уровни развития профессионализма. Продуктивность или эффективность деятельности;Уровень квалификации и профессиональной компетентности;Оптимальная интенсивность и напряжённость труда;Точность и надежность деятельности;Организованность; Низкая зависимость от внешних факторов;Владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;Стабильность высоких показателей деятельности;Уровень развития личностно-деловых и профессионально важных качеств;Уровень мотивации достижений;Возможность развития субъекта труда как личности;Направленность на достижение положительных социально значимых целей. 3. Средний возраст является периодом профессиональной преемственности и изменения. Многие люди в середине жизни переоценивают свою профессиональную карьеру, чтобы увидеть, чего им удалось достичь, и следует ли им изменить свои цели. Часто такая переоценка приводит к изменениям в карьере.4. Потеря работы может сопровождаться реакцией горя, пока работник не сможет принять эту потерю и у него не появится надежда вновь найти работу.
|
|
|
|