Соотношение форм оказания психологической помощи: психологическое консультирование, психотерапия и психокоррекция

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию. Фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование. Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психодиагностикой, психокоррекцией и психотерапией. Психологическое консультирование м. определить как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Соответствующая форма беседы активно используется и в психокоррекционной работе, и в психотерапии. Но если консультирование ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека. Термин "психотерапия" (psychotherapy) является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Границы между психотерапией и консультированием весьма условны однако сделаем разграничения: 1. Форма обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи с психологом. Клиенты психолога-консультанта обычно подчер­кивают негативную роль других в возникновении собственных жиз­ненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную психокоррекционную работу, локус жалоб обычно иной: их чаще беспокоит собственная неспособность контролировать и регулиро­вать свои внутренние состояния, потребности и желания. Тот факт, что ответственным за происходящее с ним человек воспринимает самого себя — шаг, требующий определенного мужества, — гарантия того, что он го­тов к более глубокому и откровенному самопознанию. Направленность локуса жалобы и готовность человека определяют и форму работы с ним. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои пробле­мы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источни­ками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является прежде всего измене­ние установок клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение. Психотерапевтическое воздействие строится иначе. Жалобы как таковые играют незначительную роль, поскольку уже на начальных этапах работы они углубляются и переформулируются. В беседе со специалистом затрагиваются не только актуальные ситуации взаи­моотношений клиента, но также прошлое (события далекого дет­ства, юности), активно используются такие специфические фор­мы психической продукции, как сны и ассоциации. Важная черта психотерапии — особое внимание к взаимоотношениям между че­ловеком, обратившимся за помощью, и профессионалом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздей­ствия, тогда как в консультировании подобные вопросы практичес­ки никогда не обсуждаются. Различна и длительность этих видов психологического воздей­ствия. Так, если психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным и редко превышает 5—6 встреч с клиентом, то про­цесс психотерапии длится несравнимо дольше и ориентирован на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет. Определенные различия связаны и с типами клиентов. На при­еме у психолога-консультанта можно с равной вероятностью встре­тить практически любого человека независимо от его психического статуса, занятости, материальной обеспеченности, интеллектуаль­ного потенциала и т.д., тогда как круг людей, чьи проблемы могут решаться в рамках глубинной психокоррекционной работы, более ограничен. Идеальный клиент — это нормальный невротик, с высоким уровнем развития рефлексии, способный оплачивать ча­сто дорогой и длительный курс лечения, обладающий достаточным для этого количеством времени и мотивацией. Различия в подготовке соответствующих специалистов. Основные требования к психоло­гу-консультанту, — это психологический диплом, а также специальная подготовка в области теории и прак­тики психологического консультирования (включающая работу под руководством супервизора), которая может и не быть особенно длительной. Требования к образованию специалистов по психо­терапии включают в себя, наряду с те­оретической психологической подготовкой и определенными ме­дицинскими знаниями, также длительный опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного супервизора.

Консультирование включает не только рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения. Психодиагностика в консультировании - это процесс, позволяющий дать ответ на ряд стратегических вопросов: может ли консультант сам оказать эффективную помощь в данном конкретном случае, если да — то кто, прежде всего, является объектом помощи и предметом воздействия: ребенок, его родители, семья в целом; если нет — то к каким специалистам направить клиентов? В ряду тех же психодиагностических задач стоит и задача выбора способа воздействия: индивидуальная работа с родителем, с супружеской парой, с семьей в целом, с ребенком и родителем, в группе детей, в группе родителей. Психологическая диагностика начинается в процессе первой встречи в консультации, когда излагаются основные жалобы и причины обращения в консультацию. Основная функция первой встречи — это установление психологического контакта с клиентом и диагностическая ориентировка, позволяющая задать направление дальнейшей диагностической деятельности. По мнению Л.Б. Шнейдера в результате первичной психодиагностики консультант может направить клиента к другим специалистам: психиатру, юристу, дефектологу. Он может прийти к заключению, что в помощи нуждается, прежде всего, сам клиент, независимо от того, на кого он жалуется. Консультант может прийти к выводу, что целесообразно на следующую встречу пригласить всю семью, супружескую пару или только одного из членов семьи; он может также прийти к выводу, что данный «случай» необходимо передать коллеге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: