Коробка переключения передач с рычагом

В каждом легковом автомобиле действует принцип: чем ниже передача — тем она сильнее и в то же время медленнее. Поэтому самыми мощными передачами, предназначенными для трогания с места и движения на малой скорости, являются первая и задняя. При их включении двигатель легко крутит колеса, однако высокую скорость развить не удастся: мотор будет громко работать на больших оборотах, но быстрее, чем 10–20 км/ч машина не поедет.

Когда автомобиль тронулся с места и немного разогнался, следует переключиться на вторую передачу. На ней можно набрать скорость 40–50 км/ч, чтобы включить третью передачу — еще более скоростную и менее мощную и т. д.

На низких передачах двигатель потребляет больше топлива. Иначе говоря, чем выше передача — тем езда экономичнее.

В процессе поездки водителю приходится не только повышать передачи, но и переходить на низкие. Бывает, что при движении в гору мощности пятой или четвертой передачи не хватает: необходимо включить более сильную пониженную передачу. В противном случае мотор может заглохнуть.

Есть такое понятие, как торможение двигателем. Речь идет о замедлении скорости автомобиля не с помощью тормозной системы, а путем постепенного перехода на пониженные передачи: с пятой — на четвертую, затем — на третью и т. д. Такие действия необходимы, в частности, при движении на скользкой дороге. Если воспользоваться тормозами, то автомобиль может занести. Торможение двигателем в такой ситуации является более безопасным.

Как правило, коробка передач ― довольно надежный агрегат, исправно работающий на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля. Достаточно лишь следить за уровнем масла и при необходимости подливать его либо менять. Чаще всего коробка передач ломается по причине неаккуратного обращения с рычагом переключения (водитель резко дергает его, пытается переключить передачи при не полностью выключенном сцеплении и т. п.). В результате выходят из строя синхронизаторы, механизм переключения передач, даже валы с шестернями. Ремонт коробки передач — дорогое удовольствие: и работа сложная, и запчасти не из дешевых. В ряде случаев неисправную коробку передач приходится заменять целиком.

При переключении передач рычаг должен двигаться плавно, без рывков и резких движений, причем при прохождении нейтральной позиции следует делать короткие (в пределах секунды) паузы. Это позволит своевременно сработать синхронизаторам, призванным предотвратить поломку шестерен.

Что касается автоматической коробки передач, то она, несомненно, является более удобной для начинающих и малоопытных водителей, поскольку избавляет от необходимости выжимать и отпускать сцепление, вручную переключать передачи. В автоматической коробке передач также имеется рычаг переключения, который называется рычаг селектора. У стандартного автомобиля он принимает четыре основных положения: P, R, N, D.

1. Р — режим парковки. Его включают после того, как автомобиль остановлен и поставлен на ручной тормоз. Заводить мотор при данном положении рычага разрешается.

2. R ― положение предназначено для движения задним ходом. Его можно включать только при нажатой педали тормоза и лишь после полной остановки автомобиля. Несоблюдение этого правила чревато выходом из строя коробки передач.

3. N — нейтральное положение (имеется и у механической коробки передач). В данном положении ведущие колеса отключены от двигателя, крутящий момент на них не передается, поэтому можно заводить мотор. Категорически запрещается устанавливать рычаг в данное положение во время движения — коробка передач выйдет из строя.

4. D — положение движения автомобиля. В нем осуществляется езда в обычных условиях, причем при данном режиме без участия водителя переключаются еще несколько передач (можно почувствовать в процессе езды по едва заметным толчкам). Эти передачи переключаются автоматически в зависимости от скоростного режима, условий езды и иных факторов.

В некоторых современных автомобилях, оснащенных автоматической коробкой передач, присутствуют дополнительные режимы разгона (нормальный, экономичный и спортивный), выбор которых осуществляется определенным положением рычага селектора.

Следует отметить, что автоматическая коробка передач по сравнению с механической более склонна к поломкам. В частности, она может выйти из строя при буксировке автомобиля и гарантированно сломается при попытке завести машину «с толкача». Если в случае механической коробки несвоевременное или неаккуратное включение какой-либо передачи не обязательно повлечет неприятные последствия, то автомат подобного обращения не прощает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: