Служба управления персоналом является функциональным подразделением, непосредственно не участвуя в основной деятельности, обеспечивает нормальное функционирование организации.
Служба управления персоналом - совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.
Работа служб персонала имеет два направления: тактическое и стратегическое. В рамках тактического направления осуществляется текущая кадровая работа по формированию трудовых ресурсов. Суть кадровой работы в этом направлении состоит в определении того, что конкретно, кем, как и с помощью чего должно делаться на практике в данный момент в сфере управления персоналом. Решение этих повседневных задач основывается на административных методах.
Стратегическое направление работы служб персонала ориентировано на формирование кадровой политики организации, то есть системы теоретических взглядов, идей, требований, практических мероприятий в области работы с персоналом, ее основных форм и методов.
|
|
Функции службы управления в наше в время трактуются по разному, но вот самая точная формулировка:
1. Подсистема условий труда
- соблюдение требований психофизиологии
- соблюдение требований технической эстетики
- охрана труда и техники безопасности
- организация производственных процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимального соотношения между количеством единиц оборудования и числом персонала.
2. Подсистема трудовых отношений:
- анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений
- анализ и регулирование отношений руководства
- управление производственными конфликтами и стрессами
- социально-психологическая диагностика
- соблюдение этических норм взаимоотношений
- управление взаимодействием с профсоюзами.
3. Подсистема оформления и учета кадров:
- оформление и учет приема, увольнений, перемещений
- информационное обеспечение системы кадрового управления
- профориентация
- обеспечение занятости
4. Подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга персонала:
- разработка стратегии управления персоналом
- анализ кадрового потенциала
- анализ рынка труда, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организация рекламы
- планирование кадров
- взаимосвязь с внешними источниками, обеспечивающими кадрами организацию
- оценка кандидатов на вакантную должность
- текущая периодическая оценка кадров.
5. Подсистема развития кадров:
- техническое и экономическое обучение
- переподготовка и повышение квалификации
- работа с кадровым резервом
- профессиональная и социально-психологическая адаптация новых работников.
6. Подсистема анализа и развития средств стимулирования труда:
-Нормирование и тарификация трудового процесса;
-Разработка систем оплаты труда;
-Использование средств морального поощрения;
- Разработка форм участия в прибыли и капитале;
- Управление трудовой мотивацией.
7. Подсистема юридических услуг:
- решение трудовых вопросов с точки зрения юридических нормативов;
- согласование распорядительных документов по управлению персоналом;
- решение правовых вопросов хозяйственной деятельности.
8. Подсистема развития социальной инфраструктуры:
- организация общественного питания;
- управление жилищно-бытовым обслуживанием;
- развитие культуры и физического воспитания;
- обеспечение охраны здоровья и отдыха;
- управление социальными конфликтами и стрессами.
9. Подсистема разработки организационной структуры управления:
- анализ сложившейся организационной структуры управления;
- проектирование организационной структуры управления;
- разработка штатного расписания;
- построение новой организационной структуры управления.
|
|
Эта классификация дает исчерпывающий перечень функций, приписываемых службе управления персоналом с точки зрения нового подхода к менеджменту.
Так как темой данной курсовой работы является «профилактика конфликтов в организации как задача службы управления персоналом», самой значимой подсистемой в данной ситуации является подсистема трудовых отношений.
Предупреждение конфликтов в организации начинается с отбора и расстановки кадров, в связи с этим служба управления персоналом играет здесь основную роль. Профессиональный отбор потенциальных членов организации, учитывающий не только деловые, но и индивидуальные качества работников, а так же правильная их расстановка на рабочие места могут избавить организацию от многих, объективно обусловленных конфликтов.
В ходе функционирования организации предупреждение конфликтов предполагает выявление причин неудовлетворенности роста и социальной напряженности на предконфликтной стадии и нахождение способов устранения этих причин или факторов, которые могут предотвратить возникновение конфликтной ситуации.
Все виды конфликтов, возникающих в различных системах трудовой организации, тесно взаимосвязаны между собой. Возникнув в одной системе отношений, конфликт, как правило, затрагивает и другие системы, так как носителями всех видов отношений в организации являются одни и те же люди. Кроме того, разного рода неудовлетворенности как бы аккумулируются в общую «копилку» неудовлетворенностей, создавая интегральный коэффициент социальной напряженности. Поэтому успех в деле предупреждения и разрешения конфликтов в организации во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут выявлены все источники роста социальной напряженности и их суммарные показатели. Для этого применяют различные методы и приемы. Например, используя факторный анализ, можно определить интегральный коэффициент социальной напряженности.
Признаки социальной напряженности могут быть выявлены и методом обычного наблюдения. Возможны следующие способы проявления «зреющего конфликта»:
· снижение производительности труда и уменьшение выпуска продукции;
· рост неудовлетворенности состоянием дел в организации;
· увеличение числа неявок на работу;
· массовые увольнения по собственному желанию;
· распространение слухов;
· стихийные минисобрания (беседы нескольких человек);
· активизация деятельности неформальных лидеров;
· рост эмоциональной напряженности;
|
|
· увеличение числа локальных конфликтов;
· коллективное невыполнение указаний руководства;
· стихийные митинги и забастовки.
В небольших трудовых коллективах для предупреждения конфликтов можно использовать социометрические методы измерения социально-психологического климата в коллективе. Выявление источников социальной напряженности и разрешения конфликта на ранней стадии его развития значительно снижает затраты и снижает возможность появления негативных последствий конфликта
Важнейшим условием предупреждения различного рода конфликтов и условием их разрешения является их правовое обеспечение. Оно основывается на различных правовых (закономерностях) актах – от Конституции РФ до отдельных приказов и распоряжений руководства организации. Наличие соответствующей правовой базы дает возможность в значительной степени влиять на ход развития конфликта.
Одним из основных правовых документов, регламентирующих отношения «рабочий-наниматель» является закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», а для отдельной организации – коллективный договор, в котором, как правило оговариваются возможные варианты урегулирования трудовых споров и конфликтов. Для локальных конфликтов правовой базы базой может служить Устав организации и другие правовые акты, определяющие систему норм и правил для всех ее членов. На уровне социально-психологической системы отношений роль неофициальной правовой базы выполняют неформальные нормы и правила, а роль посредника или орбита – неформальные лидеры.
Чтобы эффективно функционировать и развиваться в условиях рынка и конкуренции, организации необходимо постоянно изменяться и совершенствоваться. При этом каждые четыре или пять лет нужны крупные перемены: в организационной структуре, в изменении технологий, в выпуске новой продукции и др. Значительные изменения в организации неизбежно затрагивают интересы определенного числа ее членов и становятся источником конфликтов. Их предупреждение и урегулирование во многом зависит от методов управления организацией и работы службы управления персоналом.
|
|
Профилактика конфликтов — это совокупность направлений, методов управления организацией, которая уменьшает вероятность возникновения конфликтов. Профилактика конфликтов в организации представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем.
Сотрудники же службы управления персоналом, как правило, рассматривают, разрешение межличностных конфликтов в виде жестких мер по вынуждению оппонентов отказаться, от своих намерений не допуская их борьбы и т. п. Это одна из распространенных точек зрения, предлагает подходы к анализу причин конфликтов, преодолению уже возникших конфликтов и их профилактике. Многое, по его мнению, зависит от умения службы персонала анализировать информацию и управлять коммуникационными потоками. Многое здесь зависит от умения службы персонала анализировать информацию и управлять коммуникационными потоками. И если это неумело, непрофессионально или не делается вообще, то возникает опасность появления конфликтных ситуаций либо неправильного реагирования на уже возникшие конфликтные ситуации.
Служба персонала так же собирает и анализирует информацию от линейных менеджеров, проводя гласные, негласные опросы или тестирования, передает ее руководителям, которые принимают решения в рамках своей компетенции с целью профилактики конфликтов.