В России уже с 1997 года проводится эксперимент Министерства образования.
Пять лет полтора десятка российских вузов (преимущественно экономического и
технического профиля) отрабатывали перспективные образовательные технологии.
«Было создано 588 учебных центров, где прошло обучение более 206 тысяч
студентов и слушателей, приняло участие в организации учебного процесса более
13 тысяч преподавателей, тьюторов (педагогов-консультантов) и педагогов-
технологов. В рамках традиционных форм обучения развиты и апробированы
разнообразные дистанционные образовательные технологии, качественно
отличающиеся как по применяемым учебным моделям, так и по составу и способам
доставки обучаемым образовательных материалов, среди которых комплексная
кейс-технология в сочетании со специально разработанными очными формами
занятий, Интернет-технология в сочетании с использованием обучающих программ
и кейс-технологии, телевизионно-спутниковая информационная технология.
|
|
В ходе эксперимента был достигнут удовлетворительный уровень качества
подготовки: десятки тысяч выпускников успешно прошли итоговую аттестацию в
государственных аттестационных комиссиях». И если сравнить с двумястами
тысячами обучающихся, получается 60-70-процентный отсев! И кроме того, «по
данным Государственной инспекции по аттестации, в службах занятости пока не
зарегистрирован ни один выпускник, обучавшийся по дистанционным
технологиям»). В целом результаты эксперимента оправдали надежды участников и
организаторов.
Для иллюстрирования ситуации с общим уровнем образования в России надо
отметить, что дипломированных специалистов в Японии - 40% населения, в
Финляндии - около 20%, в Российской Федерации - 7,6%. Более трети взрослого
населения России имеют актуализированные образовательные потребности, из них
более половины хотели бы получить профессиональное образование, остальные
нуждаются в дополнительном обучении. Более 70% из них готовы в той или иной
мере оплачивать учебу. В развитых странах студентами становятся от 80-90%
выпускников школ. У нас, например, в 2001 году в институты поступили только
15,6% школьников.
Если иметь в виду стремление России к интеграции в мировое сообщество, то
отставание в массовости и доступности образовательных услуг есть
стратегический проигрыш этому самому сообществу. И дистанционные технологии
чуть ли не единственный выход из положения. Понимая это, государство сегодня
пытается создать систему открытого образования.