Микронезия (что в переводе с греческого означает «маленькие острова») включает в себя острова: 1) Марианские; 2) Палау и Яп; 3) Каролинские: 4) Маршалловы, состоящие из двух параллельных цепей: западной — Ралик и восточной — Ратак; 5) Гилберта. Основным занятием населения Минконезии было земледелие. Орудиями для обработки почвы служила палка с заостренным концом (танум) и каменная мотыга (акоа). Рис жали ножами из острых раковин. Рис был для них одним из основных источником пропитания. Также они питаются ямсом, бананами, кокосовыми орехами, плодами хлебного дерева, сахарным тростником; в пищу шла рыба, мясо черепах, летучих мышей, разных птиц.Разделение труда между мужчинами и женщинами было следующим -Женщины не занимаются полевыми работами, а проводят время дома за плетением цыновок, корзин и изготовлением других хозяйственных предметов из пальмовых листьев. Они следили за детьми, а также собирали съедобные корни и листья в лесу, ловили ручными сетями рыбу на рифах, изготовляли глиняную посуду, кокосовое масло, готовили пищу. Мужчины работали на полях, ловили рыбу сетями, строили дома и лодки; на них лежала вся ремесленная работа по дереву и камню.Главным оружием служило копье с наконечником из человеческой кости.Войны, насколько известно, были редки и не кровопролитны. Одежда почти отсутствовала: в большинстве случаев ограничивались поясами из волокон. Во время дождя и на праздниках употреблялась одежда, сшитая из листьев пандануса, и такие же шлемы, но ни покрой, ни вид их не известны, так как образцов не сохранилось. Употреблялись распространенные по всей западной Микронезии украшения из черепаховых подвесок и раковин. Татуировка отсутствовала, в отличие от Полинеии. Зубы, и это характерно для всей западной Микронезии, красилш в черный цвет.
|
|
Простой народ жил в хижинах из листьев, а знатные строили дома на столбах или на сваях каменной кладки. Такие столбы до сих пор сохранились на некоторых островах, но, к сожалению, археологически они еще не изучались. Общественный строй населения Микронезии. Каждый остров делился на районы, включавшие одну или несколько деревень. Во главе района стоял вождь со своей семьей (жена, младшие братья, потомки).К сожалению, экономический строй микронезийцев мало изучен. Нет никаких сведений о том базисе, который создал эти социальные порядки. Повидимому, земля уже стала частной собственностью знатных: источники говорят о их «фамильных имениях». Но наряду с нарождающимся классовым продолжал еще существовать и родовой строй. Микронезийцы объединялись в роды, принадлежность к которым определялась по линии матери. Возможно, что род сохранял еще признаки экзогамии. При всех сколько-нибудь значительных работах члены рода собирались вместе и помогали друг другу. Известно также, что на Марианских островах существовало общество холостой молодежи, носившее название улитао, или уритао. Члены его жили в отдельных домах холостяков и, как выражается один из старых авторов, «предавались эпикуреизму». Очевидно, здесь речь идет о возрастном классе юношей; они жили в мужском доме, служившем клубом.Целый ряд черт указывает на высокое положение женщин. Есть упоминания о женских собраних, на которые мужчины не допускались. Женщины приходили туда в лучших одеждах и исполняли различные песни и пляски.Отмечается полная свобода девушек до брака. Девушкам разрешалось посещать дома холостой молодежи. При сватании в качестве свата выступала матьТрудно установить из противоречивых сведений, был ли брак патрилокален или матрилокален. Во всяком случае наличие брака отработкой указывает на пережитки матрилокальности.Улов от рыбной ловли отдавался жене, которая распределяла его среди родственников.Любопытны брачные взаимоотношения.В случае неверности жены муж изгонял ее из дома, но не имел права наказывать ее. Единственное, что он мог сделать, это вызвать своего соперника на поединок. Напротив, если муж нарушил супружескую верность, то жена наказывала его жестоко.Женщина оставляла свое жилище и уведомляла родственников, что не может жить с мужем; тогда родственники являлись в дом виновного, ломали, разбивали и уносили все, что попадалось под руку, и счастлив был хозяин, если мстители ограничивались только этим и не разрушали его жилища. Далее указывается, что кто бы ни подал повод к разрыву, дети всегда оставались при матери.По смерти мужа все имущество переходило к его жене. После смерти женщины имущество забирали ее родственники. Если умирала мать, то кормление и воспитание детей, особенно грудных, брали на себя ее родственники, очевидно, из ее рода.
|
|
Вообще между людьми одного рода и даже одного поколения существовала постоянная и непременная обязанность помощи друг другу. Помощь оказывали в случае родов, брака, погребения, постройки дома или лодки, обработки полей. Если женщина нуждалась в лодке и подобных предметах, принадлежащих любому ее родственнику, то она приносила ему кружок из черепахового щита и говорила: «Я даю тебе такую-то вещь, возьми ее вместо такой-то вещи, мне нужной». Отказывать было нельзя. Все эти данные, несмотря на их отрывочность, показывают, что здесь существовали характерные черты матриархального родового устройства. Наконец, микронезийцы имели развитой фольклор и музыку, но образцы до нас не дошли. Из музыкальных инструментов известны только два типа флейт, из них одна носовая, т. е. полинезийского типа.Вся эта своеобразная и по-своему богатая культура ныне совершенно исчезла. Быт современного населения Микронезии полностью подчинен капиталистическим порядкам, в нем мало самобытного.
| |||||
42-43-44. Оседлые рыбаки северо-западного побережья Северной Америки Делятся на три группы: Северная (тлинкиты, хайде, тимшиан) Центральная (вакаши - квакиютль, нутка) Южная (селиш) Лучше всего изучен в этнологическом плане.Они занимались присваивающим хозяйством, но природное богатство позволило им достичь весьма высокого уровня экономического развития. Семьи запасали до 1000 лососей и 200 л жира на человека на зиму.Искусство весьма развито - непревзойденная резьба по дереву (тотемные столбы, украшение лодок, поддерживающие крыши столбы).Жилища были с маленьким входом сверху, одновременно исполнявшим роль дымохода.Имели значительно развитое рабство. Регион классического обычая потлача. Участники потлача делились на две группы. Как правило одаривались представители фратрии жены.Тотемизм - главная религия + вера в духов-помощников. ^ Племена собирателей в Калифорнии Вплоть до середины XIX в. их традиционный общественный строй и самобытная культура сохранялись в том виде, в каком они сложились в итоге длительного самостоятельного развития. Некоторые группы индейцев Калифорнии «до 50-х годов XIX в. практически не подозревали о существовании каких-либо неиндейских народов». После открытия в 1848 г. в Калифорнии золота началось массовое истребление коренного населения, разрушение его культуры. Несмотря на это, индейцы Калифорнии этнографически хорошо изучены. Они представляют собой особый тип общества, основанного на присваивающем хозяйстве, но не зашедшего еще так далеко в имущественном и социальном расслоении, как индейцы северо-западного побережья Северной Америки. Наряду с универсальными им свойственны и такие черты, которые позволяют рассматривать их как один из вариантов охотничье-собирательского общества, теперь очень редкий, но, возможно, широко распространенный в далеком прошлом. Особому положению индейцев Калифорнии способствовало не только своеобразное сочетание природных условий, но и относительная их изоляция. Последнее обстоятельство объясняет, почему они так долго сохраняли свой традиционный общественный уклад. Древнейший период истории калифорнийских индейцев современная археология начинает с IX тысячелетия до н. э. Вплоть до колонизации индейцы Калифорнии, за исключением юма, диегоэньо, кагуилья и камия, живущих на крайнем юге, не были знакомы с земледелием, не знали они и скотоводства. Техника охоты, рыболовства и собирательства калифорнийских индейцев основывалась на материалах, характерных для каменного века; огонь добывался высверливанием.Желуди и лососи, заходящие во время нереста в реки Калифорнии, добывались и заготавливались впрок в больших количествах. Желуди давали индейцам Калифорнии такой же устойчивый и обильный урожай, как бушменам - орехи монгонго. Охота и рыболовство были мужскими занятиями. Охотились калифорнийские индейцы как индивидуально, так и коллективно. В коллективной охоте загоном на оленей, лосей и антилоп участвовало иногда до сорока человек. Собирательством занимались главным образом женщины. Они же вялили рыбу и мясо, обрабатывали продукты собирательства. Подобно аборигенам Австралии, тасманийцам и бушменам, калифорнийцы систематически сжигали траву и кустарники на обширных пространствах, что способствовало росту растительности в следующем сезоне и привлекало стада.В долговременных и постоянных поселениях возводились прочные деревянные жилища двух основных типов - наземные и полуземлянки. В сезонных поселениях зимние жилища делались вместительнее летних, и если последние обычно предназначались для одной простой семьи, то зимние жилища были рассчитаны нередко на несколько простых семей. Внутри жилища устраивался один или несколько очагов. Кроме того, в поселении имелись общественные дома для собраний и обрядов, причем некоторые могли вместить несколько сот человек, хранилища для желудей, мастерские, «дома для потения» - бани. Последние служили одновременно клубами для мужчин. Территории общин второй степени были расположены на территории, принадлежавшей общине первой степени, и, в свою очередь, находились в их собственности. Иными словами, в пределах территории общины первой степени располагались охотничьи, собирательские и рыболовные угодья общин второй степени. Иерархической общинной структуре соответствовала иерархическая структура отношений собственности на землю. Каждый член общины второй степени имел равное с другими право на природные ресурсы ее территории, если только это право не ограничивалось семейными притязаниями на участки общинной территории. Отношения собственности на землю покоились на принципах коллективизма и равноправия, как это свойственно и другим охотникам и собирателям. Община первой степени была не только основной собственницей земли, но и крупнейшей общностью, выступавшей в качестве автономной потестарной единицы - ее нередко возглавлял вождь, власть которого, однако, не распространялась за пределы общины. На уровне племени вождей или каких-либо органов власти не существовало. Каждым поселением, входившим в общину первой степени, управлял старейшина. Вождю общины первой степени, обычно жившему в главном, самом крупном поселении, подчинялись старейшины остальных поселений. Итак, иерархической общинной структуре соответствовала не только иерархическая структура отношений собственности на землю, но и иерархическая структура власти. Последняя в отличие от отношений собственности на землю во многом уже отошла от принципов равноправия и демократизма. Достаточно сказать, что статус вождя и старейшины часто был наследственным. У других охотников и собирателей подобных отношений власти нет. ^ Северные лесные охотники Область канадской тайги, которая заселена двумя языковыми группами - алгонкинами и атапасками.К алгонкинам относятся кри, монтанье, наскапи. Кри от агентов компании Гудзонова залива получили европейское оружие и в XVIII в. контролировали регион. Сильный урон им нанесла европейская охота на пушного зверя, когда европейцы активно за алкоголь скупали у них шкурки. Проблема индейцев в отсутствии похмелья, что вызвало крайне быстрое спивание их. 1784, 1838 - крупные эпидемии оспы, буквально выкосившие все население. К середине XIX века они были переселены в резервации.У этих индейцев очень красивая одежда, преимущественно замшевая, искусно выделанная и красиво раскрашенная. Жилищами служили конусовидные палатки, называемые типи (из языка дакотов). Вигвам же - сферообразное жилище.Тотемические представления самые распространенные. Считается, что человек наиболее удачлив в охоте на свой тотем. Был сильно развит культ северного ветра. ^ Земледельцы востока и юго-восточных областей Северной Америки Ирокезы состояли из пяти племен - сенега, каюга, онейда, анандага, магауки. Название пришло в общий обиход через французов, но имя имеет происхождение алгонкинское, "ироку" - настоящие гадюки. Они - ручные земледельцы, выращивающие маис, которого знали до 11 сортов, в количествах значительно больше, чем им было нужно. Были выработаны весьма совершенные методы хранения маиса. В земледелии главную роль играли женщины. Они объявляли, когда приступать к какой стадии сельхозработ. Мужчины были охотниками. Зима была отдана охоте.Кроме маиса выращивали бобы и тыкву. Эти три растения представляли культ "трех сестер".Одежда из замши. На ногах носили мокасины, короткие кожаные штаны.Ирокезы были очень воинственными племенами. Жили они в длинных домах, которые делались из коры, внутри делился на отсеки, в которых жили отдельные семьи. Стоял такой дом 10-12 лет. За это время обычно поля утрачивали урожайность, и поэтому ирокезы меняли место жительства. Теперь в виде длинного дома ирокезы стоят церкви.Под влиянием миссионеров у них возникла вера в единого бога Маниту.Алгонкины жили на восточном побережье и стали первыми, пострадавшими от европейской колонизации. Самые первые контактирующие племена были уничтожены. Огромное количество слов, относящихся к индейцам, в наших языках именно алгонкинского происхождения. У них была очень красочная одежда. Обывательские представления об индейцах формировались именно на их основе.Очень воинственны. Высшая доблесть - забрать оружие у живого врага, снять скальп. Для хозяйства характерно сбор риса. ^ Охотники прерий Североамериканские прерии простираются между рекой Миссисипи на востоке и Скалистыми горами на западе. На севере прерии доходили до средней части нынешней Канады, а на юге — почти до Мексиканского залива. И это огромное пространство овладевший конем индеец заселил всего за несколько лет уже в послеколумбову эпоху. Только тогда и родился прерийный, или, как его еще называют, степной, индеец. Следовательно, культура прерийных индейцев является самой молодой индейской культурой Северной Америки. Какие индейские племена можно считать настоящими степными кочевниками? В первую очередь племена языковой группы сиу. Вся жизнь прерийных индейцев была связана с двумя животными. Во-первых, с бизоном. Он давал им мясо, из которого они приготовляли также своего рода «консервы» (пеммикан). Из бизоньих шкур индейцы делали конусообразные палатки — типи, шили одежду и обувь.Пока у индейцев не было лошадей, бизон был для них желанной, но весьма трудной добычей. На бизонов они охотились следующим образом: в середине лета строились большие загоны, куда загоняли бизонов, и уже там их убивали. Основным оружием индейцев доколумбовой эпохи был лук из рога или твердого дерева. Кроме того, прерийные индейцы пользовались на охоте длинными копьями с каменными наконечниками. Уже при первой встрече степные индейцы поразили белых своим одеянием. Вся одежда мужчин и женщин изготовлялась из выделанных бизоньих шкур. Основным будничным одеянием мужчины была набедренная повязка и особые «гамаши» — ноговицы, закрывающие ноги выше щиколоток. Мужчины и женщины обувались в мокасины, богато украшенные иглами дикобраза. Ноговицы, соединенные с мокасинами, напоминали облегающие ногу высокие до пояса сапоги. Женщины носили длинные прямые одеяния из замши. Боевые рубахи, украшенные скальпами, носили только вожди и самые прославленные воины племени. В этот торжественный наряд входил и плащ, на котором часто изображались подвиги его владельца. Но самым великолепным украшением прерийных индейцев была налобная повязка с орлиными перьями. Каждое птичье перо в повязке означало какой-нибудь мужественный поступок носящего это украшение. Перья были по-разному окрашены и особым образом подрезаны. Каждый оттенок цвета, каждая зарубка имели свой строго определенный смысл. Так что в те времена налобные повязки были своего рода орденскими ленточками. Воины, кроме того, украшали себя ожерельями из когтей гризли. Индейцы прерий не были какой-то особо воинственной группой индейского населения. Свою первую оборонительную войну они начали только после того, как белые вероломно нарушили все заключенные договоры и стали лишать индейцев последней принадлежавшей им земли. В межплеменных столкновениях индейцы прерий совершали неожиданные молниеносные нападения, причем не с целью убить врага, а для того, чтобы снять скальп, а позднее — похитить его лошадь и тем самым доказать свою храбрость. Основным орудием охоты и оружием индейцев прерий оставался лук, которому они отдавали предпочтение даже перед огнестрельным оружием. В бою прерийные индейцы защищали себя щитами из оленьей или бизоньей кожи. Наименьшей общественной ячейкой у этих индейцев, как и всюду, был род. Индеец принадлежал либо к роду своей матери (например, у вороньих индейцев), либо к роду отца. Несколько родов составляли племя, во главе которого стоял «совет вождей», представлявший собой не столько исполнительную власть, сколько репрезентативный орган. Взрослые мужчины объединялись в особые «мужские» общества. Если вожди, как правило, не обладали сколько-нибудь значительной властью, то колдуны, шаманы пользовались большим уважением. Главной их обязанностью было общение с духами, которое позволяло им врачевать больных, руководить религиозными обрядами, предрекать будущее, отвращать непогоду и т. д. Основными их «рабочими инструментами» были, как обычно, шаманский бубен и трещотка. Колдун готовится к своей «профессии» еще до того, как появляется на свет. Так, например, дакоты верят, что до рождения колдун живет на небесах среди громов, от коих и приобретает свои знания. Гром дает избраннику духов указание, когда, в какое время он должен стать шаманом. В жизни индейца сны играли исключительную роль. Женщины, увидев во сне орнаменты, украшали ими нарядные пояса. Юношам, будущим воинам прерий (например, у омаха), «божественный сон» часто предвещал изменение всей прежней жизни. ^ Племена юго-западных штатов Северной Америки (с различными типами хозяйства) В особую область выделяется всеми американскими этнографами территория юго-западных штатов — Нью-Мексико и Аризона; в нее включают отчасти и южную часть штата Калифорния и прилегающие области северной и северо-западной Мексики(штаты Сонора, Нижняя Калифорния). Это область засушливых степей и полупустынь. Здесь обитают племена разной языковой принадлежности, в большинстве входящие в юто-ацтек«* скую семью; с XIII—XIV вв. сюда проникли с севера атапаскские племена навахов и апачей. И в культурном отношении область не представляет единого целого. Своего рода культурный центр ее составляют племена индейцев пуэбло с их развитым оросительным земледелием и общим очень высоким уровнем культурного развития: многолюдные укрепленные поселки пуэбло, развитые ремесла (весьма совершенное ткачество, крашеная и расписная керамика, искусное плетение и пр.). Постепенное формирование культуры пуэбло хорошо прослеживается на археологических памятниках с первых веков нашей эры, а с XVI в.— и по письменным известиям, испанским и др. Племена пуэбло оказали более или менее сильное культурное влияние и на соседей, особенно на навахов, перешедших от чисто охотничьего быта к земледелию, и в меньшей степени на апачей. В стороне от их влияния остались племена охотников и собирателей южной Калифорнии и северо-западной Мексики. Крёбер подразделяет всю юго-западную область на две основные подобласти: 1) пуэбло, с выделением живущих между и вокруг пуэбло нава- хов и апачей, и 2) Соноро-Хила-Юма, где обитают более отсталые племена, с выделением внутри подобласти восьми еще более мелких районов.Со времени прихода европейцев в культуре населения области многое изменилось. От испано-мексиканских поселенцев пуэбло и навахи научились разводить овец и ткать шерсть, усвоили ювелирное мастерство, получившее впоследствии важное значение в их эконохмике. Они успешно сопротивлялись колониальному гнету Испании и до сих пор сопротивляются проникновению капиталистических отношений, сохраняя во многом свою самобытную культуру,— хотя они и лишились значительной части своей земли и терпят много бедствий от капиталистических порядков и национальной дискриминации. ^ Земледельческие и охотничьи племена бассейна Ориноко и Амазонки Тропическая область Южной Америки, простирающаяся от подножия Анд к востоку от Атлантического океана,— огромные бассейны Амазонки и Ориноко, а также область Бразильского нагорья и верхняя часть бассейна р. Парагвая,— рассматривается обычно как единая в хозяйственном и культурном отношении область, хотя внутри ее и имеется много различий и локальных вариантов. К. Уисслер обозначает ее как «ареал маниоки», а географически — как «Амазонскую область»,— хотя включает сюда и бассейн Ориноко и всю южную и юго-восточную часть Бразилии и хотя далеко не все племена этой обширной страны возделывали маниоку и вообще знали земледелие. Здесь издавна живут многочисленные племена, принадлежащие к языковым группам араваков, карибов, тупи-гуарани и к нескольким более мелким. Общий уровень их культурного развития был и остается гораздо более низким, чем культурный уровень большинства племен Северной Америки, не говоря уже о культурных народах Центральной Америки. Но он не одинаков в разных частях области. Большинство племен — земледельцы, возделывают преим5щественно маниоку (кассаву), дополняемую другими тропическими культурами. Но земледелие повсеместно комбинируется с охотой, рыболовством и собирательством; некоторые же племена, наиболее примитивные, ведут чисто охотничье-собирательское хозяйство и земледелием не занимаются. Таким образом, по типу хозяйства и по общему уровню развития население обширной тропической области Южной Америки делилось по меньшей мере на две основные группы: племена земледельцев и племена охотников-собирателей.Из характерных черт материальной культуры, свойственных большинству племен данной области, отмечаются такие: большие общинные дома (,малока), вмещающие у некоторых племен все население деревни; подвесные койки — гамаки для сна; долбленые или корьевые лодки (ибо реки — единственные пути сообщения); духовое ружье (сарбакан) с отравленными стрелахми; изготовление ядов (кураре и др.); почти полное отсутствие одежды, разнообразие перьевых украшений.В общественном строе некоторых племен сохранились архаические формы: материнский род, материнская большая семья, имеют место возраст* ные инициации мальчиков и пр. Но во многих местах наметился — вероятно в связи с расселением на огромно я территории в дебрях тропического леса — распад древних родовых общин, переход к отцовскому счету родства.Европейская колонизация многое изменила. В прибрежных и восточных районах Бразилии, Гвианы, Венесуэлы индейцев вообще осталось мало; немногочисленные сохранившиеся группы утратили свою культуру. Но в глубине материка, в верховьях бассейна Ама >онки и Ориноко, культурно-бытовой уклад остается в некоторых чертах прежним. |
^ Народы высоких культур Центральной Америки
Область высоких культур Средней Америки охватывает пространство от средней части Мексики до южного Перу и Боливии. Эта растянувшаяся с севера на юг полоса представляет довольно разнообразные естествен- ные условия, что зависит главным образом от рельефа: большая часть области — высокогорные и предгорные страны (Мексиканское и Андскоо нагорья), но местами встречаются и низменности (Юкатан) и глубокие до* лины (бассейн Магдалены — Кауки в Колумбии). Большинство индейских племен этой области принадлежит к нескольким крупным'' языковым группам: юто-ацтекской и майя на севере, чибча, кечуа, аймара на юге. Еще до начала нашей эры в области начала развиваться земледельческая культура, на основе которой в первых веках нашей эры возникло несколько очагов высоких цивилизаций, достигших постепенно, особенно к X—XV вв., максимального развития. Важнейшие из этих очагов культуры образовались: в долинах и нагорье средней Мексики (ольмеки, тольтеки, ацтеки); в южной Мексике и теперешней Гватемале (майя); в северо-западной Колумбии (чибча-муиски); в южном Перу (культура древних кечуа, аймара и других племен). Развитие в каждой из этих культурных областей шло, по-видимому, самостоятельно, но они обнаруживают немало и общих черт; последнее порождено частью сходством природных и хозяйственных условий, частью — непосредственным контактом и взаимными влияниями.Необычайно высокий для Америки уровень развития этих древних " культур, их своеобразная утонченность, а также ряд действительных или кажущихся сходств с древними культурами Старого Света (египетской и др.) — побуждали многих ученых ставить вопрос о каких-то прямых исторических связях народов Центральной Америки с народами Старого Света. До сих пор есть сторонники подобной теории. Однако убедительных доказательств в ее пользу пока не представлено. Вся культурная область Средней Америки характеризуется преобладанием земледельческого хозяйства, основанного на выращивании разнообразных растений: маиса (кукурузы), бобов, тыквы, перца, подсолнуха, какао, агавы, табака, хлопка, хенекена и пр., на Андском нагорье — картофеля. Система земледелия — различная: от примитивной подсечноогневой системы (майя) до сложной оросительной (ацтеки) и террасовой (Перу) систем. Домашние животные, помимо собаки,— индейка, курица, н андских странах — лама и альпака: это единственный район во всей доколумбовой Америке, где, таким образом, развилось скотоводческое хозяйство. Техника достигла высокого уровня. Уже с первых веков нашей эры известна металлургия: медь, золото, серебро, в Перу и Колумбии также сплавы — бронза, тумбага (сплав золота с медью); только майя остались на уровне каменной техники и не употребляли металлов. Высокого совершенства достигла обработка волокнистых веществ — ткачество, а также керамика, камнерезное искусство. Развитие ремесел и торговли привело к раннему отделению города от деревни. Города с постройками сложной архитектуры, жилищной, дворцовой, храмовой, крепостной, существовали с первых веков нашей эры; остатки их сохранились повсеместно. Города-государства постепенно объединялись в большие политические союзы (государства майя, ацтеков, чиб- ча-муисков, инков); большинство этих государств дожило до испанского завоевания начала XVI в. В городах, главным образом в среде жрецов, развивалась письменность иероглифического типа. Существовала сложная система времяисчисления, велись хроникальные записи. Огромная область культур Средней Америки, составляя в некоторых отношениях единое целое, может быть разбита на подобласти. К. Уисслер, обозначая всю область в целом, как «ареал интенсивного земледелия», делит ее на три «культурных ареала»: а) область народов нахуа (от средней Мексики до Гватемалы включительно: народы ацтеков, майя и др.);б) область чибча (с культурным центром около Боготы в Колумбии);в) область инков (узкая полоса тихоокеанского склона Анд; племена кечуа, аймара и др.). В каждой из этих трех основных подобластей развитие культуры шло самобытно, но многое развивалось и параллельно, тем более, что между подобластями существовало и общение.Испанское завоевание нанесло непоправимый удар древним высоким культурам Средней Америки. От них ныне сохранились лишь мертвые памятники. Но потомки создателей этих культур живут и сейчас, частью смешавшись с выходцами из Европы; они сохраняют многое из своей самобытной земледельческой культуры.
^ Охотничьи племена Южно-американской пампы
Область аргентинской пампы и Патагонского нагорья, т. е. вся южная часть атлантического склона Южной Америки, от холмов Чако и до Крайнего Юга, включая большой остров Огненной Земли,— населяли некогда племена арауканов, гуайкуру, пуэльче, чон и др. Из них лишь некоторые были знакомы с земледелием, большинство жило преимущественно охотой, и особенно охотой на гуанако. Всю эту область поэтому на* зывают иногда «ареалом гуанако». Охотились при помощи ременных лассо, болас (каменные шары, обшитые кожей на длинных ремнях), копья. Когда в пампе появились табуны одичавших лошадей (привезенных испанцами), индейцы стали их ловить и приручать, так же как это делали индейцы прерий в Северной Америке. В XVII—XVIII вв. они превратились в конных охотников на гуанако. Типичные черты материальной культуры данной области: своеобразное метательное оружие (болас, лассо); кочевое жилище (толъдо) — палатка из шкур гуанако; одежда типа пончо и пр.
В настоящее время, в связи с европейской колонизацией, лишь в немногих местах области сохранились остатки прежнего населения. Однако некоторые характерные черты его хозяйственного и культурного уклада заимствованы теперешними жителями — пастухами гаучо в пампе.
^ Охотничье-рыболовецкие племена Огненной Земли.
На крайнем Юге материка и на островах Огненной Земли среди суровой негостеприимной природы до недавного времени сохранялся один из самых примитивных типов хозяйства и культуры. Если на большом острове Огненной Земли жило племя она, которое по типу хозяйства, как и по языку, стояло близко к племенам пампы и Патагонии (охотники на гуанако),— то в южной и западной части архипелага обитали морские собиратели, рыболовы и морские охотники — племена яганов и алакалу- фов. Культурный уклад этих племен, видимо оттесненных некогда на Крайний Юг более сильными соседями, поражал своей примитивностью. Полукочевой быт; конический или куполообразный шалаш, крытый травой или листьями; утлая лодка из коры, позже — однодеревка; посуда пз коры или плетеная; добывание огня высеканием; скудная одежда из шкур,— вот убогий культурный инвентарь этих племен. Общественный строй был крайне примитивен: группа родственных семей составляла основную и единственную социальную ячейку. Уже к концу XIX в. от слабых и отсталых племен Огненной Земли почти ничего не осталось: они вымерли от насилий колонизаторов, от эпидемических болезней.