Билет 11. Мужской городской костюм 19-20 веков

Виды корпусной мебели в городском доме.

В начале XIX в. в связи с общеевропейским процессом возникновения буржуазного костюма фрак и сюртук, длинные штаны и жилет вытесняют кафтан кюлоты и камзол. Бытует два типа фраков. Появившийся первым фрак с закругленными полами, уходящими назад длиною примерно до колена, называют французским. Его носят по-прежнему с кюлотами и чулками. Одевают такой фрак по торжественным случаям и как вечерний костюм. Английский тип фрака с короткими прямыми фалдами (выше колена) носили с панталонами в обтяжку и короткими сапогами. Затем между французским и английскими фраками началось соперничество за место в светских салонах. В ходе этой борьбы, минуя несколько промежуточных форм, просуществовавших недолго, возник фрак близкий к современному виду. Одновременно с английским и французским фраком очень модными становятся сюртуки и рединготы – сюртук, пальто широкого покроя с длинными фалдами для верховой езды, носился и как демисезонная одежда. Изменился и камзол, став более коротким (до талии), без рукавов, с лацканами. Панталоны представляли собой длинные штаны без складки, имеющие боковые застежки на талии. На них не было стрелки и чтобы они хорошо сидели на фигуре в низу к гачам крепились стремешки (петли, надевавшиеся на ступню ноги). Что же касается тканей и расцветок. То прежние дорогие и цветные ткани шли только на придворные кафтаны. Фраки и жилеты для повседневной носки шили из более дешевых шелковых и полушелковых тканей, легкого бархата, плюша и различных видов сукна. На рубеже XVIII и XIX вв. стали очень модными одноцветные материи с полосками и рубчиком и гладкое сукно темных цветов. И это нововведение продержалось с небольшими отступлениями не только до революции 1917 г., но и до наших дней. В первых десятилетиях 19 в. появляется сюртук – мужская одежда до колена и немного выше, одно или двубортная, глухая или с открытым вырезом, со стоячим или отложным воротником. Сначала сюртук был верхней одеждой, затем одеждой для дома и улицы. Собираясь в гости или куда-либо в общество, надевали фрак. Жилеты бытуют, как правило, цветные или клетчатые. Шьются жилеты из более легких тканей шелка, атласа, легкого бархата. Пуговицы бронзовые или обтянутые тканью. Для первой половины дня считался приличным черный застегнутый на все пуговицы сюртук. Его носили только с черными или с темными в мелкую клеточку панталонами. После обеда был более приемлем светлый или цветной сюртук со светлыми однотонными или полосатыми панталонами. Одной из самых модных деталей становится галстук. Расширяется цветовая гамма галстуков, появляется множество способов их завязывания. Основной моделью является галстук платок. Появляется жесткий узкий галстук близкий по виду к галстуку современному. Непременными деталями костюма были перчатки лайковые или замшевые белого, серого, черного, кремового цветов и головной убор. Цилиндр как головной убор продержался до начала ХХ в. Верхней одеждой для торжественных случаев были рединготы или альмавивы – длинные темные мужские плащи. Зимней верхней одеждой по- прежнему являлись шубы. Очень модным становится каракуль, который применяется как для пошива изделий, так и для различных видов отделки. Прически освобождаются от пудры и помады. В моду входят просты прически из своих волос сначала с завитыми локонами, для чего мужчины накручивают на ночь папильотки – скрученная бумажка или тряпочка на которую накручиваются пряди волос для завивки. Затем постепенно утверждается короткая стрижка. Большое внимание уделяется аксессуарам. Трости становятся не обязательными. В 1840-е гг. в моду вошел монокль – стеклышко прямоугольной или округлой формы в оправе с цепочкой или шнурком. К длинным галстукам полагались булавки из благородных металлов с жемчугом, камеей, драгоценным камнем или эмалью. На руке обычно носили одно массивное кольцо. Как домашняя одежда бытуют халаты, и архалуки – стеганные на вате короткие кафтаны или длинные жилеты, выше колена из полосатых тканей. Во второй половине 19 в. и начале 20 в. покрой мужского костюма практически не меняется. Так примерно с 1860-х годов полы сюртука и фалды фрака удлиняются до колена. Еще одним новшеством является сюртуки чуть ниже талии, однобортный с накладными нагрудными и боковыми карманами – пиджаки. К концу века длинна сюртука стабилизируется на уровне чуть выше колена. Все виды сюртука могут быть как однобортными, так и двубортными. Появляется комплект тройка – пиджак, жилет и брюки из одного материала. К началу 20 века костюм был обычной повседневной одеждой мужчин всех возрастов и сословий, начиная от великих князей и, заканчивая фабричными рабочими, которые всегда старались справить себе пиджак. Элементы мужского городского костюма стали проникать и в деревню. Манишка – нагрудник, преимущественно из белой ткани, пришитый или пристегнутый к мужской сорочке. Воротнички и манжеты сорочек крахмалят. Они бывают цельнокроеными с сорочкой и съемными. С пиджаками носили и мягкие воротнички-пике, а с летними костюмами и рубахи без воротника с открытой шеей. Появляется специальная одежда для занятий спортом, верховой езды, активного отдыха и путешествий. Обычно это короткий двубортный пиджак с накладными карманами и короткие до колена брюки – бриджи, напоминающие прежние кюлоты. Бриджи носили обычно с высокими сапогами. Новым предметом, появившимся в связи с распространением привычки к курению, становятся портсигары. Окончательно прекращаются гонения на бородатых мужчин. Бороды и усы различного вида становятся популярными.

2. Постепенно сундук превращается в шкаф. Самым первым из шкафов был креденца, фактически сундук, с дверками, поставленный на ножки. В России тип мебели в виде сундука, поставленного вертикально, с открытыми или закрытыми полками, получил название поставец. Появляются открытые и застеклённые шкафы с полками – дрессуары, в которые выставляют лучшую дорогую посуду, предметы роскоши, часы, безделушки и т.д. Тип таких шкафов с горизонтальными полками сохраняется и по сегодняшний день под названием стеллаж. Родственным дрессуару и стеллажу видом мебели является сервант, несомненно близкий к не безызвестным словам сервировка, сервиз. Из двух сундуков поставленных друг на друга возник другой популярнейший образец мебели буфет. Обычно буфеты располагались в столовых и гостиных. Специальными шкафами для хранения посуды были также горки. Из сундука, поставленного вертикально возник плательный шкаф или шифоньер. Шкаф, имеющий только приспособление для развешивания одежды и сегодня по традиции называют плательным шкафом, т.е. шкафом для хранения платья. Приземистый шкаф с выдвижными ящиками для белья получил название – комод, слово тоже французского происхождения. Сравнительно недавним изобретением стали стенки - наборы шкафов в единообразном оформлении и занимающие всю или значительную часть стены. Наиболее поздними вариантами мебельного разнообразия стали угловые и встроенные шкафы, шкафы-купе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: