Алъбер Камю

P. S. Нужно ли добавлять, что в моих репликах вовсе не содержалось осуждения американского правосудия, а только и исключительно тяжба об одном из фактов цивилизации, общем для многих стран, в том числе для Вашей и для моей.

Это последнее известное выступление Альбера Камю против смертной казни, сделанное ровно за семь месяцев до его смерти. Тремя месяцами ранее, в марте 1959 года, он высказался в пользу греческого депутата-коммуниста Манолиса Глезоса, приговоренного к смерти за покушение на безопасность государства и в конечном итоге получившего помилование.

Камю довольно редко писал предисловия. Но в 1952 году он написал предисловие к Балладе Редингской тюрьмы Оскара Уайльда — истории солдата-убийцы, которому предстояло погибнуть на виселице22. «[...] По выходе из тюрьмы Уайльд, совершенно истощенный, едва нашел в себе силы для того, чтобы написать эту замечательную Балладу и дать в ней голос крикам, вырвавшимся в одно утро из всех камер Рединга и повторившим крик узника, которого вешали люди во фраках», — писал Камю. Уайльд здесь завершил «тот головокружительный путь, каким он шел от салонного искусства, чьи приверженцы в другом слышат только себя, к искусству тюремному, где все камеры повторяют крик агонии — крик человека, которого убивают подобные ему». В отличие от Уайльда, Камю еще в юном возрасте понял, что необходимо «отождествить искусство и боль». Несомненно, это одна из причин всеприсутствия темы смертной казни не только в его эссе, статьях и политических выступлениях, но и во всем его творчестве23.

Марк Ж. Блок

258//259



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: