Динамика физической подготовленности школьников 9-15 лет

Актуальность. Процесс развития биологического организма происходит в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивен он в детском и юношеском возрасте. Развитие ребенка подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. К ним относятся неравномерность, неодновременность и обусловленность полом процессов роста и развития, а также влияние генетических и средовых факторов. Поэтому для правильного подхода к воспитанию детей, оценке их поведения, организации физиологически рационального режима обучения и отдыха необходимо знать и учитывать возрастные закономерности развития.

Одним из основных принципов сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является своевременное определение морфофункциональной зрелости, готовности растущего организма к новым для него условиям и видам деятельности и организация с ее учетом возраста ребенка, профилактических и оздоровительных мероприятий. Определение морфофункциональной зрелости базируется в первую очередь на оценке соответствия возраста и гармоничности физического и психического развития ребенка.

Организация исследования. На базе МОУ ООШ № 19 п. Роза Челябинской области были получены результаты физической подготовленности школьников за 3 года по физической культуре, которые проводились в сентябре. Были выбраны повторяющие нормативы: челночный бег 10 по 3, бег 30 метров, прыжок с места. В дальнейшем, полученные данные были обработаны статистическими методами с нахождением среднего арифметического с учетом гендерных различий.

Цель работы: выявить динамику физической подготовленности школьников 9-15 лет с учетом гендерных различий.

Результаты исследования. В таблице 1 представлены результаты исследования физических нормативов за 3 года по 3 нормативам: челночный бег 10 по 3, бег 30 метров и прыжки с места которые были проведены в сентябре.

Таблица 1 – Результаты нормативов за 3 года

Класс 2011-2012 уч, год 2012-2013 уч, год 2013-2014 уч, год
челночный бег (с) М / Д бег 30 метров (с) М / Д Прыжок (см) М / Д челночный бег (с) М / Д бег 30 метров (с) М / Д Прыжок (см) М / Д челночный бег (с) М / Д бег 30 метров (с) М / Д Прыжок (см) М / Д
  9,15 / 10,4 6,51 /6,31 131 /122 10,62/ 11,43 6,00 /6,00 140 / 137 10,50 /10,66 5,7 / 5,99 127 /118
  9,12 / 10,08 5,83 /6,10 140 / 122 9,24 / 10,39 6,44 /6,41 134\ 120 10,00 /10,51 5,66 /6,39 139 / 125
  10,34 / 10,66 5,82\6,05 142 / 114 9,37/ 10,31 5,85 /6,15 131\ 121 10,2 / 10,28 5,79, /6,08 133 / 134
  9,61 / 9,87 5,77 /6,28 150 / 142 9,99 / 10,55 5,8\6,03 163\ 142 9,1/ 9,58 7,32, /8,00 170/ 165
  9,41/ 9,96 6,16 /6,28 168/ 9,83\ 10,28 5,93\6,45 159\ 9,51 / 9,76 5,84 /6,68 170 / 160
  9,00 / 10,54 5,33/ 5,98 192/ 162 9,75\ 9,93 6,07 /6,32 168\ 149 8,80 / 9,08 5,22, /5,82 172 / 161
  8,78 / 9,75 5,5 / 6,05 193 / 154 9,02 / 10,53 5,3 / 5,98 191 / 162 8,98 / 10,18 4,78/ 7,04 178 / 155
  8,72 / 9,42 5,5/ 6,17 199 / 162 8,79 / 9,73 5,5 / 6,05 193\159 8,44 / 8,85 5,2 / 5,68 193 / 169

Примечание: М – мальчики, Д –девочки

Из таблицы 1, рассмотрим челночного бега с 2011-12 года (рисунок 1).

Рисунок 1 челночный бег 2011-2012

За это время у мальчиков показатели уменьшались с 2 по 4 класс, а в 4 классе резко ухудшились результаты и улучшались до 9 класса (чем выше показатель, тем результат хуже), по моему мнению, связано с тем, что челночный бег не зависит от возраста. Так же мы считаем, что снижение результата в 4 классе может быть связано с тем, что на детей плохо влияет сидячий образ жизни в начальной школе и именно в 4 классе это приводит. Далее с 5 класса, мальчики начинают больше ходить из кабинета в кабинет, и результаты начинают расти, особенно в 8 и 9 классах, где двигательная нагрузка очень высокая в отличие от других классах.

Анализируя аналогичный параметр у девочек, мы видим, что результаты показали разнообразные: самый быстрый класс был 9 класс, а самый медленный 3 класс, далее 4, 7 и 2. Заметно рост результатов с 3 по 5 класс. Видимо, такие различия могут определяться тем, что у девочек результаты не зависят от возраста, и прослеживается маленькая тенденция роста с 2 по 5. С 7по 9 классы, по моему мнению, это связана с ростом с началом пубертатного периода.

По результатам контрольных нормативов челночного бега можно сказать, что у мальчиков развиваются более равномерно, чем девочки. Мальчики 2 и 3 класса очень хорошо развита ловкость в отличие учащихся старших классов 4, 5, 6. Девочки показали не равномерное развитие по классам, но стоит отметить, что выпускники ОШ показали лучший результат, а за ними 8, 5 и 6 класс. Самыми плохими результаты, показали не самые младшие, а 3, а за ними 4, 7, 2. Так же резкое увеличение результата в 5 классе. Стоит отметить, что результаты с 7 класса улучшались по 9 класс у обоих полов, что скорей всего связано с ростом двигательный активности к выпуску из школы. Мы хотим предположить, что результаты не зависят от возраста, а зависят от характера двигательной активности школьника.

Рассмотрим результаты бег на 30 метров в том же году (рисунок №2)

.

Рисунок 2 бег 30 метров 2011-12

Изучая нормативы мальчиков, можно заметить, что со 2 по 5 класс результаты растут (чем выше результат, тем хуже), не считая одинаковые результаты 3 и 4 классов. Но 6 класс показал резкий спад нормативов по сравнению с другими. Лучший результат показал 7 класс, а после него результаты ухудшаются, но не намного, так как они являются 2 и 3. По результатам исследования, можно предположить, что скорость у мальчиков развивается не равномерно, но резко возрастает с 7 класса, возможно, из-за того, что двигательная активность сильно увеличивается, а раньше она то увеличивалась, то уменьшалась. Улучшение с 7 класса можно связать с началом пубертатного периода

У девочек результаты возрастали до 4 класса, 5-6 одинаковые, 7-9 классы ухудшались. Но, так же как и у мальчиков, лучший результат у 7 класса, одинаково 4 и 8 класс, а выпускной на 4 месте. Худшие результаты были у 2, а дальше у 5-6 классов. Не стоит опускать тот фактор, что во 2 классе девочки били быстрее. По итогам исследования девочек, хочется отметить фактор, что девочки выходя с детского сада, показывают результаты лучше мальчиков, а потом становятся слабее их. Можно предположить, что в детском саду они развивались более активно, чем мальчики.

Делая вывод по нормативу, видно, что самые низкие результаты, как и можно, было предположить, были получены у учащихся 2 класса, а самые высокие результаты у 9 класса. В отличие от челночного бега, результаты показаны более ровно, то есть, то они возрастали, то убывали. Лучшие результаты, как и у девочек и у мальчиков показал 7 класс. С 7 по 9 класс результаты ухудшались у обоих полов. Так же девочки показали лучше результат во 2 классе мальчиков, что, по моему мнению, показывает более хорошую физическую подготовку в детском саду.

Рассмотрим последние показатели, это прыжки с места (рисунок 3).

Рисунок 3 прыжки с места 11-12

В прыжках с места мальчики показали динамику возрастания к каждому классу, то есть самый худший результат 2 класс, а самый лучший 9 класс. По нашему мнению, что это связано с равномерным развитием прыжков от класса к классу, что обуславливает рост результата. По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод, что сильное увеличение результата с 7 по 9 класс связан с увеличением двигательной активности и началом пубертатного возраста.

Девочки показали не ровные результаты, самый худший результат был показан в 4 классе, а самый лучший в 7 и 9 классе. 2 и 3 класс нормативы одинаковые, с 4по 7 класс они растут, 6 и 8 класс одинаковые. С нашей точки зрения, итоги показывают резкий спад результата в 4 классе из-за сидячего образа жизни в начальной школе, в отличия от обще образовательной школы. В 5 классе результаты сильно отличаются от 4, так как, мы предполагаем, это связано с увеличение двигательной активности у девочек и хождение по кабинетам.

Делая результаты прыжков с места, стоит отметить динамику возрастания от каждого класса. А девочки не одинаково развивались, большие спады в 4 классе наблюдаются, но все же 7 и 9 классы высокие результаты. У девочек и мальчишек наблюдается сильный рост результатов в 5 классе, для мальчиков не такой большой. Мы находим общее то, что результаты у мальчиков от класса к классу возрастает, а у девочек нет такого показателя, что показывает неровность развития прыжков. У девочек, мы думаем, спад результата связан с увеличением двигательной активности.

Приведем итоги нормативов 2011-2012 года. Среди мальчиков самый сильный был 7 класс, он лучше показал бег 30 метров и 3 место по остальным нормативам. Среди девочек так же сильнее всех 7 класс.

У мальчиков всех классов видны конкретные изменения, то есть они, то увеличиваются, то уменьшаются. Девочки показали не равномерные результаты, особенно это видно на беге 30 метров. По нашему мнению, результаты, показанные у девчонок и мальчиков в беге на 30 метров и челночного бега, учитель, мог бы использовать эстафету начальных классов против старших классов, например, у мальчиков эстафета челночного бега с кубиками с 2 или 3 классы против 5 или 6 классов. Для девочек можно было устроить эстафету в беге на 30 метров 3 или 4 классы против 5 или 6 классов, что придало бы интерес к занятию на уроках «Физическая культура». Так же наблюдается резкий рост результатов с 7 класса, что говорит о начале переходного возраста.

Рассмотрим показатели 2012-2013 года. Начнем с челночного бега ( рисунок №4 ).

Рисунок 4 челночный бег 12-13 года

Мальчики 2 класса показали самые плохие результаты, а за ним 3 и 4 классы. С 3 по 5 классы результаты уменьшаются, а с 5 по 9 класс растут. И в итоге 9 класс показывает лучший результат, следом за ним 8, 3, 6 и 5 классы. Резкие ухудшения произошли в 5 классе. По нашему мнению, такие не равные результаты связаны с тем, что у нового поколения не развит челночный бег. Возможно, уменьшение сначала 3 по 5 классы связано с тем, что дети ведут в основном сидячий образ жизни, в отличие от старших классов, где результаты растут. Мы предполагаем, что такие спады и подъемы показывают о не динамичности результатов и дает учителю сигнал, что можно использовать совместные эстафеты с равной борьбой старших классов с младшими, например эстафета команды 6 и 7 против 3 и 4 классов.

У девочек результаты показал лучший 9 класс, а худший 2 класс. Потом результаты улучшаются до 4 класса, а в 5 ухудшение результата, а потом заново улучшение до 8 класса. Самые худшие результаты были показаны в 2, 5 и 8 классе. А самые лучшие 9, 7, 6, 4 и 3 классы. Мы думаем, что такие спады и подъемы показывают о не динамичности результатов и дает учителю сигнал, что можно использовать совместные эстафеты с равной борьбой старших классов с младшими, например 8 класс против 3 класса.

Подводя итоги челночного бега, хочется отметить, что самые лучшие результаты показали 9 классы, а самые худшие 2 классы. Мальчики более ровно развивались, с 2 по 5 ухудшались, а с 5 улучшались показанное время. У девочек результаты были не сильно ровные, только с 5 по 7 прогрессировали и с 2 по 4 росли. По показателям мальчиков и девочек, мы считаем, что можно было устроить совместные эстафеты, например 3 класс против 7 класса, где способствовала бы равная борьба. Так же у мальчиков прослеживается рост результатов с 7 класса, что говорит о начале пубертатного периода

Теперь рассмотрим бег 30 метров (рисунок № 5)

Рисунок 5 бег 30 метров 12-13

У мальчиков самый лучший результат показал 8 класс, потом 9, 5, 4, 6. А самый слабый показал 3 класс, за ним 7, 6 классы. Сначала результаты уменьшаются (с 2 по 3), а далее улучшаются до 5 класса. Затем уменьшаются (с 5 по 7), после резко улучшаются, и являются лучшими (8 по 9). Стоит отметить, что во 2 классе девочки показали одинаковые результаты с мальчиками, а в 3 классе были лучше девочки. По нашему мнению, такие нединамичные результаты показывают, что челночный бег у детей с 7 до 15 лет развиваются не динамично, но достигают своего максимума в 14 и 15 лет из-за переходного возраста. Так же, хочется отметить предположение, что в 2 и 3 классе результаты девочек наравне и даже лучше мальчиков. Это связано с тем, как девочки сильнее развиваются, а потом уступают. Мы считаем, что зная эти результаты, учитель физической культуры мог бы устроить равную по силам эстафету 2 или 4 класса с 6 классом.

У девочек лучшими были 8 класс, следующими как ни странно самые маленькие девочки 2 класс, далее 5 и 9, 4 классы. А самые худшие результаты показали 6, 3 и 7 классы. С 2 по 3 результаты ухудшались, а с 3 по 5 классы улучшались, далее5-6 ухудшились и 6 по 8 улучшились, ну, а в 9 звене ухудшились. По моему мнению, показывают о не динамичном развитии у девочек бега на 30 метров, так как лучший класса 8, а далее 2 класс. Учитель, зная такие результаты, мог бы использовать совместные эстафеты равным по силам классам, например 2 против 6 класса, где скорей всего одержала бы команда 2 класса.

По результатам нормативов можно сказать, что в 2 классе результаты одинаковые, как и у мальчиков, так и у девочек, а в 3 девочки даже быстрее мальчиков. Еще, общее, что, как и у обоих полов одинаково возрастали и уменьшались результаты. Стоит отметить резкое улучшение результатов в 8 и 9 классах по сравнению с 7. У мальчиков с 7 класса резко возрастают результаты, что говорит о начале пубертатного периода.

Таким образом, как и у девочек, так и у мальчиков лучшие результаты показал 8 класс. По нашему мнению, неравные результаты дают повод для учителя устраивать совместные эстафеты девочек и мальков в беге на 30 метров, например 2 против 6 класса

Рассмотрим последний норматив «прыжок с места» (рисунок № 6).

Рисунок 6 прыжки с места 12-13

У мальчиков лучший результат показал 9, а за ним 8, 7,5,6 классы. Самыми плохими результаты были у 4, 3, 2 классов. Сначала показатели ухудшались до 4 класса, а с 6 по 9 класс улучшались. По результатам видно, что с 5 класса резко увеличились результаты. Мы предполагаем, что спады с 2 по 4 классы показывают уменьшение двигательных действий и сидячий образ в школе, а увеличение в 5 классе показывают увеличение двигательной активности детей. По нашему мнению, сильный рост с 7 по 9 класс говорит о переходном возрасте.

У девочек лучший класс был 8 класс, а далее за ним 9 и 7 классы. Худший результат у 3 класса, а далее 4, 2 и 6 классы. Ученицы с 2 по 3 классы нормативы падают, с 3 по 5 увеличивались, в 6 упали, а 6-8 улучшались, ну а 9 уменьшились. Как и у мальчиков с 5 класса результаты резко увеличиваются. По полученным результатам, можно предположить, что с 2 по 4 классы результаты ухудшаются, так как увеличивается сидячий образ жизни и в 5 резко увеличивается, возможно, из-за того, девочки выполняют больше двигательных действий, чем в начальной школе. Так же хочется отметить сильный рост результатов с 7 класса, что говорит о росте двигательной нагрузки и о начале переходного возраста.

Делая общие выводы, стоит отметить, что прыжки резко возросли с 5 класса, и они одинаково возрастали, уменьшались у девочек и мальчиков. Здесь четко видно, что старшие классы показывают лучшие результаты, то есть 8 и 9 классы лучше всех развит прыжок. По нашему мнению, увеличение результата с 8 класса говорит о начале пубертатного периода, что способствует росту результата. Мы считаем, что увеличение прыжков в 5 классе связано с тем, что возрастает воздействий движения на них, путем хождения из класса в класс.

Подведем итоги учебного года 2012-2013.

Таким образом, лучшие результаты по трем нормативам показал 9 класс, а у девочек 8 класс. В отличия от прошлого года, результаты стали динамичными, то есть они, то возрастали, то убывали. Видно физические показатели старших классов, в отличие от младших, они улучшаются. Стоит отметить, что в прыжках, заметно силу 2 класса в начальной школе, что в других упражнения не замечалось. По нормативам, отметить результаты по обоим бегам у старших классов и 5 классов (в прыжках с места), что они резко уменьшили время по сравнению с младшими классами. Мы предполагаем, это связано с тем, что перед выпуском сильно возрастает нагрузка на детей и у них начинается переходный возраст. Из-за этого дети выполняют больше двигательной активности, чем в начальных классах, следственно происходит рост результатов.

В беге на 30 метров и челночный бег показали не динамичные результаты, что, по моему мнению, результаты не зависят от возраста, и они развиваются не закономерно чем прыжки с места. Можно предположить, если бы учитель знал эти результаты, то он мог бы спокойно устраивать равные большие игры между классами по бегу на 30 метров и челночному бегу, что придавало бы интерес к предмету «Физическая культура»

Рассмотрим результаты 2013-2014 года. Начнем, как и раньше с челночного бега (смотрите рисунок №7)

Рисунок 7 челночный бег 13-14

Самый лучший класс среди мальчиков в беге стал 9 класс, следом 7, 8 и 5 классы. Худшие результаты показали 2, 4 и 3 классы. У мальчиков не было постоянной динамики, то они ухудшались, то улучшались, то есть с 2 ухудшился по 3 класс, 3-4 классы увеличились… Стоит отметить, что в 5 классе резко меняются результаты, то есть увеличиваются и в 9 классе тоже резко увеличивается. Мы считаем, что сильное увеличение различий результатов в старших классов связано с ростом двигательной активности мальчиков и начавшимся переходным возрастом в отличие от начальной школы. Так же наблюдается не ровная динамика у классов, можно предположить, это говорит о неравномерном развитии ловкости мальчиков.

У девочек самый лучший результат показал 9 класс, а потом 7, 8 и 5 классы. Слабые результаты, как и должно, быть с 2 по 5 классы, а потом то увеличение, то уменьшение. Как и у мальчиков, с 5 класса результаты резко увеличиваются. Стоит отметить положительную динамику роста с 2 по 5 классы, по нашему мнению, это связано с гармоничным развитием девочек, а после 5 класса отмечено сильное увеличение, что может говорить об увеличение движений у детей старшего возраста. Мы считаем, что рост результатов в 7 классе, прежде всего, связан с началом пубертатного возраста и ростом хождения из класса в класс.

На основании проведенных исследований, что лучшие результаты достигли в 9 классе, что, по моему мнению, значит, лучшие результаты достигаются в 9 классе из-за увеличения двигательной активности и, возможно, начавшегося переходного возраста.

Подводя итоги, стоит заметить, что результаты с 5 класса резко увеличиваются, в отличие от 4 класса, как и у девочек, так и у мальчиков. Тоже резко растут результаты с 8 по 9 класс. Лучшие и худшие классы, как и должно, быть старшие и младшие классы. По динамике у мальчиков результаты «прыгали» то лучше то хуже, а у девочек ровно, что раньше такого не замечалось. У девочек результаты росли с 2 по 5 класс.

Таким образом, резкое увеличение результата в 5 классе связано с увеличением двигательной нагрузки на детей, и дальнейшее увеличение возможно с начинающимся пубертатным периодом.

Рассмотрим нормативы по бегу на 30 метров (рисунок № 8).

Рисунок 8 бег 30 метров 13-14

По результатам мальчиков лучший результат у 8 класса, за ним 9, 7, 3 классы. Самый плохой результат показал 5 класс, далее 6, 4 и 2. С 2 по 3 классы результаты ухудшались, с 3 по 5 уменьшались, 5 по 8 росли, 9 класс показал хуже 8 класса. Видно резкое ухудшение результатов в 5 классе. Мы считаем, что плохое развитие в 5 классе связано с переходом в старшие классы плохо сказывается с плохой скоростью, а далее нормативы растут, возможно, из-за увеличения двигательной активности и начала переходного возраста. Учитель по физической культуре, зная такие результаты, мог организовать совместные старты мальчиков с равной борьбой, например, 2 или 3 классы против 6 или 8 класса, где предположительно одержат начальные классы.

У девочек лучший результат показал 9 класс, затем 7, 2, 4 и 3 классы. Самый плохой результат показал 5 класс, далее 8, 6, 3 и 4 классы. С 2 по 5 результаты лавировали, а с 5 по 7 улучшались, потом увеличивались и к 9 уменьшались. Видно резкое ухудшение в 5 классе, что, по нашему мнению, обусловлено тем, что дети начинают больше выполнять двигательной активности, что сказывается сначала отрицательно, последующие классы растут, так как положительное влияние движений и, возможно сказывается начинающийся переходный возраст. Некоторые старшие классы показали результаты немного хуже, чем младшие классы, ведь учитель мог бы это использовать, создавая совместные эстафеты, например 3 класс против 6 класса.

В общем, можно отметить, что лучший класс у мальчиков был 8, а у девочек 9 класс, а худший класс был у 5 класса всей школы. У обоих полов резкое ухудшение в 5 классе. У мальчиков результаты от класса к классу увеличивались, а у девочек нет. По нашему мнению, спад результатов и дальнейший резкий рост, связан начальной плохой переносимости нагрузки. В дальнейшем увеличение результатов, мы считаем, говорит о привыкании двигательных действий и начинающийся переходный возраст. На своих уроках, мы считаем, что учитель для разнообразия уроков, мог бы устраивать смешанную (девочки и мальчики) эстафету, например 2 или 3 класс против 7 класса

Следующие результаты прыжков с места(рисунок №9)

Рисунок 9 прыжки с места 13-14

Среди мальчиков лучший класс был 9 класс, далее 8,7,6,5 классы. А слабые, были самые маленькие 2, 4, 3 классы. Результаты нормативов росли не равномерно до 5 класса, а после 5 улучшались. Резко увеличилась длина прыжка в 5 классе. У них результаты с начальных классов сильно меняются, с 5 по 8 не сильно изменяются, к 9 классу сделан резкий скачок. По нашему мнению, надо отметить, что сильный рост результата в 5 классе возможен из-за увеличения двигательных действий, путем хождения из кабинета в кабинет, а дальнейшее увеличение возможно из-за начинающего переходного возраста.

У девочек лучший результат показал тоже 9 класс, а за ним 5, 6,7,8 классы. Самые худшие были у 2 по 3 классы. С 2 по 5 классы результаты резко улучшаются, а до 8 уменьшаются, к 9 растут. Как и у мальчиков, результаты резко выросли в 5 классе. Стоит отметить, что после 5 класса итоги сильно не меняются и являются резким толчком увеличением в 5 классе. На основания проведенного исследования, можно сделать вывод, что это связано с увеличением двигательной активности девочек, а в дальнейшем с началом пубертатного периода. С 5 по 8 показатели падают, мы предполагаем, что это соединено с тем, что девочки, в отличие от мальчиков, меньше двигаются или на них плохо влияет переходный возраст.

По результатам прыжков с места, стоит отметить лучший класс стал 9, а самые слабые 2 класс. Результаты нормативов показали динамику роста (у мальчиков) и падения (у девочек). Резкий рост длины прыжка показали в 5 классе, мы считаем, что объедено с увеличением двигательной активности детей и возможно, с начинающим переходным возрастом, так как к 9 классу они показывают свои лучшие результаты.

По показателям 2013-14 года стоит отметить лучший класс самый старший, а самый младший худший. В этом году четко видны изменения в 5 классе, то они резко ухудшаются (бег 30 метров), то резко улучшаются (прыжки с места). Мы считаем, это связано с тем, что дети начинают выполнять больше двигательных действий в виде хождения по классам, что способствует их резкий рост, за исключением бега на 30 метров, где результаты падают. Мы предполагаем, что эти повышения связаны с начинающим пубертатным возрастом. По динамике роста и падения результата показала ровно, без существенных сдвигов, по моему мнению, это говорит о динамичном развитии детей. В беге на 30 метров учитель мог бы устроить совместные эстафеты мальчиков и девочек, где будет наблюдаться равная борьба старших классов и младших классов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: